Веснянки

Категории словаря

Веснянки (укр., белорус. веснавые, рус. весенние песни) — старинные обрядовые лирические песни восточнославянских народов. Термин "В." укр. происхождения, но применяется как общий. В узком смысле употребляется как обозначение "закличек" весны, в широком - как наименование комплекса весенних песен, игр и хороводов. Древнейшие поздравительно- величальные В., приуроченные христианством к пасхе, известны под названием "волочебные песни". В.-заклички, составляющие осн. вид весенних обрядовых песен вост. славян, встречаются в рус. деревнях не повсеместно.

Мелодика В. очень разнообразна и обнаруживает особенности, свойственные мн. древним песням. Она обычно узкообъёмна и основана на ангемитонных звукорядах - квартовом трихорде, часто с окончанием на II ступени, квинтовом тетрахорде с кадансом на IV ступени, терцовом ладу с субквартой и т.д.:

Веснянка из Рязанской области

Веснянка из Рязанской области.

Веснянка из Смоленской области

Веснянка из Смоленской области.

Встречаются также нисходящий мажорный тетрахорд и пентахорд, порой и звукоряд с тритоном между крайними звуками. Как и в нек-рых других обрядовых песнях, в В. каждая строфа заканчивалась особым выкриком, т.н. "гуканьем" (пережиток ритуального возгласа, коллективного заклинания). В В.-играх нередко используется антифонное пение. В.-хороводы часто имеют композиционно-выделенные припевы. Особенно характерны припевы волочебных песен: "Весна-красна на весь свет!" и т. п. Утратив своё прежнее магич. назначение, В. в ряде мест сохранились до наших дней - либо как детские песни, либо как лирич. песни пробуждения природы. Их напевы не раз претворялись в сочинениях рус. композиторов (оперы Римского-Корсакова "Ночь перед рождеством" и "Майская ночь", финал 1-го концерта Чайковского для фп. с орк. и др.).

Литература: Потебня A. A., Объяснения малорусских и сродних народных песен, 1. Веснянки, Варшава, 1883, с. 39-268; Аничков Е. В., Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян, ч. 1-2, СПБ, 1903-05, Гнатюк В., Rаздольский О., Людкевич Ст., Гачвки, Матерiяли до украчнсько-pycькoч этнологiч, т. XII, Львiв, 1909; Квитка К., Украчнськi народнi мелодiч, Кичв, 1922, No 1-75; его же, Избранные труды, т. 1, М., 1971; Гарэцкi М., Ягораю А., Народныя песнi, з мэлёдыямi, Мiнск, 1928 (No 156-192); Шереметева M. E., Земледельческий обряд "заклинания весны" в Калужском крае, в кн.: Сборник Калужского Гос. Музея, вып. 1, Калуга, 1930; Hiкольскиi H. M., Мiтолёгiя i обрадавасьць валачобных песень, Менск, 1931; Ширма Г., Беларусскiя народныя песнi, в 4-х томах, т. 3, Мiнск, 1962, No 1-64 (веснянки, волочебные, юрьевские); Рубцов Ф. А., Смысловое значение кадансов в календарных напевах, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 1, Л., 1962, Iгри та пicнi. Весняно-лiтня поезiя трудового року, Киев, 1963.

И. И. Земцовский

реклама

вам может быть интересно

Мензуральная нотация Термины и понятия
Монодрама Музыкальные жанры

рекомендуем

смотрите также

Чембало Музыкальные инструменты
Импрессионизм Течения в искусстве
Переменный лад Термины и понятия
Кастаньеты Музыкальные инструменты
Глиссандо Термины и понятия
Portаto, портaто Термины и понятия
Звук музыкальный Термины и понятия
Пермь Города
Пакистанская музыка Национальные культуры

Реклама