Любой начинающий музыкант знаком с этим жанром инструментального творчества. Именно с помощью разучивания этюдов учащиеся овладевают игрой на том или ином инструменте, и прежде всего на фортепиано. Французское слово etude и означает буквально «изучение», «учебные занятия». Музыкальная практика накопила множество различных этюдов, при создании которых их авторы преследовали лишь учебно-педагогические цели. Каждый такой этюд благодаря своей фактуре способствует овладению и совершенствованию той или другой стороны фортепианной техники.
Однако развитие фортепианного исполнительства в XIX веке вызвало к жизни появление этюдов иного рода. В них тоже в разной мере сохранилась виртуозная направленность, развивающая пианистический аппарат исполнителя. Однако на первый план в таких произведениях выдвигаются глубокие художественные задачи.
Немеркнущие образцы подобных этюдов созданы великим гением Фридериком Шопеном. Многогранный внутренний мир человека раскрывается перед слушателем в двадцати семи шопеновских этюдах. Среди них есть и глубоко поэтичные, и трепетные, и остро драматичные. Достаточно вспомнить, так называемый, революционный до-минорный этюд, созданный под впечатлением известия о разгроме польского восстания 1830–1831 годов.
Блестящие этюды составляют важную часть творческого наследия Листа. Они очень сложны в исполнительском отношении. Недаром один из сборников композитор назвал «Этюды высшего исполнительского мастерства». Р. Шуман писал: «Одного взгляда на эти этюды, на эти причудливые как бы нагроможденные карнизы нотного здания достаточно для того, чтобы понять, что речь идет здесь не о легких вещах. Кажется, будто Лист хотел вложить сюда весь свой опыт, передать потомству все тайны своего фортепианного исполнения». Многие из этюдов Листа носят программный характер и снабжены заголовками — «Метель», «Мазепа», «Блуждающие огни», «Дикая охота».
Значительное место принадлежит этюду в русской фортепианной литературе. Вслед за Листом цикл «Двенадцать этюдов особо трудного исполнения» написал Ляпунов. Великолепными мастерами этого жанра были С. Рахманинов и А. Скрябин. Концертирующие пианисты постоянно исполняют этюды-картины Рахманинова — впечатляющие музыкальные зарисовки, полные тонких звуковых нюансов. Глубокий психологизм, полет фантазии, вдохновенный лиризм характерны для этюдов Скрябина, которые также часто звучат в программах фортепианных вечеров.
Л. Григорьев, Я. Платек, 1971 г.
Этюд (от франц. étude — учение, изучение; нем. Etüde, англ. study, etude, итал. studio) — музыкальная пьеса, предназначенная для совершенствования технических навыков игры на к.-л. инструменте. Понятие этюда как пьесы, разучиваемой для совершенствования в мастерстве, имеет широкий смысл; так «Etudes de transition et 2 fantasies» Рейхи (op. 31, 1800) представляют собой упражнения в модуляции.
Как самостоятельный жанр этюда получил развитие в 19 в. в связи с расцветом виртуозного исполнительства, усовершенствованием муз. инструментов (молоточкового фп.). Инструктивные этюды близки упражнениям, но отличаются от них законченностью формы, мелодико-гармонич. развития, иногда и определённостью выразит. характера. Первые, поныне используемые в уч. практике сб-ки Э.этюдов для фп. принадлежат И. Крамеру («Большая практическая фортепианная школа» — «Grosse praktische Pianoforteschule», 1815), M. Клементи («Путь к Парнасу» — «Gradus ad Parnassum», v. 1–3, 1817–26); большое распространение получили этюды К. Черни («Школа беглости» — «Schule der Gelaufigkeit», op. 299; «Школа пальцевого мастерства» — «Schule der Fingerfertigkeit», op. 740, и др.). Каждый из таких этюдов рассчитан обычно на один вид техники (гаммы, арпеджио, двойные ноты, октавы и т. д.), реже на 2–3 родственных, а весь сб-к этюдов — на комплексное овладение техникой. Подобные муз. соч. создавались для разл. инструментов — «42 этюда или каприса» («42 Etudes ou Caprices») P. Крейцера и «24 каприса в форме этюдов» («24 Caprices en forme d’etudes dans les 24 tons de la gamme») П. Роде для скрипки, «40 этюдов большой трудности для виолончели» («Hohe Schule des Violoncellspiels», op. 73) Д. Поппера. В 19 в. появился особый тип конц. этюда — виртуозная пьеса, предназначенная для публич. исполнения (этюды З. Тальберга, А. Л. Гензельта и др.).
Новый этап в развитии жанра этюда открыли «24 каприччи» Паганини для скрипки соло (1801–07), послужившие впоследствии основой для фп. транскрипций Р. Шумана и Ф. Листа. В творчестве Ф. Шопена, Шумана, Ф. Мендельсона-Бартольди, Листа, И. Брамса этюд, наделённый яркой образностью, занимает важное место в ряду др. жанров романтич. фп. музыки, тяготея то к миниатюре типа прелюдии (Шопен), то к крупной форме, нередко основанной на принципах монотематизма (Лист), иногда становясь частью вариационного цикла («Симфонические этюды» Шумана, «Вариации на тему Паганини» Брамса). Такие этюды представляют характерные типы фп. фактуры, каждый из к-рых — носитель определ. образной сферы. Этюдная миниатюра Шопена, восходящий к «классическому» этюду с остинатной фактурой, и характеристический, нередко программный этюд Листа, основанный на большем фактурном разнообразии, стали эталоном для дальнейшего развития жанра, особенно интенсивного в периоды формирования и кристаллизации самобытных композиторских стилей в фп. музыке.
Расцвет русской фортепианной музыки на рубеже 19–20 вв. ознаменован появлением этюдов А. К. Лядова, А. С. Аренского, С. М. Ляпунова, С. В. Рахманинова («Этюды-картины» ор. 33, 39) и А. Н. Скрябина. Этюды К. Дебюсси, О. Мессиана, К. Шимановского, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева демонстрируют новый подход к выразит. и технич. возможностям фп. в 20 в. Создаются этюды для разл. составов: «5 этюдов для фп. с оркестром» Мийо (1920), «4 этюда для оркестра» Стравинского (1929), «Симфонические этюды для оркестра» Хенце (1955), «6 этюдов для струнных инструментов и органа» Б. А. Чайковского (1977) и др.
Литература: Hafner E., Die Entwicklung der Spieltechnik und der Schul- und Lehrwerke fur Klavierinstrumente, Munch., 1937; Gobels F., Die moderne Klavieretude, «Musik im Unterricht», 1952, Jahrg. 43, No 1; Ganz R. F., The development of the etude for pianoforte. Northwestern university, 1960 (diss.); Themelis D., Etude ou Caprice. Die Entstehungsgeschichte der Violinetude, Munch., 1964.
Т. Ю. Овсянникова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.