Веснянки

Веснянки (укр., белорус. веснавые, рус. весенние песни) — старинные обрядовые лирические песни восточнославянских народов. Термин «веснянки» укр. происхождения, но применяется как общий. В узком смысле употребляется как обозначение «закличек» весны, в широком — как наименование комплекса весенних песен, игр и хороводов. Древнейшие поздравительно-величальные веснянки, приуроченные христианством к пасхе, известны под названием «волочебные песни». Веснянки-заклички, составляющие осн. вид весенних обрядовых песен вост. славян, встречаются в рус. деревнях не повсеместно.

Мелодика В. очень разнообразна и обнаруживает особенности, свойственные мн. древним песням. Она обычно узкообъёмна и основана на ангемитонных звукорядах — квартовом трихорде, часто с окончанием на II ступени, квинтовом тетрахорде с кадансом на IV ступени, терцовом ладу с субквартой и т. д.:

Веснянка из Рязанской области

Веснянка из Рязанской области

Веснянка из Смоленской области

Веснянка из Смоленской области

Встречаются также нисходящий мажорный тетрахорд и пентахорд, порой и звукоряд с тритоном между крайними звуками. Как и в нек-рых других обрядовых песнях, в В. каждая строфа заканчивалась особым выкриком, т.н. «гуканьем» (пережиток ритуального возгласа, коллективного заклинания). В В.-играх нередко используется антифонное пение. В.-хороводы часто имеют композиционно-выделенные припевы. Особенно характерны припевы волочебных песен: «Весна-красна на весь свет!» и т. п. Утратив своё прежнее магич. назначение, В. в ряде мест сохранились до наших дней-либо как детские песни, либо как лирич. песни пробуждения природы. Их напевы не раз претворялись в сочинениях рус. композиторов (оперы Римского-Корсакова «Ночь перед рождеством» и «Майская ночь», финал 1-го концерта Чайковского для фп. с орк. и др.).

Литература: Потебня A. A., Объяснения малорусских и сродних народных песен, 1. Веснянки, Варшава, 1883, с. 39–268; Аничков Е. В., Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян, ч. 1–2, СПБ, 1903–05, Гнатюк В., Раздольский О., Людкевич Ст., Гачвки, Матерiяли до украчнсько-pycькoч этнологiч, т. XII, Львiв, 1909; Квитка К., Украчнськi народнi мелодiч, Кичв, 1922, No 1–75; его же, Избранные труды, т. 1, М., 1971; Гарэцкi М., Ягораю А., Народныя песнi, з мэлёдыямi, Мiнск, 1928 (No 156–192); Шереметева M. E., Земледельческий обряд «заклинания весны» в Калужском крае, в кн.: Сборник Калужского Гос. Музея, вып. 1, Калуга, 1930; Hiкольскиi H. M., Мiтолёгiя i обрадавасьць валачобных песень, Менск, 1931; Ширма Г., Беларусскiя народныя песнi, в 4-х томах, т. 3, Мiнск, 1962, No 1–64 (веснянки, волочебные, юрьевские); Рубцов Ф. А., Смысловое значение кадансов в календарных напевах, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 1, Л., 1962, Iгри та пicнi. Весняно-лiтня поезiя трудового року, Киев, 1963.

И. И. Земцовский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Педализация Термины и понятия
Subito, субито Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Канцонетта Музыкальные жанры и формы
Диапазон Теория музыки
Allegro, аллегро Теория музыки
Ломбардский ритм Теория музыки
Секунда Теория музыки
Бразильская музыка Национальные культуры
Грузинская музыка Национальные культуры
Prestissimo, престиссимо Теория музыки
Флейта Музыкальные инструменты

Реклама