Доминанта

Категории словаря

Доминанта (от лат. dominans, род. падеж dominantis — господствующий; франц. dominante, нем. Dominante) — название V ступени гаммы; в учении о гармонии также назв. аккордов, строящихся на этой ступени, и функции, объединяющей аккорды V, III и VII ступеней. Д. порой называют всякий аккорд, расположенный квинтой выше данного (Ж. Ф. Рамо, Ю. Н. Тюлин). Знак функции Д. (D) предложен X. Риманом.

Понятие второй опоры лада существовало ещё в ср.-век. теории ладов под названиями: тенор, реперкуссиа, туба (первая и главная опора носила названия: финалис, заключительный тон, осн. тон лада). С. де Ко (1615) обозначал термином "Д." V ступень в автентич. ладах и IV - в плагальных. В григорианских ладах термин "Д." (псалмодич. или мелодич. Д.) относится к звуку реперкуссиа (тенора). Это понимание, распространённое в 17 в., сохранилось (Д. Йонер). За аккордом верхней квинты лада термин "Д." закрепил Ж. Ф. Рамо.

Значение аккорда Д. в функционально- гармонич. системе тональности определяется его отношением к аккорду тоники. Осн. тон Д. содержится в тонич. трезвучии, в обертоновом ряде от тонич. звука лада. Поэтому Д. как бы порождается тоникой, выводится из неё. Аккорд Д. в мажоре и гармонич. миноре содержит в своём составе вводный тон и обладает ярко выраженным тяготением к тонике лада.

Литература: см. при ст. Гармония.

Ю. Н. Холопов

реклама

вам может быть интересно

Глас Церковная музыка
Сарсуэла Музыкальные жанры

рекомендуем

смотрите также

Benedictus, бенедиктус Церковная музыка
Соединенных Штатов Америки музыка Национальные культуры
Патараг Церковная музыка
Prestissimo, престиссимо Термины и понятия
Кюй Музыкальные жанры
Металлофоны Музыкальные инструменты
Программа Термины и понятия
Децима Термины и понятия
Ансамбль Термины и понятия

Реклама