Итальянская музыка в 1-й половине 19 века

Категории словаря

Национально-освободительная борьба итальянского народа. Ее значение для искусства Италии. Прогрессивные черты итальянского литературного романтизма. Особенности формирования новой оперной школы.

Национальные черты итальянской музыкальной культуры XIX века были предопределены особенностями освободитель­ной борьбы, которой пронизана вся история Италии этого сто­летия.

С XVI века Апеннинский полуостров подпал под власть иност­ранных завоевателей (Испании, Франции, Австрии). Италию истощали непрерывные войны. Страна пришла в состояние экономиче­ского упадка. Все это отразилось на ее духовной жизни. Мощным толчком, пробудившим силы народа, послужила Французская бур­жуазная революция. Патриотический лозунг о «единой и недели­мой республике» объединил все слои общества и поднял их на борьбу против своих вековых притеснителей и против захватниче­ской политики Наполеона. Подобно тому как это происходило в немецких княжествах, в Италии наполеоновская армия не только приносила с собой национальное угнетение, но одновременно расшатывала феодальные отношения.

Борьба за национальное осво­бождение переплеталась с политическими выступлениями против феодальной реакции. Процесс революционизирования народных масс Италии неуклонно развивался. Вспышки народного возбуж­дения постоянно потрясали Италию. Первая волна протеста была связана с героическим движением карбонариев (Карбонарии (от итальянского слова carbonaro — угольщик) — члены тай­ной революционной организации Италии первой трети XIX века. Основные за­дачи карбонариев заключались в национальном освобождении от французского и австрийского господства и в уничтожении феодально-абсолютистского строя.), завершившимся восстанием в начале 20-х годов.

Народные волнения характерны и для 1830 года. В 30-х годах поднялась вторая волна народного протеста, возглавляемая организацией «Молодая Италия», которая, продолжая героические традиции разгромленных карбонариев, опиралась в своей борьбе на более широкие массы. В 40-х годах начинается последний этап решительного выступления итальянского народа против иноземно­го гнета и феодально-абсолютистского строя, получивший назва­ние Рисорджименто (Risorgimento, то есть Возрождение). В 1848 году имела место острая революционная ситуация, закончившаяся кровавой раcправой над восставшими. Но движение Рисорджи­менто, выдвинувшее из своей среды таких героев, как Медзини и Гарибальди, продолжало неуклонно развиваться. Этот последний этап борьбы итальянского народа завершился в 1871 году образо­ванием единого итальянского государства.

Итальянское искусство конца XVIII и первой половины XIX ве­ка не только развивалось на фоне широчайшего патриотического и народно-освободительного движения, но и принимало в нем не­посредственное участие. Злободневны были героические трагедии Альфьери и Пиндемонте, романы Фосколо и Мандзони, стихи Леопарди и Россетти, оперы Россини и Беллини. В сознании итальян­ского народа общественные и эстетические вопросы были тесно пе­реплетены.

Но воплощение передовых идеалов современности принимало в литературе и музыке разные формы.

В литературе новые веяния привели к яркой романтической школе, которая с первых шагов связала себя с идеями националь­но-освободительного движения. В 1816 году писатели-романтики Италии создали свой первый манифест, объявив беспощадную вой­ну поработителям. Во главе журнала романтиков «Кончильяторе» («Примиритель»), организованного с целью объединить всех патриотически настроенных писателей, стоял Сильвио Пеллико, тес­но связанный с карбонариями. Литературные деятели стремились освободиться от стеснительных норм классицизма, с его обязатель­ным арсеналом историко-мифологических сюжетов и образов. Тен­денции выйти из замкнутого круга средств и жанров классицистского искусства означали попытку сблизить литературу с жизнью народа. Подчиняя свое творчество современным гражданским за­дачам, пробуждая в итальянском народе чувство национальной гордости, передовые писатели-романтики вели открытую и ожесто­ченную борьбу с эпигонами классицизма, которых поддерживали чужеземные поработители и Ватикан. Борясь с клерикальными идеями, выступая против реакционных романтических тенденций (против использования средневековых тем, идеализации старины), они, однако, тяготели к историческим сюжетам, считая это лучшим способом отражения идей патриотизма и героики.

Таким образом, итальянский литературный романтизм (при наличии отдельных противоречивых черт) в целом оформился как направление прогрессивное, демократическое.

В музыке процесс формирования новой национальной школы проходил несколько заторможенно по сравнению с литературой. Связь музыкального искусства с современностью вначале не была столь непосредственно выявлена. И тем не менее именно в этой области в Италии сформировалась национальная школа, значение которой выходит за пределы отечественной культуры.

Господствующее положение в музыкальной жизни страны за­нимала опера, которая здесь издавна сложилась как массово-демократический вид искусства. За два века существования итальян­ского музыкального театра в нем накопились богатейшие тради­ции, в которых отразился национальный характер художественного творчества. Уже это могло сделать оперу превосходным проводни­ком народных идеалов и чаяний.

«Бедной порабощенной Италии запрещается говорить, и она может лишь музыкой поведать чувства своего сердца. Все свое негодование против чужеземного владычества, свое воодушевление свободой, свое бешенство перед сознанием собственного бессилия, свою скорбь при мысли о прошлом величии и, рядом с этими, свои слабые надежды, свое ожидание, свою страстную жажду помо­щи – все это претворяет она в мелодии», – писал об итальянской опере Гейне.

Однако, с другой стороны, именно на музыкальном театре ясно сказалась общественная отсталость Италии. Условия феодальной раздробленности и национального гнета, в которых она так долго пребывала, мало способствовали развитию передовых течений в опере, особенно в старинном жанре seria. Жестокие цензурные ограничения мешали поискам нового и идейно актуального. На протяжении длительного времени в Италии укоренилось отношение к музыкальному театру как к искусству развлекательному. Оперные театры, действовавшие в определенные сезоны, рассматривались как место для демонстрации вокалистов-виртуозов и как клуб для светских встреч.

В подобных условиях новые веяния с боль­шим трудом пробивали себе путь. Развитие оперного искусства сильно тормозили и требования публики, интерес которой был главным образом сосредоточен на внешней виртуозности исполне­ния, и косные вкусы певцов – деспотических законодателей художественных норм. То обстоятельство, что почти все музыкальные театры страны находились в руках частных предпринимателей, до­полнительно затрудняло борьбу с рутиной. Если в области коми­ческой оперы в XVIII столетии все же имели место значительные художественные достижения, то опера seria пребывала в состоянии глубокого кризиса. Деятельность ряда композиторов второй половины XVIII века и начала XIX (Йоммелли, Майра), стремившихся внести свежую струю в этот жанр, приблизить его к новым художественным задачам, носила половинчатый, компро­миссный характер. Процесс романтизации оперы также происхо­дил замедленно. Итальянская публика, мгновенно и с бурным одобрением улавливавшая в сюжетах любой намек на патриоти­ческую идею, с непониманием и неодобрением встречала попытки обновления музыкальной драматургии оперы.

И все же революционная атмосфера, оживившая все сферы творческой деятельности итальянского народа, постепенно породи­ла новые, передовые музыкальные течения – расцвет инструмен­тальной музыки, и прежде всего исполнительство и творчество гениального Паганини. Но главное заключалось в появлении но­вой оперной школы, отразившей идеи освободительной борьбы. Эта школа возникла на основе героических традиций националь­ного классицистского театра (драматического и музыкального), но традиций существенно обновленных. В процессе формирования но­вой итальянской оперы значительным было влияние передовых тенденций итальянской романтической литературы и драмы, со­временных форм итальянской народной и бытовой музыки и, нако­нец, новейших достижений романтизма в музыке Германии и Франции.

Создателем новой национальной оперной школы был Россини. Свое наивысшее выражение она получила в музыке Верди. Благо­даря творчеству этих двух композиторов-классиков итальянская художественная культура XIX века возвысилась до уровня обще­европейского искусства.

В. Конен
Источник: История зарубежной музыки, выпуск 3, 1972 г.

Список литературы:

• Россини Дж. Избранные письма, высказывания, воспоминания. Под ред. Е. Бронфин. Л., 1968.
• Бронфин Е. Джоаккино Россини. М., 1974.
• Серов А. Избранные статьи, т. 1—2. М. —Л., 1950—1957.
• Стендаль. Жизнь Россини. Собр. соч., т. 8. М., 1959.
• Хохловкина А. Западноевропейская опера, гл. 4.
• Пальмин А. Паганини. Л., 1962.
• Ямпольский И. Никколо Паганини. М., 1961.
• Caussou Т. Gioachino Rossini. Paris, 1967.
• Radiсiоlli G., vol. 1—3. Tivoli, 1927/29.
• Rognoni L. Rossini. Parma, 1956.
• Tоуe F. Rossini. London, 1954.
• Weinstock H. Rossini. N. Y., 1968.
• Zavadini G. Donizetti. Bergamo, 1958.
• Weinstock H. Donizetti. London, 1964.
• Berry P. Paganini. Documenti e testimonianze. Genoa, 1962.

Итальянская музыка в 1-й половине 20 века
Итальянская музыка во 2-й половине 19 века
Итальянская опера после Россини: творчество Беллини и Доницетти
Итальянская музыка

реклама

вам может быть интересно

Китайская музыка Национальные культуры

Книги

Главы из книг

Наследие (classic-music.ru)

Публикации

Персоналии

рекомендуем

смотрите также

Датский балет Балет и танец
Полигармония Теория музыки
Травести Опера, вокал, пение
Трувер Национальные культуры
Соль (нота) Теория музыки
Ракоходное движение Теория музыки
Металлофоны Музыкальные инструменты
Жонглёр Национальные культуры
Подбородник Музыкальные инструменты
Сериальность, сериализм Термины и понятия

Реклама