Идейность в искусстве, понятие, обозначающее приверженность художника определённой системе идей и соответствующему ей социальному, нравственному и эстетическому идеалу, образное воплощение этих идей в искусстве. Под И. в каждую эпоху подразумевается передовая И., выражающаяся в духовной ориентации художника на прогрессивные обществ. силы. Приверженность реакционным идеям и деятельность по их осуществлению - антиподы подлинной, прогрессивной И. Передовая И. противоположна также безыдейности - безразличию к духовному смыслу обществ. событии, отказу от ответственности за решение социально-нравств. проблем.
И. в искусстве - критерий оценки художеств. произведений, обладающих социально значимой проблематикой. Она органически присуща содержанию художеств. произведения, в т. ч. балетного. И. подразумевает социальную, философскую, политическую или этическую значимость темы, общественно-идеологич. направленность творчества, правдивость художеств. идеи. Художеств. идея - это образно-эмоциональная, обобщающая мысль, лежащая в основе содержания художеств. произведения, в т. ч. балетного спектакля.
И. проявляется в искусстве не как отвлечённая мысль, а в живой плоти художеств. образа, как внутренний смысл характеров и событий. Даже в простейшем бытовом (бальном) танце присутствует идея красоты человека. В нар. танцах можно найти идеи, связанные с утверждением разл. видов труда и особенностей нац. быта. В балете хореографич. искусство поднимается до воплощения сложных нравственно-философских и социальных идей. Спектакль, лишённый идейного смысла, пуст и бессодержателен. В любом же художественно полноценном спектакле воплощена к.-л. значительная гуманистич. идея: в "Жизели" - преданная любовь, искупающая зло; в "Спящей красавице" - торжество добра над коварством и тёмными силами; в "Пламени Парижа" - победа революц. народа над отжившими классами; в "Спартаке" - трагич. гибель героя в борьбе за нар. счастье, и т. д.
Присущая всякому подлинному искусству, И. проявляется в балете специфически. Хотя в балете отсутствует слово, танец может выразить такие оттенки состояний и чувств человека, которые не доступны слову. Он выражает мысль, преображённую в чувство, и чувство, наполненное мыслью. Идея воплощается в балете также через осмысленность ситуаций, конфликтов, событий хореографич. действия. Она является как бы выводом из контрастов, сопоставлений, развития и разработки действия, из всей образной структуры спектакля и составляет его внутренний смысл. Все компоненты спектакля подчиняются воплощению его идеи. Последняя лишь условно и приблизительно может быть выражена в краткой словесной формулировке (напр., победа добра над злом, трагич. несовместимость любви и жестоких условий жизни, героич. подвиг народа в сопротивлении врагу и др.). По существу же вся её конкретная полнота раскрывается в образной хореографич. ткани спектакля в целом. Пути к этому различны и могут быть выражены через лирич. чувство ("Шопениана", балетм. М. М. Фокин, 1907; "Классическая симфония" на муз. С. С. Прокофьева, балетм. К. Ф. Боярский, 1961), сюжет и характеры действующих лиц ["Бахчисарайский фонтан" (1934) и "Медный всадник" (1949) балетм. Р. В. Захаров], поэтич. иносказание - символ, олицетворение, метафору ("1905 год" на муз. 11-й симфонии Шостаковича, балетм. И. Д. Бельский, 1966; "Сотворение мира" Петрова, балетм. В. Н. Елизарьев, 1976), сложное сочетание лирико-эмоциональных, сюжетно-повествовательных и иносказательно-символич. обобщений ("Каменный цветок", 1957; "Спартак", 1968, балетм. Ю. Н. Григорович). В спектакле "Легенда о любви" (1961, балетм. Григорович) каждый его эпизод подчинён раскрытию идеи величия человека, проявляющегося в любви, в самопожертвовании во имя долга. Не только события действия, но и хореографич. решение, конкретная танц. пластика всех эпизодов направлены на воплощение центральной идеи произведения, обретающей в его хореографич. ткани образную плоть. Для упадочного формалистич. искусства, распространённого во мн. странах капиталистич. Запада, характерны безыдейность, духовная опустошённость, формализм. Сов. хореографич. искусству И. свойственна в высокой степени. Она - один из важнейших принципов социалистического реализма, проявление партийности искусства. Если в 19 в. балет, ограниченный придворно-аристократич. эстетикой, по уровню своей И. отставал от др. искусств, вызывая критику со стороны представителей передовой идеологии, то в сов. время в балете, как и во всех искусствах, решаются общие идеологич. задачи, выдвигаемые жизнью народа. По богатству и глубине идей сов. балет является шагом вперёд в развитии мировой хореографии. Вместе с тем значит. идеи, хотя и составляют условие содержательной глубины спектакля, сами по себе ещё не обеспечивают автоматически силу его воздействия. Необходима художеств. яркость воплощения этих идей, убедительность их образного решения в соответствии со спецификой хореографич. искусства.
На первом этапе развития сов. балета хореографы стремились воплощать значит. обществ. идеи в условных, символико-аллегорич. формах, что нередко приводило к схематизму и отвлечённости (танцсимфония "Величие мироздания" на муз. 4-й симфонии Л. Бетховена, 1923, "Красный вихрь" Дешевова, 1924, балетм. Ф. В. Лопухов). В 30-е гг. балетмейстеры достигли значит. успехов на пути сближения балета с литературой и драматич. театром, что способствовало усилению его И., причём идеи облекались в плоть и кровь реалистич. спектакля ("Бахчисарайский фонтан", 1934, балетм. Захаров; "Ромео и Джульетта", 1940, балетм. Лавровский). С кон. 50-х гг. в сов. балет вошли более сложные формы хореографич. решений, синтезировавшие достижения предшествующих периодов и позволившие выразить значит. философские и нравственные идеи более специфич. для балета способом (спектакли Григоровича, Бельского, О. М. Виноградова, Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёва и др.). В совр. сов. балете используется всё многообразие форм воплощения значит. идейного содержания. Его И. неотрывна от художественности, от специфич. воздействия хореографич. искусства на зрителя.
Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981