Финская музыка
Наиболее древние традиции народной финской музыки — пастушьи ауканья, наигрыши на берестяных рожках, различных дудках; среди старинных народных песен — т. н. ёйку — короткие свободные импровизации речитативного склада, отличающиеся обилием музыкальных и текстовых повторов, альтераций, а также заклинания, плачи-причеты, бытовавшие на востоке страны; там же возникли героические, эпические песни — руны (см. также Карельская музыка, Эстонская музыка), самобытный характер которых свидетельствует о музыкальной одарённости и поэтической фантазии народа, а также различные по характеру обрядовые, трудовые, шуточные, игровые, любовные, танцевальные песни (2- и 3-дольные, с рифмованными текстами); многие из них (или только их мелодии) сохранились в современном народном финском песенном искусстве.
Охотниками, рыбаками, крестьянами эти песни издавна поются на работе и отдыхе. Они отличаются особым, северным колоритом — приглушённостью, «пастельностью» красок, мягкой элегичностью, иногда суровостью — чертами, отражающими особенности фин. природы, нар. характера. Пению часто аккомпанировали на кантеле, йоухикко (струнный смычковый); распространён также дух. инструмент туохиторви. В нар. Ф. м. наряду с мажором и минором применяются и др. натуральные лады. Наиболее типичны для нар. Ф. м. руны, опубликованные Э. Лёнротом (сельский лекарь, поэт, фольклорист) в сб. «Калевала» (1-я кн.- 35 рун, 1835; 2-я — 50 рун, 1849) — памятнике нац. эпоса, включающем сказания о подвигах и приключениях героев сказочной страны Калевалы. Лёнротом в 1840 издана также антология фин. нар. лирики «Кантелетар». В 1893 И. Крон, А. Лаунис и А. О. Вяйсянен издали более полный сб-к, содержащий 15 000 рун и др. фин. нар. песен. Со 2-й пол. 19 в. руны и др. песни этих сб-ков являются основой мн. произв. фин. поэтов и композиторов.
Заметное воздействие на развитие Ф. м. оказало григорианское пение. В числе ранних образцов, отмеченных его влиянием, — записи песнопений, сделанные в 12–16 вв. (хранятся в Хельсинкском ун-те), месса епископата в Турку («Missale «boense», издана в 1488) и т. н. Руководство («Manuale «boense», 1522). Церк. пение было важным предметом школьных программ, о чём свидетельствует сб-к (канционал) церк. песнопений 11–16 вв. для школьников и семинаристов, певших в церквах, — «Piae cantiones» (издан на лат. яз. в 1582 в Германии по инициативе учившегося в нем. ун-те фин. студента Т. П. Рутхана; неск. мелодий из этого сб-ка известны в обработке Я. Сибелиуса и X. Клеметти). Духовные песни, к-рые в средние века были занесены в Ф. м. фин. студентами, учившимися в ун-тах Зап. Европы, носят следы иностр. влияний (гл. обр. швед., дат., нем., франц.), сохранилась и культовая хор. музыка чисто фин. происхождения, не испытавшая воздействия григорианского хорала. С присоединением Финляндии к движению Реформации (сер. 16 в.) получил распространение протестантский хорал. Ср.-век. церк. фрески с изображением муз. инструментов свидетельствуют о существовании у финнов в ср. века инстр. музыки.
Светская муз. культура начала развиваться в Турку (в то время — столица) с кон. 18 в., когда город стал крупным культурным центром. Возникли муз. об-ва (старейшее — в 1790; имело свой оркестр, нотную б-ку, муз. школу), к-рые организовывали публич. концерты; устанавливались традиции муж. хор. пения (важное место занимают и в совр. Ф. м.). С нач. 19 в. в Финляндии стали гастролировать нем. и итал. оперные труппы. Первые проф. фин. композиторы — Э. Тулиндберг (его струн. квартеты, написанные на рубеже 18–19 вв., исполняются и в совр. Финляндии) и выходец из Германии Ф. Пасиус, внёсший большой вклад в развитие Ф. м., автор фин. Нац. гимна, популярных опер, а также зингшпилей, в т. ч. «Охота короля Карла» (1852).
Подъём нац. самосознания, распространение свободолюбивых настроений, проникших из Зап. Европы в сер. 19 в., способствовали пробуждению интереса к прошлому страны, к нац. традициям. Возникает стремление к созданию нац. иск-ва, появляются первые муз. произв. на нац. сюжеты из «Калевалы» — симфония в 4 частях А. Ингелиуса (1847; в скерцо — «Scherzo finnico» им использован 5-дольный размер рун), программная симф. увертюра «Куллерво» Ф. Шанца (1860). Однако в этих произв. ещё ощутимы значит. влияния нем. музыки (авторы их учились в Германии и Австрии, а также у нем. музыкантов, работавших в Финляндии).
Новый этап в развитии нац. Ф. м. начался с открытия в 1882 в Хельсинки Муз. ин-та (с 1924 — консерватория, с 1939 — Академия музыки им. Я. Сибелиуса) и основания Орк. об-ва (на его базе создан совр. Гор. оркестр). Организации и развитию муз. образования и пропаганде нац. и заруб. музыки содействовали крупнейшие музыканты — основоположники фин. нац. муз. школы, педагог и композитор, основатель Муз. ин-та М. Вегелиус, а также известный композитор, первый фин. проф. дирижёр Р. Каянус, знакомивший фин. публику с достижениями совр. зап.-европ. музыки и исполнявший новую Ф. м. в Финляндии и за рубежом. Оба музыканта высоко ценили фин. муз. фольклор, использовали его в своём творчестве и стремились развить интерес к нар. иск-ву у своих учеников, среди к-рых был Я. Сибелиус; он поднял Ф. м. на уровень лучших художеств. достижений совр. европ, муз. иск-ва; его симфонии, симф. поэмы, в т. ч. легенда «Туонельский лебедь» (1893), концерт для скрипки с оркестром, отличающиеся ярким нац. колоритом, завоевали мировую известность. Творчество Сибелиуса оказало огромное влияние на последующее развитие фин. композиторской школы с её патриотич. устремлениями, опорой на нац. поэтич. (широкое использование «Калевалы») и муз. фольклор, самобытностью колорита и романтич. эмоциональностью. Младшие современники Сибелиуса также создали ряд произв. на основе песен «Калевалы». В 1-й пол. 20 в. выдвигаются Э. Мелартин (директор и профессор Муз. ин-та в Хельсинки; опера «Айно», 8 симфонии, симф. поэмы, инстр. произв. лирико-элегич. характера, в т. ч. «Легенды» для фп., скр. пьесы, романсы), С. Палмгрен (ученик Ф. Бузони, дирижер, концертирующий пианист, преподаватель композиции в консерватории, с 1939 профессор Академии музыки им. Я. Сибелиуса, где вел также класс фп., муз. критик; 5 концертов для фп. с оркестром, в т. ч. программный «Поток» — «Virta», лирич. инстр. миниатюры, воплощающие образы фин. природы), Т. Кула (орк. сюиты, хоры, в т. ч. Stabat Mater, др. произв., мн. из к-рых носят патриотич. характер, исполнены высокой патетики) и Л. Мадетоя (нац. опера драм. характера «Похьялайсиа», 3 симфонии, в т. ч. 2-я, продолжающая традиции Сибелиуса и отличающаяся самобытными нац. чертами; хоры, сольные песни лирич. склада, а также балет-пантомима на япон. сюжет «Окон-Фуоко»). Кула и Мадетоя обогатили фин. нац иск-во, претворив в своих произв. своеобразные муз интонации Похьялы (Эстерботния, провинция в Финляндии). Стилистически творчество этих композиторов близко к позднему романтизму. К тому же направлению примыкает в своем творчестве И. Кильпинен (ок. 700 песен; вок. цикл «Кантелетар»; циклы лирич. песен на нем. тексты, напоминающие песни Ф. Шуберта, X. Вольфа, а также «Песни о смерти», отражающие влияние М. П. Мусоргского). В 1920-30-е гг. в Ф. м. ощущается известное воздействие творчества Р. Штрауса и А. Н. Скрябина (его позднего периода), а также Л. Яначека с его вок.-речитативной выразительностью. В то же время в произв. нек-рых композиторов наметилась тенденция к атональной музыке. Среди них — А. Мериканто (опера «Юха», 1922, пост. 1958; симф поэма «Похищение Кюллики», на сюжет из «Калевалы», 1935; инстр концерты с оркестром, а также концерт для 9 инструментов), У. Клами (сюита «Калевала», 1932, отличающаяся повышенной динамичностью и красочностью, отражающая «варварскую» первозданность, стихийные силы природы; концерт для фп. с оркестром «Ночь на Монмартре», содержащий элементы джаза; «Черемисская фантазия» для виолончели с оркестром, «Карельская рапсодия» и др. произв., свидетельствующие о воздействии М. Равеля и И. Ф. Стравинского). Влияние франц. импрессионистов отражается в красочной орк. музыке В. Раитио (симф. поэмы «Лебеди», «Мать Лемминкяйнена»), Э. Пингуда. Позднее черты нац. романтизма проявились в операх Т. Пюльккянена («Маре и ее сын», «Невеста волка», «Тень»), в балете А. Соннинена «Песси и Иллюзия».
После 1945 Ф. м. в целом оставалась в рамках нац. традиции, хотя отд. композиторы и испытали воздействие разл. течении авангардизма. Расширению творч. кругозора фин. композиторов содействовало созданное в 1949 фин. отделение Междунар. об-ва совр. музыки. Среди наиболее крупных композиторов — Э. Энглунд (5 симфоний, 1948–77, в т. ч. 4-я, «Реквием памяти великого композитора», 1976, посв. Д. Д. Шостаковичу, 2 концерта для фп. с оркестром, балеты «Одиссеи», 1959, и «Синхуэ», 1966, песни, музыка для т-ра, кино, радио, телевидения), М. Раутио, реформатор школьных муз. программ (фп. соч.), Э. Бергман, сочетающий традиции импрессионизма с приемами серийной техники, пуантилизма, соноризма («Утренняя серенада» для оркестра), использует также декламац. эффекты («Лебедь», для солистов и муж. хора; «Атон», для баритона, чтеца, смешанного хора и оркестра; «Ночь» — «Nox», для баритона, смешанного хора, флейты, англ. рожка и ударных, 1970; «Лаппония», для меццо-сопрано, баритона и смешанного хора, 1975), Й. Кокконен, учитель мн. совр. молодых фин. композиторов (4 симфонии, 1960–1971; «Музыка для струнных», «Камерная симфония», опера «Последние искушения», 1975; трио, квартеты, квинтеты, пьесы для фп. и др.). Для музыки Кокконена, основанной на фин. муз. фольклоре и традициях Сибелиуса, характерны строгая, графич. манера письма, близость к линеарной полифонии П. Хиндемита; его творчество отразило влияния И. Брамса и композиторов 20 в. — Б. Бартока, И. Ф. Стравинского, а также А. Берга (применяет серийную технику). В числе композиторов 1960-70-х гг., использующих новейшие приёмы муз. письма, — Э. Раутавара (оперы «Шахта», 1963, «Поэма 42», 1975; камерные оперы на сюжеты из «Калевалы»; 4 симфонии, 1956–75; «Реквием нашего времени» для духовых и ударных, 1954; инстр. концерты с оркестром, в т. ч. «Северная песнь» — «Cantus arcticus» — для магнитофонной ленты с записью пения птиц, 1972; духовные хор. соч., в т. ч. «Виджиль» для смешанного хора и солистов, 1973, и др. вок. и инстр. произв.), Т. Мартинен (7 опер, в т. ч. «Шинель» по Н. В. Гоголю и «Старая дева» по О. де Бальзаку, 1963, 1971; 3 балета, 5 симфоний и др. соч., в т. ч. додекафонное произв. «Орёл, птица вольная», 1956, на текст «Калевалы» для голоса с оркестром), А. Саллинен (опера «Всадник», 1975; 3 симфонии, 1972, 1973, «Морская» — 1975; «Камерная музыка No 2», для альтовой флейты и струн. оркестра, 1976; струн. квартеты, в т. ч. 4-й — «Спокойные песни», 1971), У. Мериляйнен (балет «Психея», с партиями электронных инструментов, 3 симфонии, 1953–71, концерты с оркестром, в т. ч. 2-й для фп. и для контрабаса, 3-й для виолончели, 1975; 4 фп. сонаты), П. Хейнинен (4 симфонии, 1960–71, орк. пьесы; 2 концерта для фп. с оркестром), Я. Сермиля — входит в небольшую группу фин. авангардистов, пред. фин. секции Об-ва совр. музыки, директор фин. Центра муз. информации (камерно-инстр. произв., в т. ч. «Ощущение» для 2 флейт и 2 виолончелей; песни).
Новые тенденции проявляются и в церк. музыке С. Салонена (месса для хора a cappella, реквием, а также кантаты и мотеты, написанные в строгом контрапунктич. стиле), Б. Юхансона (месса, «12 заповедей», Stabat Mater, реквием и др. соч., в которых используются сюрреалистич. эффекты). Композиторы, получившие музыкальное образование под рук. Кокконена, Энглунда и Бергмана в Академии музыки им. Я. Сибелиуса, совершенствуются в композиции на междунар. семинарах совр. музыки в Танглвуде (США), Дармштадте (ФРГ) под рук. В. Фогеля, Д. Лигети, А. Копленда, К. Пендерецкого и др. С сер. 70-х гг. многие фин. музыканты предпочитают заниматься у ведущих сов. педагогов в консерваториях Ленинграда и Москвы (дармштадтский семинар «Новая музыка» стал менее популярен). Комп. Т. Кусисто, Р. Юркияйнен, Л. Сегерстам и др. пишут произв. крупных форм, а также музыку для радио, телевизионных и драм. спектаклей и кинофильмов, мьюзиклов, джазовых оркестров. Многие композиторы сочетают творческую деятельность с дирижированием и музыкальной педагогикой.
Среди др. композиторов, выдвинувшихся в 70-х гг., — Э. Сальменхара (опера «Женщина из Испании», 1973; 4-я симфония, 1971; пьеса для оркестра «Иллюминация», 1971; концерт для валторны с оркестром, 1974; «Элегия No 2» для 2 струн. квартетов, фп. музыка, в т. ч. 2-я соната, 1973), Ю. Линьяма (симфония «Дань уважения А. Киви», 1971; концерт для органа с оркестром, 1971; «Триптих» для 2 органов, 1971; Партита для органа, 1973; соч. для хора, песни и др.), К. Рюдман (камерная опера «Убийство в замке», 1973; орк. соч., в т. ч. «DNA», 1970; соч. для хора, романсы и песни, камерно-инстр. музыка, в т. ч. 4 струн. квартета, 9 сонат для разл. камерно-инстр. составов), X. О. Доннер (симфония, камерная музыка, соч. для хора a cappella и с камерным оркестром), П. X. Нордгрен (симфония, 1974; концерты с оркестром, в т. ч. для альта, 1970, для кларнета и нар. инструментов, 1970, для фп., 1975; пьеса «Поворотный момент» для камерного оркестра, 1972; квинтет для духовых инструментов, 1975), Л. Сегерстам (орк. дирижёр и рук. Струн. квартета его имени; симф. поэма «Patria», пьеса «Два, вперёд…» для 2 фп. и большого симф. оркестра, «Вопли и видения» для оркестра; 12 струн. квартетов, 2 дух. квинтета; пьесы для скрипки и виолончели с фп., вок., а также фп. музыка, в т. ч. пьеса «Семь вопросов к бесконечности»).
Среди крупнейших фин. исполнителей: орк. дирижёры — Р. Каянус, Г. Шнефохт, А. Ярнефельт, Т. Ханникайнен, Ю. Ялас, М. Симиля, Т. Хапанен, Н. Э. Фугстед, Й. Панула, П. Берглунд, О. Каму, Л. Сегерстам; хор. дирижёры — X. Клеметти, Э. Похьола, Э. Бергман, X. Андерсен; пианисты — К. Экман, Э. Линко, И. Ханникайнен, Т. Валста, Т. Миккиля, Л. Похьола, Э. Т. Тавастшерна, Э. Хейнонен; органист Э. Форсблум; скрипачи — А. Игнатиус, С. Тукиайнен, X. Сегерстам; виолончелисты — О. Фострём, И. Селин, А. Норас; певицы — А. Фострём, И. Экман, М. Ярнефельт-Пальмгрен, А. Акте, X. Гранфельт, А. Раутавара, Р. Костиа, певцы — Ф. Форстен, X. Линдберг, К. Борг, М. Лехтинен, М. Тальвела, Т. Краузе.
Широкому и активному участию в муз. жизни способствует Ассоциация фин. композиторов (с 1945; ныне рук. О. Песонен), к-рая вносит свой вклад в расширение междунар. муз. связей и пропаганду новой Ф. м. Муз. жизнь Финляндии сосредоточена в Хельсинки, где работают крупнейшие муз. коллективы и организации, а также исполнители-солисты. Проводятся муз. фестивали — «Неделя Сибелиуса» в Хельсинки (с 1951), в Турку (с 1960), певческие праздники (с 1881); конкурсы, Дни культуры в г. Ювяскюля (с 1956; концерты, музыковедч. конференции), Дни музыки в г. Савонлинна, курсы по повышению мастерства. Кроме Академии музыки им. Я. Сибелиуса, работают муз. ин-ты в гг. Лахти, Тампере, Ювяскюля, Хяменлинна, Куопио; кафедры музыковедения имеют ун-ты в Хельсинки, Ювяскюле и в Турку. Н.-и. работы, гл. обр. по изучению Ф. м., принадлежат музыковедам И. Крону, Т. Хапанену, Э. Тавастшерне (зав. кафедрой музыковедения при Хельсинкском ун-те), Н. Э. Фугстеду, Н. Э. Рингбуму, В. Хеласвуо (ректор Академии музыки им. Я. Сибелиуса), Т. Мякинену, С. Нумми, Э. Сальменхаре, Я. Сермиля.
Литература: Липаев И., Финская музыка, СПБ, 1906; Куусинен О., (Вступ. ст.), в кн.: Калевала. Карело-финский народный эпос. Собрал и обработал Э. Лённрот, Петрозаводск, 1956; Мартынов И. И., Очерки о зарубежной музыке 1-й пол. XX в., М., 1970; Кrоhn I., Merkmale der finnischen Volksmusik, «Allgemeine Musikzeitung», 1938, Bd 65; Haapanen T., Suomen saveltaide, Hels., 1940; его же, Finlands musikhistoria, Strangnas, 1956; Helasvuo v. , Ny musik i Finland, в кн.: Ny musik i Norden, Stockh., 1954; его же, Musiikin historia, Hels., 1977; Ringbоm N. E., Die Musik-forscmmg in Finnland seit 1940, «Acta musicologica», v. 31, 1959; Makinen T., Nummi S., Musica fennica, Hels., 1965; Finnish music information centre collections, Hels., 1974; Nummi S., Suomalaista musiikkia Helsingin Juhlaviikoilla 1975, Hels., 1975; Days of Finnish music-making, L., 1975; Heikinheimо S., Finskt musikliv i dag, «Musik-revy», Stockh., 1975, No 3; Sermila J., Finland’s composers: short historical outline, Hels., 1976.
М. А. Сальберг-Вачнадзе
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.