Ашуг

Категории словаря

от тюрк. ашик, букв. — влюблённый

Народный профессиональный поэт и певец у азербайджанцев, армян и соседних с ними народов СССР и зарубежных стран. Искусство ашуга синтетично. Он создаёт мелодии, стихи, эпич. сказания (дастаны), поёт, аккомпанируя себе на сазе (Азербайджан), таре или кеманче (Армения). В исполнении А. есть и элементы драм. иск-ва (мимика, жест и т.п.). Нек-рые А. являются только исполнителями. Предшественниками А. в Азербайджане были озаны (др. назв. - шуара, деде, яншаг и т.д.); в Армении - гусаны (мтруп-гусаны, тагерку).

Наиболее ранние сведения об А. содержатся у арм. историков Мовсеса Хоренаци, Павстоса Бузанда, Егише и др., в азерб. сказании "Китаби-Деде Коркуд" (10-11 вв.).

Осн. часть творчества А. составляют песни. Дореволюц. ашугские песни обличали тёмные стороны феод. быта, воспевали героич. борьбу против тирании, прививали народу любовь к родине. После установления Сов. власти песни А. наполняются новым содержанием, связанным с большими преобразованиями в обществ. укладе и быте, с социалистич. строительством.

Ашугские мелодии обычно узкого диапазона и излагаются в высоком регистре. Мелодич. движение плавное; за небольшими скачками (на терцию, кварту) следует их заполнение. Типичны повторность, вариантность попевок и целых построений, метроритмич. богатство. Иногда мелодии подчинены чёткому тактовому размеру, напр.:

Иногда ашугские мелодии подчинены чёткому тактовому размеру

Порой они отличаются речитативно-импровизац. свободой. Известно ок. 80 классич. мелодий, составляющих постоянный репертуар А. Их названия определяются поэтич. формами ("гэрайлы", "диваны", "мухаммес" и т.д.), местностями, где они наиболее распространены ("Гёйчэ гюлю"), дастанами, в к-рые они входят ("Кереми", "Кёр-оглы") и т.д. Эти напевы, сохраняя свой осн. интонац. стержень, постоянно обогащаются мелодически и ритмически. На одну и ту же мелодию исполняются разл. поэтич. тексты. Ашугские песни куплетны. Большую роль в них играют инстр. интермедии. В музыке А. возникают элементы гармонич. многоголосия - кварто-квинтовое, терцово-квартовое и др. созвучия (на сазе).

Крупнейшие азерб. А. прошлого - Гурбани, Аббас Туфарганлы (16 в.), Дильгам, Валех, Шикесте Ширин (18 в.), Алескер (19 в.). А. нашего времени - Асад Рзаев, Мирза Байрамов, Ислам Юсифов, Авак, Гара Мовлаев, Талыб Мамедов, Шамшир Годжаев, Акпер Джафаров, Адалет (исполнитель-виртуоз на сазе); И. Юсифов организовал хор ашугов из 25-30 певцов и исполнителей на баламане.

Наиболее видные арм. А. прошлого - Саят-Нова, Дживани, Шерам, Нагаш Овнатан, Ширин, Мискин Бурджи, современные А. - Григор, Гусейн, Серон, Аваси, Ашот и другие.

Стилистич. особенности музыки А. нашли претворение в ряде соч. проф. композиторов, напр. в операх "Алмаст" Спендиарова, "Шахсенем" Глиэра, "Кёр-оглы" Гаджибекова, "Вэтэн" Караева и Гаджиева, в сюите "Азербайджан" Амирова, в Третьей симфонии Караева.

Литература: Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней, под ред. и со вступит. очерком и примеч. В. Я. Брюсова, М., 1916; Торджян X., Армянские народные певцы-ашуги, "СМ", 1937, No 7; Кривоносов В., Ашуги Азербайджана, "СМ", 1938, No 4; Антология азербайджанской поэзии, М., 1939; Антология армянской поэзии, М., 1940; Эльдарова Э., Некоторые вопросы ашугского искусства, в сб.: Искусство Азербайджана, т. I, Баку, 1949; её же, Некоторые вопросы музыкального творчества ашугов, в сб.: Азербайджанская музыка, М., 1961; её же, Искусство ашугов Азербайджана (историч. очерк), в сб.: Искусство Азербайджана, т. VIII, Баку, 1962 (на азерб. языке); её же, Музыкально-поэтический терминологический словарь азербайджанских ашугов, в сб.: Искусство Азербайджана, т. XII, Баку, 1968; Сейидов М., Саят-Нова, Бакы, 1954; Кушнарёв X. С., Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Л., 1958; Беляев В., Очерки по истории музыки народов СССР, вып. 2, М., 1963.

Э. Абасова
Музыкальная энциклопедия под редакцией Ю. В. Келдыша. 1973–1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Карельская музыка Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Диатоническая гамма Термины и понятия
Гармония Термины и понятия
Прелюдия и фуга у Баха Музыкальные жанры
Балладная опера Опера, вокал, пение
Хоральная прелюдия Музыкальные жанры
Виуэла Музыкальные инструменты
Дудка Музыкальные инструменты
Импровизация Термины и понятия
Москва Города
Словенская музыка Национальные культуры

Реклама