Калмыцкая музыка

Категории словаря

Калмыцкая музыка

Калмыцкое нар. муз. иск-во до Великой Oкт. социалистич. революции существовало только в устной нар. традиции. Нар. песня была одноголосной и исполнялась в особой манере вокализации на гортанном звуке нар. певцами — дуучи и джангарчи (исполнители эпоса).

Ладовую основу песен составляет диатоника с сохранением отд. пентатонич. оборотов. Протяжные песни — ут дун относятся к древней муз. культуре калмыков, их разнообразное содержание отразило патриархально-родовой быт кочевого скотовода, картины природы. Протяжные песни отличаются импровизационностью, нередко лишены метроритмич. определённости, для них характерны квартово-квинтовые интонации, скачки на сексты и септимы, обилие орнаментальных украшений. Ниспадающие мелодич. скачки заполняются обычно глиссандированным скольжением голоса. Звуковой объём протяжных песен зачастую превышает октаву. В протяжных песнях исполнители добавляют гласные буквы, слоги и концовки, расширяя тем самым мелодич. линию и дробя длительности на более мелкие доли.

Короткие песни — ахр дун более просты, в них преобладают куплетная форма, квадратная структура и чёткий ритм (встречаются и неравнодольные такты). Мелодии коротких песен рельефны и развиваются на основе варьированно повторяющихся попевок. В жанре ахр дун создаются совр. сов. песни: трудовые, военные, лирические, бытовые и др. К этому жанру примыкают песни-шутки, песни-танцы, близкие частушкам — келдг билдж дун (что означает «пение говорком»). Мелодика такой песни в большинстве случаев построена на скороговорке, каждому слогу текста соответствует одна нота. В отличие от протяжных, короткие песни исполняются под аккомпанемент домбры или саратовской гармоники.

Музыка калмыцких народных танцев разнообразна по мелодике, её отличает чёткий ритм. Моторно-оживлённый, огневой темп свойствен мужскому танцу, женские связаны с более напевными и закруглёнными мелодиями. Танцы сопровождаются игрой на двухструнной домбре.

В Калмыкии были распространены разнообразные муз. инструменты: ятга, топшур, хур (струнно-щипковые и смычковые); бичкюр, гангдн, бюря, ухр-бюря (деревянные и медные духовые); кенкерге, цанг, арамбру (ударные) и др. Ныне они вышли из употребления, их вытеснили домбра и гармоника. После Oкт. революции 1917 широкое развитие получает самодеятельное муз. иск-во. Создаются хор. и танц. коллективы, домбровые оркестры. Происходит процесс перехода от унисонного хор. исполнения к 2-3-голосному. Создаются новые песни, воспевающие новых героев и новую жизнь. Этапным в развитии нац. муз. и театр. иск-ва стал муз. спектакль «Улан cap» («Красный месяц», 1931, Саратов), в к-ром участвовали хор (120 участников), танц. группа (40 чел.), симф., домбровый, духовой и хуральный оркестры, явившиеся первыми нац. муз. коллективами.

Большую помощь в становлении проф. муз. культуры Калмыкии оказали муз. деятели др. республик. В 1934 в Москве был издан сб. нар. песен, записанных М. Л. Тритузом, затем обработки калм. нар. песен (Д. С. Васильев-Буглай, З. Л. Компанеец и др.), появляются произв. для симф. оркестра, написанные на основе калм. фольклора (В. А. Гайгерова, А. Э. Спадавеккиа, Б. Б. Ямпилов, Ж. А. Батуев). Плодотворно работают в области калм. проф. музыки М. О. Грачёв (автор оркестровых и вок. произв., в т. ч. кантаты «На земле калмыцкой», 1962), П. Чонкушев.

В 1926 в Астрахани основана Калм. драм. школа, в к-рой были классы фп., теории музыки, хоровой, в 1930 организуется техникум иск-в с муз.-драм. и хореографич. отделениями, а в 1937 в Элисте — детская муз. школа. Преподавателями в этих уч. заведениях были рус. музыканты (П. В. Беляев, Н. А. Бубнов, А. X. Степанова, М. Л. Тритуз, Е. Я. Тимухин, О. А. Зурабова). Видную роль в развитии нац. муз. иск-ва сыграл оркестр драм. т-ра. За годы Сов. власти выросли нац. кадры музыкантов-исполнителей. Среди деятелей калм. музыки: засл. арт. РСФСР В. Гаряева, засл. арт. Калм. АССР В. Ильцаранова, А. Мукаева, дирижёр С. Г. Дорджин, певица засл. арт. Калм. АССР У. Б. Лиджиева, домбристы Б. Эрдниев, Б. Очаев. В Калм. АССР работают (1974): Калм. ансамбль песни и танца «Тюльпан» (с 1937), при ансамбле — оркестр нац. инструментов (с 1970); филармония (с 1939), Респ. отделение хор. об-ва (с 1967), Муз. уч-ще в Элисте (с 1960), 18 детских муз. школ, 3 детские хор. школы.

Литература: Tритуз M. Л., Музыкальная культура Калмыцкой АССР, М., 1965.

М. Л. Тритуз
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Чарлстон, чарльстон Музыкальные жанры и формы
Программа Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Голос Термины и понятия
Pas de ciseaux, па де сизо Балет и танец
Бесконечный канон Теория музыки
Багатель Музыкальные жанры и формы
Obligato, облигато Теория музыки
Секундаккорд Теория музыки
Messa di voce, мeсса ди воче Теория музыки
Тритоновый лад Теория музыки
Абхазская музыка Национальные культуры
Tempo rubato, тeмпо рубaто Теория музыки

Реклама