Патет (индонез. patet) — в музыке Индонезии ладово-мелодическая модель, подвергающаяся вариационному развитию в процессе музицирования (родственные явления в др. музыкальных культурах — рага, макам, маком, мугам, мукам). Каждый патет характеризуется принадлежностью к одному из двух ладов — слендро или пелог, а также входящими в его состав попевками — мелодическими формулами.
Насчитывается 6 патетов, 3 в ладу слендро и 3 в ладу пелог. Каждый из патетов применяется в строго определённые часы суток, а также в определённом разделе представления традиционного кукольно-теневого театра «ваянг гедок», начинающегося вечером и заканчивающегося на рассвете.
Патеты в ладу слендро используются для разделов кукольного представления, основанного на народном эпосе Индии — «Махабхарате» и «Рамаяне», патеты в ладу пелог — для разделов, основанных на цикле яванских народных сказаний о Панджи. В ладу слендро возможны переходы от одного патета к другому, в ладу пелог они используются редко. Применяются и переходы от лада слендро к ладу пелог, тогда как обратные почти не встречаются.
Литература: Hood M., The nuclear theme as a determinant of patet, в сб.: Javanese music, Djakarta, 1954.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.