Доминанта

Категории словаря

Доминанта (от лат. dominans, род. падеж dominantis — господствующий; франц. dominante, нем. Dominante) — название V ступени гаммы; в учении о гармонии также назв. аккордов, строящихся на этой ступени, и функции, объединяющей аккорды V, III и VII ступеней. Д. порой называют всякий аккорд, расположенный квинтой выше данного (Ж. Ф. Рамо, Ю. Н. Тюлин). Знак функции Д. (D) предложен X. Риманом.

Понятие второй опоры лада существовало ещё в ср.-век. теории ладов под названиями: тенор, реперкуссиа, туба (первая и главная опора носила названия: финалис, заключительный тон, осн. тон лада). С. де Ко (1615) обозначал термином «доминанта» V ступень в автентич. ладах и IV — в плагальных. В григорианских ладах термин «доминанта» (псалмодич. или мелодич. Д.) относится к звуку реперкуссиа (тенора). Это понимание, распространённое в 17 в., сохранилось (Д. Йонер). За аккордом верхней квинты лада термин «доминанта» закрепил Ж. Ф. Рамо.

Значение аккорда Д. в функционально-гармонич. системе тональности определяется его отношением к аккорду тоники. Осн. тон Д. содержится в тонич. трезвучии, в обертоновом ряде от тонич. звука лада. Поэтому Д. как бы порождается тоникой, выводится из неё. Аккорд Д. в мажоре и гармонич. миноре содержит в своём составе вводный тон и обладает ярко выраженным тяготением к тонике лада.

Литература: см. при ст. Гармония.

Ю. Н. Холопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Полиаккорд Теория музыки
Розвод Церковная музыка

рекомендуем

смотрите также

Контрафагот Музыкальные инструменты
Труба Музыкальные инструменты
Тар Музыкальные инструменты
Магнитофон Музыкальные инструменты
Пандеро Музыкальные инструменты
Вступление Музыкальные жанры и формы
Benedictus, бенедиктус Церковная музыка
Солист Термины и понятия
Либретто Термины и понятия
Военная музыка Термины и понятия

Реклама