Сурдина

Категории словаря
Труба с обычной картонной сурдиной, внизу (слева направо):
металлическая «груша», джазовая сурдина для эффекта «уа-уа»,
сурдина «грибок».
Сурдина на виолончели

Сурдина, сурдинка (франц. sourdine, от лат. surdus — глухой, глухо звучащий; итал. sordina, нем. Dämpfer) — приспособление у муз. инструмента, служащее для уменьшения силы звука и его смягчения, а также для изменения тембра. Применяется при игре на инструментах разл. групп. С. у струнных - двойная трёхзубая гребёнка, к-рая своей продольной щелью надевается на подставку; делается из кости, твёрдого дерева, пластмассы или лёгкого металла. С. у медных духовых (валторн, труб, корнетов, тромбонов, туб) - спец. полая внутри втулка грушевидной формы, вставляемая в раструб, приглушающая звук и придающая тембру несколько носовой оттенок; изготовляется из дерева или папье-маше, алюминия, пластмассы, имеет пробковые накладки по краям. В орк. музыку введена в нач. 17 в. (опера "Орфей" Монтеверди, оперы Ж. Б. Люлли); первоначально использовалась гл. обр. для уменьшения силы и яркости звука; до 1820-х гг. применялась только при игре на инструментах, к-рым поручены ведущие мелодич. голоса (у 2 солирующих виолончелей для ослабления силы звучания низких фигураций в "Сцене у ручья" из 6-й симфонии, во 2-й части 5-го концерта для фп. с оркестром Л. Бетховена). С 30-х гг. 19 в. С. стала широко применяться как средство особой тембровой характеристики (в произв. композиторов-романтиков - Дж. Мейербера, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера); её начали использовать не только при звучании piano, но и при звучании forte ("Смерть Озе" Грига, 2-е д. оперы "Тристан и Изольда" Вагнера, "Фантастическая симфония" Берлиоза; 6-я симфония, 4-я картина из оперы "Пиковая дама", "Элегия" из "Струнной серенады" Чайковского, 3-я часть 5-й симфонии Шостаковича). В звучании piano С. придаёт музыке таинственный, туманный характер, в forte - резко звенящий, пронзительный. На валторнах вместо С. используются т. н. закрытые звуки, к-рые получают, прикрывая раструб правой рукой. Сначала в эстр. оркестре, затем и в симфоническом (по его образцу) были введены С. для трубы - конич., с отверстием в середине, к-рые придают звучанию напряжённый, "сдавленный" характер. Для исполнения лирич., певучих мелодий на грушевидную, "резкую" С. надевают небольшую металлич. чашку ("грибок"), смягчающую звук. Прикрывая отверстие С., можно во время игры менять тембр, получая, т. о., "мяукающий", "квакающий" эффект ("вау-вау"; используется гл. обр. в эстр. оркестре). У деревянных духовых С. может служить платок, сложенный в неск. раз и вкладываемый в раструб фагота, кларнета и гобоя. Приём смягчает звучность, но не даёт возможности взять самый низкий звук инструмента. На фп. роль С. выполняет левая педаль.

Г. И. Благодатов

реклама

вам может быть интересно

Скерцо Термины и понятия
Неоромантизм Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Кобзарь Национальные культуры
Абхазская музыка Национальные культуры
Мистерия Музыкальные жанры
Мелодекламация Термины и понятия
Гобой Музыкальные инструменты
Фанданго Балет и танец
Renverse, ранверсе Балет и танец
Критика музыкальная Термины и понятия
Perpetuum mobile (перпетуум мобиле) Музыкальные жанры
Партия Термины и понятия

Реклама