Сонатно-циклическая форма

Категории словаря

Сонатно-циклическая форма — разновидность циклической формы, объединяющей в одно целое ряд законченных, способных к самостоятельному существованию, но связанных общей идеей произведений. Специфика сонатно-циклической формы заключается в высоком идейно-художественном единстве целого. Каждая часть сонатно-циклической формы выполняет особую драматургическую функцию, раскрывая определённую сторону единой концепции. Поэтому при изолированном от целого исполнении её части теряют гораздо больше, чем части цикла др. типа — сюиты. Первая часть сонатно-циклической формы, как правило, пишется в сонатной форме (отсюда название).

Сонатный цикл, именуемый также сонатно-симфоническим, складывался в 16–18 вв. Его старинные доклассич. образцы не обнаруживают ещё чётких отличий от сюиты и др. видов циклич. форм — партиты, токкаты, concerto grosso. В их основе всегда лежал контраст темпов, типов движения отд. частей (отсюда франц. назв. части цикла — mouvement — «движение»). Соотношение темпов первых двух частей медленно — быстро или (реже) быстро — медленно обычно повторялось с ещё большим обострением их контраста во второй паре частей, создавались и 3-частные циклы с соотношением темпов быстро — медленно — быстро (или медленно — быстро — медленно).

В отличие от сюиты, состоящей гл. обр. из танц. пьес, части сонаты не были непосредственными воплощениями к.-л. танц. жанров; в сонате была возможна и фуга. Однако это разграничение весьма условно и не может служить точным критерием.

Сонатный цикл чётко отделился от остальных циклич. форм лишь в творчестве венских классиков и их непосредственных предшественников — Ф. Э. Баха, композиторов мангеймской школы. Классич. сонатно-симф. цикл состоит из четырёх (иногда из трёх и даже двух) частей; различают неск. его разновидностей в зависимости от состава исполнителей. Соната предназначается для одного или двух, в старинной музыке и трёх (трио-соната) исполнителей, трио — для трёх, квартет — для четырёх, квинтет — для пяти, секстет — для шести, септет — для семи, октет — для восьми исполнителей и т. д.; все эти разновидности объединяются понятием камерного жанра, камерной музыки. Симфонию исполняет симф. оркестр. Концерт, как правило, произв. для солирующего инструмента (или двух-трёх инструментов) с оркестром.

Первая часть сонатно-симф. цикла — сонатное allegro — его образно-художеств. центр. Характер музыки этой части может быть различным — жизнерадостным, шутливым, драматическим, героическим и др., но всегда ей присуща активность, действенность. Общее настроение, выраженное в первой части, определяет эмоциональный строй всего цикла. Вторая часть — медленная — лирич. центр. средоточие напевного мелодизма, выразительности, связанной с собств. переживанием человека. Жанровые основы этой части — песня, ария, хорал. В ней используются самые разнообразные формы. Реже всего встречается рондо, очень распространены сонатная форма без разработки, форма вариаций. Третья часть переключает внимание на образы внешнего мира, быта, стихии танца. У Й. Гайдна и В. А. Моцарта это — менуэт. Л. Бетховен, используя и менуэт, со 2-й сонаты для фп. наряду с ним вводит скерцо (изредка встречавшееся и в квартетах Гайдна). Скерцо, пронизанное игровым началом, обычно отличается упругим движением, неожиданными переключениями, остроумными контрастами. Форма менуэта и скерцо — сложная 3-частная с трио. Финал цикла, возвращая характер музыки первой части, часто воспроизводит его в более обобщённом, нар.-жанровом аспекте. Для него типичны радостная подвижность, создание иллюзии массового действия. Формы, к-рые встречаются в финалах, — рондо, сонатная, рондо-соната, вариации.

Описанная композиция может быть названа спирально-замкнутой. Новый тип концепции сложился в 5-й симфонии Бетховена (1808). Финал симфонии с его триумфально-героич. звучанием — это не возврат к характеру музыки первой части, а цель развития всех частей цикла. Поэтому такую композицию можно назвать линейно-устремлённой. В послебетховенскую эпоху этот тип цикла стал играть особо важную роль. Новое слово было сказано Бетховеном в 9-й симфонии (1824), в финал к-рой он ввёл хор. Г. Берлиоз в своей программной «Фантастической симфонии» (1830) впервые применил лейттему — «тему-персонаж», видоизменения к-рой связаны с литературным сюжетом.

В дальнейшем возникло множество индивидуальных решений С.-ц. ф. В числе наиболее важных новых приёмов — использование главной темы-рефрена, связанной с воплощением осн. художеств. идеи и проходящей красной нитью через весь цикл или отдельные его части (П. И. Чайковский, 5-я симфония, 1888, А. Н. Скрябин, 3-я симфония, 1903), слияние всех частей в одно непрерывно развёртывающееся целое, в слитный цикл, в контрастно-составную форму (та же симфония Скрябина).

Г. Малер ещё шире применяет в симфонии вок. начало (солист, хор), а 8-я симфония (1907) и «Песня о земле» (1908) написаны в синтетич. жанре симфонии-кантаты, используемом далее и др. композиторами. П. Хиндемит в 1921 создаёт произв. под назв. «Камерная музыка» для малого оркестра. С этого времени назв. «музыка» становится обозначением одной из разновидностей сонатного цикла. Жанр концерта для оркестра, возрождая в 20 в. доклассич. традиции, также становится одной из разновидностей С.-ц. ф. («Концерт в старом стиле» Регера, 1912, Concerti grossi Кшенека, 1921 и 1924, и др.). Возникает и много индивидуализированных и синтетич. вариантов данной формы, не поддающихся систематизации.

Литература: Катуар Г. Л., Музыкальная форма, ч. 2, М., 1936; Способин И. В., Музыкальная форма, М.-Л., 1947, 4972, с. 138, 242–51; Ливанова Т. Н., Музыкальная драматургия И. С. Баха и ее исторические связи, ч. 1, M., 1948; Скребков С. С., Анализ музыкальных произведений, M., 1958, с. 256–58; Мазель Л. А., Строение музыкальных произведений, M., 1960, с. 400–13; Музыкальная форма, (под общей редакцией Ю. H. Тюлина), М., 1965, с. 376–81; Rойтерштейн M., О единстве сонатно-циклической формы у Чайковского, в сб. Вопросы музыкальной формы, вып. 1, M., 1967, с. 121–50; Протопопов В. В., Принципы музыкальной формы Бетховена, M., 1970; его же, О сонатно-циклической форме в произведениях Шопена, в сб. Вопросы музыкальной формы, вып. 2, M., 1972; Барсова И., Проблемы формы в ранних симфониях Малера, там же, её же, Симфонии Густава Малера, M., 1975; Симакова И. К вопросу о разновидностях жанра симфонии, в сб. Вопросы музыкальной формы, вып. 2, M., 1972; Prout E., Applied forms, L., 1895 (рус. пер. под загл. «Прикладные формы», M. — Лейпциг, (1910), с. 232- 248); Sondhetmer R., Die formale Entwicklung der vorklassischen Sinfonie, «AfMw», 1922, Jahrg. 4; Noй G. von, Der Strukturwandel der zyklischen Sonatenform, «NZfM», 1964, Jahrg. 125, No 2.

В. П. Бобровский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Миннезингер Термины и понятия
Свирель Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Аббревиатура в музыке Термины и понятия
Дастан Национальные культуры
Баритон Опера, вокал, пение
Opus, опус Теория музыки
Фальцет Опера, вокал, пение
Малавийская музыка Национальные культуры
Diminuendo, диминуэндо Теория музыки
Югославская музыка Национальные культуры
Най Национальные культуры
Загадочный канон Теория музыки

Реклама