Этюд (от франц. étude — учение, изучение; нем. Etüde, англ. study, etude, итал. studio) — музыкальная пьеса, предназначенная для совершенствования технических навыков игры на к.-л. инструменте. Понятие этюда как пьесы, разучиваемой для совершенствования в мастерстве, имеет широкий смысл; так «Etudes de transition et 2 fantasies» Рейхи (op. 31, 1800) представляют собой упражнения в модуляции.
Как самостоятельный жанр этюда получил развитие в 19 в. в связи с расцветом виртуозного исполнительства, усовершенствованием муз. инструментов (молоточкового фп.). Инструктивные этюды близки упражнениям, но отличаются от них законченностью формы, мелодико-гармонич. развития, иногда и определённостью выразит. характера. Первые, поныне используемые в уч. практике сб-ки Э.этюдов для фп. принадлежат И. Крамеру («Большая практическая фортепианная школа» — «Grosse praktische Pianoforteschule», 1815), M. Клементи («Путь к Парнасу» — «Gradus ad Parnassum», v. 1–3, 1817–26); большое распространение получили этюды К. Черни («Школа беглости» — «Schule der Gelaufigkeit», op. 299; «Школа пальцевого мастерства» — «Schule der Fingerfertigkeit», op. 740, и др.). Каждый из таких этюдов рассчитан обычно на один вид техники (гаммы, арпеджио, двойные ноты, октавы и т. д.), реже на 2–3 родственных, а весь сб-к этюдов — на комплексное овладение техникой. Подобные муз. соч. создавались для разл. инструментов — «42 этюда или каприса» («42 Etudes ou Caprices») P. Крейцера и «24 каприса в форме этюдов» («24 Caprices en forme d’etudes dans les 24 tons de la gamme») П. Роде для скрипки, «40 этюдов большой трудности для виолончели» («Hohe Schule des Violoncellspiels», op. 73) Д. Поппера. В 19 в. появился особый тип конц. этюда — виртуозная пьеса, предназначенная для публич. исполнения (этюды З. Тальберга, А. Л. Гензельта и др.).
Новый этап в развитии жанра этюда открыли «24 каприччи» Паганини для скрипки соло (1801–07), послужившие впоследствии основой для фп. транскрипций Р. Шумана и Ф. Листа. В творчестве Ф. Шопена, Шумана, Ф. Мендельсона-Бартольди, Листа, И. Брамса этюд, наделённый яркой образностью, занимает важное место в ряду др. жанров романтич. фп. музыки, тяготея то к миниатюре типа прелюдии (Шопен), то к крупной форме, нередко основанной на принципах монотематизма (Лист), иногда становясь частью вариационного цикла («Симфонические этюды» Шумана, «Вариации на тему Паганини» Брамса). Такие этюды представляют характерные типы фп. фактуры, каждый из к-рых — носитель определ. образной сферы. Этюдная миниатюра Шопена, восходящий к «классическому» этюду с остинатной фактурой, и характеристический, нередко программный этюд Листа, основанный на большем фактурном разнообразии, стали эталоном для дальнейшего развития жанра, особенно интенсивного в периоды формирования и кристаллизации самобытных композиторских стилей в фп. музыке.
Расцвет русской фортепианной музыки на рубеже 19–20 вв. ознаменован появлением этюдов А. К. Лядова, А. С. Аренского, С. М. Ляпунова, С. В. Рахманинова («Этюды-картины» ор. 33, 39) и А. Н. Скрябина. Этюды К. Дебюсси, О. Мессиана, К. Шимановского, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева демонстрируют новый подход к выразит. и технич. возможностям фп. в 20 в. Создаются этюды для разл. составов: «5 этюдов для фп. с оркестром» Мийо (1920), «4 этюда для оркестра» Стравинского (1929), «Симфонические этюды для оркестра» Хенце (1955), «6 этюдов для струнных инструментов и органа» Б. А. Чайковского (1977) и др.
Литература: Hafner E., Die Entwicklung der Spieltechnik und der Schul- und Lehrwerke fur Klavierinstrumente, Munch., 1937; Gobels F., Die moderne Klavieretude, «Musik im Unterricht», 1952, Jahrg. 43, No 1; Ganz R. F., The development of the etude for pianoforte. Northwestern university, 1960 (diss.); Themelis D., Etude ou Caprice. Die Entstehungsgeschichte der Violinetude, Munch., 1964.
Т. Ю. Овсянникова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.