Алфавит музыкальный

Категории словаря

Алфавит музыкальный — буквенная система обозначения звуков различной высоты. Возникла не позднее 3 в. до н.э. в Древней Греции, где существовали две системы алфавита музыкального. В более раннюю инструментальную систему входили буквы греческого и финикийского алфавитов. В более поздней вокальной системе использовались только греческие буквы в алфавитном порядке, соответствовавшем нисходящему звукоряду.

Др.-греч. буквенная нотация употреблялась в Зап. Европе до 10 в. В период раннего средневековья возник и применялся наравне с ней способ обозначения звуков буквами лат. алфавита. Вначале диатонич. звукоряд, состоявший из двух певч. октав (А - а), обозначался буквами от А до Р. Позднее стали применять лишь первые семь букв. При этом способе нотация была следующей: А, В, С., D, E, F, G; а, b, с, d, e, f, g, aa. Позднее этот звукоряд был дополнен снизу звуком соль большой октавы, обозначавшимся буквой g (гамма) греческого алфавита. II ступень осн. звукоряда стала применяться в двух видах: высокая - звук си, называлась В durum (лат. - твёрдое) и обозначалась квадратным начертанием (см. Бекар); низкая - звук си-бемоль, называлась В mollis (лат. - мягкое) и обозначалась округлым начертанием (см. Бемоль). Со временем звук си стал обозначаться лат. буквой Н. После 12 в. ср.-век. система буквенной нотации была вытеснена невменным письмом и хоральной нотацией, однако в 14-18 вв. она возродилась в различных вариантах в органных и лютневых табулатурах.

В настоящее время диатонический звукоряд в пределах октавы имеет следующее буквенное обозначение:

image

В странах англ. языка эта система применяется с одним отступлением - сохранилось старинное обозначение звука си буквой b; си-бемоль при этом обозначается b flat (си мягкое).

Для записи знаков альтерации к буквам добавляются слоги: is - диез, es - бемоль, isis - дубль-диез, eses - дубль-бемоль. Исключение составляют звук си-бемоль, за к-рым сохранилось обозначение буквой b, звуки ми-бемоль и ля-бемоль, обозначающиеся соответственно слогами es и as. До-диез - cis, фа-дубль-диез - fisis, ре-бемоль - des, соль-дубль-бемоль - geses.

В странах англ. языка диез обозначается словом sharp, бемоль - словом flat, дубль-диез - словами double sharp, дубль-бемоль - словами double flat, до-диез - с sharp, фа-дубль-диез - f double sharp, ре-бемоль - d flat, соль-дубль-бемоль - g double flat.

Звуки большой октавы обозначаются прописными буквами, а малой - строчными. Для звуков других октав к буквам добавляются цифры или чёрточки, соответствующие по числу названиям октав:

до первой октавы - с1 или с'
ре второй октавы - d2 или d"
ми третьей октавы - е3 или е "'
фа четвёртой октавы - f4 или f""
до пятой октавы - с5 или с " "'
си контроктавы - Н1 или 1Н, или Н
ля субконтроктавы - А2 или А, или

image

Для обозначения тональностей к буквам добавляются слова: dur (мажор), moll (минор), причём для мажорных тональностей используются прописные буквы, а для минорных - строчные, например C-dur (до мажор), fis-moll (фа-диез минор) и т.п. При сокращённом способе написания прописные буквы (без добавлений) обозначают мажорные тональности и аккорды, а строчные - минорные.

С введением в муз. практику линейной нотной системы А. м. утратил своё первоначальное значение и сохранился как вспомогат. средство обозначения отд. звуков, аккордов и тональностей (преим. в муз.-теоретич. работах).

Литература: Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, М.-Л., 1941.

В. А. Вахромеев
Музыкальная энциклопедия под редакцией Ю. В. Келдыша. 1973–1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Партитура Термины и понятия
Лауреат Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Финская музыка Национальные культуры
Тибетская музыка Национальные культуры
Glisse pas, глиссе Балет и танец
Партитура Термины и понятия
Presto, престо Термины и понятия
Секстет Термины и понятия
Цинь Музыкальные инструменты
Швейцарский балет Балет и танец
Pas marche, па марше Балет и танец
Тапёр Термины и понятия

Реклама