Киевский распев

Категории словаря

Южнорусская ветвь знаменного распева. Формировался, по-видимому, на территории Украины в эпоху феодальной раздробленности Руси. Интонационными основами К. р. являлись нар. муз. язык и традиции песнетворчества. К. р. подчинён системе осмогласия, мелодика его состоит из попевок терцово-квартового строения, укладывающихся в диатонич. звукоряд. Техника композиции К. р. сводилась к построчному распеванию текста. Фонд попевок К. р. значительно меньше фонда попевок знаменного распева. Мелодии его короче и проще в ритмич. отношении, в них отсутствует вариантная разработка попевок, но более ясно выступает ощущение тонич. устойчивости.

Рукопись конца 17-начала 18 вв. Ленинградская духовная академия, No 228/Р, листы 52 (оборот) и 53.

В К. р. заметнее разграничение на речитативные и распевные участки, отд. фразы текста часто повторяются, чего нельзя встретить в распевах новгородско-московской ветви знаменного пения.

В Москве К. р. появился и стал быстро распространяться в 17 в. благодаря культурным связям Киева с Москвой, усилившимся после воссоединения Украины с Моск. гос-вом. Воспринятые песнопения К. р. были изложены в пятилинейной квадратной нотации, к-рая, в отличие от крюкового письма, была названа в Москве киевским знаменем. В моск. печатных книгах 2-й пол. 18 в. различаются большой и малый К. р. Малый К. р. представляет собой сокращение большого. Купюры, по-видимому, делались в связи с определившейся в то время общей тенденцией к сокращению широко распевных мелодий.

Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, М., 1867; Вознесенский И., О церковном пении православной греко-российской церкви. Большой знаменный напев, Киев, 1887; его же, Церковное пение православной Юго-Западной Руси по нотно-линейным ирмологам 17 и 18 вв., Киев, 1890, М., 1898; его же, Осмогласные распевы трех последних веков православной русской церкви, I. Киевский распев, Киев, 1888, М., 1898; Металлов В., Очерк истории православного церковного пения в России, Саратов, 1893, M., 1915; Преображенский A., Культовая музыка в России, Л, 1924; Успенский Н., Образцы древнерусского певческого искусства, Л., 1968, 1971; его же, Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; Скребков С, Русская хоровая музыка XVII - нач. XVIII в., М., 1969.

Н. Д. Успенский

Категории словаря

реклама

вам может быть интересно

Драма музыкальная Музыкальные жанры
Сицилиана Музыкальные жанры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Concerto grosso, кончерто гроссо Музыкальные жанры
Былина Музыкальные жанры
Строгий стиль Термины и понятия
Полистилистика Термины и понятия
Лютня Музыкальные инструменты
Реализм Течения в искусстве
Музыкальное образование Термины и понятия
Фигурация Термины и понятия
Полонез Музыкальные жанры

Реклама