Градуал (позднелат. graduale, от лат. gradus — ступень).
1) Responsorium graduale (лат.) — песнопение католич. богослужения с особым текстом для каждого праздника. Г. исполнялся попеременно дьяконом, стоящим на ступенях амвона (отсюда и название Г.), и хором. В католич. богослужении Г. всегда следует за чтением духовных стихов. Первоначально как солист, так и хор пели поочерёдно целый псалм; с течением времени сольная часть всё более сокращалась, одновременно хор. и особенно сольная части обогащались мелизматич. украшениями. Ранние Г. были одноголосными; в 12 в. появились и многогол. Г. Расцвет жанра связан с именем Перотина (Париж, собор Нотр-Дам), создававшего высокохудожеств. 4-голосные Г. В 16 в. Г. писались в полифонич. манере, близкой к мотетному письму; в 17–18 вв. в них проявляются черты конц. барочного стиля. В последующее время Г. сблизился с др. многогол. церк. песнопениями.
2) Собрание сольных и хор. песнопений католич. церк. службы (мессы). Осн. часть составляют песнопения, исполняющиеся в определённые церк. праздники. В качестве приложения к Г. следуют, как правило, песнопения «обычной» мессы (Ordinarium missae) — Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus/Benedictus, Agnus Dei. В католич. церквах применяется Graduale Romanum, изд. Ватиканом в 1908.
Литература: Wagner P., Einfuhrung in die gregorianischen Melodien, Tl 1. Ursprung und Entwicklung der liturgischen Gesangformen bis zum Ausgange des Mittelalters, Freiburg, 1895, Lpz., 1911; Tl III. Gregorianische Formenlehre. Eine choralische Stilkunde, Lpz., 1921; Johner D., Neue Schule des gregorianischen Choralgesanges, Regensburg, 1906, 1937, под загл. «Grosse Choralschule»; Gastоue A., Le graduel et l’antiphonaire romains. Histoire et discription, Lyon, 1913; Apel W., Gregorian chant, Bloomington, (1958); Habire F., Die Gradualien des 3. Modus und ihre musikalische Structur, в кн.: Musicus — Magister. Festschrift Th. Schrems, Regensburg, 1963.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.