Веснянки

Веснянки (укр., белорус. веснавые, рус. весенние песни) — старинные обрядовые лирические песни восточнославянских народов. Термин «веснянки» укр. происхождения, но применяется как общий. В узком смысле употребляется как обозначение «закличек» весны, в широком — как наименование комплекса весенних песен, игр и хороводов. Древнейшие поздравительно-величальные веснянки, приуроченные христианством к пасхе, известны под названием «волочебные песни». Веснянки-заклички, составляющие осн. вид весенних обрядовых песен вост. славян, встречаются в рус. деревнях не повсеместно.

Мелодика В. очень разнообразна и обнаруживает особенности, свойственные мн. древним песням. Она обычно узкообъёмна и основана на ангемитонных звукорядах — квартовом трихорде, часто с окончанием на II ступени, квинтовом тетрахорде с кадансом на IV ступени, терцовом ладу с субквартой и т. д.:

Веснянка из Рязанской области

Веснянка из Рязанской области

Веснянка из Смоленской области

Веснянка из Смоленской области

Встречаются также нисходящий мажорный тетрахорд и пентахорд, порой и звукоряд с тритоном между крайними звуками. Как и в нек-рых других обрядовых песнях, в В. каждая строфа заканчивалась особым выкриком, т.н. «гуканьем» (пережиток ритуального возгласа, коллективного заклинания). В В.-играх нередко используется антифонное пение. В.-хороводы часто имеют композиционно-выделенные припевы. Особенно характерны припевы волочебных песен: «Весна-красна на весь свет!» и т. п. Утратив своё прежнее магич. назначение, В. в ряде мест сохранились до наших дней-либо как детские песни, либо как лирич. песни пробуждения природы. Их напевы не раз претворялись в сочинениях рус. композиторов (оперы Римского-Корсакова «Ночь перед рождеством» и «Майская ночь», финал 1-го концерта Чайковского для фп. с орк. и др.).

Литература: Потебня A. A., Объяснения малорусских и сродних народных песен, 1. Веснянки, Варшава, 1883, с. 39–268; Аничков Е. В., Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян, ч. 1–2, СПБ, 1903–05, Гнатюк В., Раздольский О., Людкевич Ст., Гачвки, Матерiяли до украчнсько-pycькoч этнологiч, т. XII, Львiв, 1909; Квитка К., Украчнськi народнi мелодiч, Кичв, 1922, No 1–75; его же, Избранные труды, т. 1, М., 1971; Гарэцкi М., Ягораю А., Народныя песнi, з мэлёдыямi, Мiнск, 1928 (No 156–192); Шереметева M. E., Земледельческий обряд «заклинания весны» в Калужском крае, в кн.: Сборник Калужского Гос. Музея, вып. 1, Калуга, 1930; Hiкольскиi H. M., Мiтолёгiя i обрадавасьць валачобных песень, Менск, 1931; Ширма Г., Беларусскiя народныя песнi, в 4-х томах, т. 3, Мiнск, 1962, No 1–64 (веснянки, волочебные, юрьевские); Рубцов Ф. А., Смысловое значение кадансов в календарных напевах, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 1, Л., 1962, Iгри та пicнi. Весняно-лiтня поезiя трудового року, Киев, 1963.

И. И. Земцовский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Гамма Черномора Термины и понятия
Полифонические вариации Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Аэд Национальные культуры
Дивертисмент Музыкальные жанры
Струнный квартет Термины и понятия
Колоратура Опера, вокал, пение
Зурна Национальные культуры
Белград музыкальный Национальные культуры
Фисгармония Музыкальные инструменты
Египетский балет Балет и танец
Тибетская музыка Национальные культуры
Остинато Термины и понятия

Реклама