Кордебалет

Категории словаря

Кордебалет (франц. corps de ballet, от corps — личный состав и ballet — балет) — коллектив танцовщиков, исполняющих групповые, массовые танцы и сцены.

Роль К. до нек-рой степени аналогична роли хора в опере. К. может использоваться как самостоятельно, в массовых танцах, так и в сочетании с ансамблем и с солистами. В каждом из этих случаев К. может либо изображать реальную толпу (1-й акт «Дон Кихота», пост. А. А. Горского, 1901), либо исполнять композиции чисто лирич. характера («Хрустальный дворец», пост. Дж. Баланчина, 1947). Нередко К. применяется в качестве эмоционального «аккомпанемента» танцу солиста, выступая в роли «резонатора» переживаний героя (дуэт Зигфрида и Одетты с кордебалетом во 2-м акте «Лебединого озера», пост. Л. И. Иванова).

Связующим звеном между танцем солиста и К. может быть танец корифеев, как бы передающий то или иное движение от солиста к К., и наоборот (Мирта — две вилисы — масса вилис во 2-м акте «Жизели», Китри — две подруги — толпа народа в 1-м акте «Дон Кихота» и др.).

В балетах 19 в. преимущественное значение имел женский К. В советском балете широкая разработка нар. массовых сцен способствовала переосмыслению и усилению роли К. («Пламя Парижа», пост. В. И. Вайнонена, 1932, и др.). В балетах Р. В. Захарова, Л. М. Лавровского, Б. А. Фенстера К. использовался для изображения реальной народной массы, образ к-рой обладал нац. конкретностью (поляки и татары в «Бахчисарайском фонтане», рыцари и итальянский народ в «Ромео и Джульетте» и т. д.).

Особое значение К. приобретает в работах балетм. Григоровича «Каменный цветок» (1957), «Легенда о любви» (1961), «Спартак» (1968), «Ангара» Эшпая (1976), где танцы К. зачастую несут нагрузку, равную партиям осн. героев. В спектаклях Григоровича огромная роль принадлежит мужскому танцу, в связи с чем возросло образное значение мужского К., к-рый по своему значению стал не только равен женскому, но нередко превосходит его. Если в балетах-драмах К. обычно изображает реальную толпу народа, а в балетах-симфониях он имеет композиционно-лирическое значение, то в спектаклях Григоровича оба эти значения совмещаются. Так, в «Спартаке» массы гладиаторов, рабов, патрициев не только являются реальными действующими лицами, но и образуют хореографич. композиции, усиливающие образную выразительность танцев солистов (Спартака и Фригии, Красса и Эгины). В «Ангаре» К. используется для изображения не только сов. молодёжи, но и волн реки Ангары, к-рые, в свою очередь, приобретают лирико-символическое значение в сцене воспоминаний (дуэт главных героев с К.). В сложных массовых сценах с участием солистов, ансамбля и К. обычно наиболее наглядно реализуются закономерности симфонического танца, аналогичного полифонич. структуре и тематич. разработке в музыке.

Литература: Карп П., О балете, М., 1967; Слонимский Ю., В честь танца, М., 1968; Ванслов В. В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., М., 1971; Захаров Р., Записки балетмейстера, М., 1976.

В. В. Ванслов
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

реклама

вам может быть интересно

Септима Теория музыки
Дилогия Термины и понятия

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Регистр Термины и понятия
Образ музыкальный Термины и понятия
Народность в балете Балет и танец
Pas saute, па соте Балет и танец
Африканский танец Балет и танец
Оратория Музыкальные жанры и формы
Фанданго Балет и танец
Война буффонов Опера, вокал, пение
Ригодон Музыкальные жанры и формы
Куранта Музыкальные жанры и формы

Реклама