франц. madrigal, итал. madrigale, староитал. madriale, mandriale, от позднелат. matricale (от лат. mater — мать)
Песня на родном (материнском) языке) - светский муз.-поэтич. жанр эпохи Возрождения. Истоки M. восходят к нар. поэзии, к старинной итал. одноголосной пастушеской песне. В проф. поэзии М. появился в 14 в., т. е. в эпоху Раннего Возрождения. От строгих поэтич. форм того времени (сонеты, секстины и др.) отличался свободой структуры (различное количество строк, рифмовка и т. п.). Обычно он складывался из двух и более 3-строчных строф, за к-рыми следовало 2-строчное заключение (coppia). M. писали крупнейшие поэты Раннего Возрождения Ф. Петрарка и Дж. Боккаччо. С 14 в. под поэтическим М. обычно подразумевают произведения, специально создававшиеся для муз. воплощения. Один из первых поэтов, сочинявших М. как тексты для музыки, - Ф. Саккетти. В числе ведущих авторов муз. М. 14 в. Дж. да Фиренце, Дж. да Болонья, Ф. Ландино. Их М. представляют собой вокальное (иногда с участием инструментов) 2-3-голосное произв. на любовно-лирич., шуточно-бытовые, мифологич. и др. темы, в их музыке выделяются куплет и рефрен (на текст заключения); характерно богатство мелизматич. украшений в верхнем голосе. Создавались и М. канонич. склада, родственные качче. В 15 в. М. вытесняется из композиторской практики многочисл. разновидностями фроттолы - итал. светской многогол. песни. В 30-х гг. 16 в., т. е. в эпоху Высокого Возрождения, М. возникает вновь, быстро распространяется в европ. странах и вплоть до появления оперы остаётся самым значит. жанром проф. светской музыки.
М. оказался муз. формой, способной гибко передавать оттенки поэтич. текста; поэтому он более отвечал новым художеств. требованиям, чем фроттола с её структурной скованностью. Появление муз. М. после более чем столетнего перерыва стимулировалось возрождением в поэзии лирич. форм 14 в. ("петраркизм"). Виднейший из "петраркистов" П. Бембо особо выделял и ценил М. как свободную форму. Эта композиционная особенность - отсутствие строгих структурных канонов - становится характернейшей чертой нового муз. жанра. Название "М." в 16 в. по существу связывалось не столько с определённой формой, сколько с художеств. принципом свободного выражения мыслей и чувств. Поэтому М. смог воспринять наиболее радикальные устремления своей эпохи, став "точкой приложения многих действующих сил" (Б. В. Асафьев). Важнейшая роль в создании итал. М. 16 в. принадлежит А. Вилларту и Ф. Вердело, фламандцам по происхождению. В числе авторов М. - итал. композиторы К. де Pope, H. Вичентино, В. Галилеи, Л. Маренцио, К. Джезуальдо ди Веноза и др. К М. неоднократно обращался и Палестрина. Последние выдающиеся образцы этого жанра, ещё непосредственно связанные с традициями 16 в., принадлежат К. Монтеверди. В Англии крупнейшими мадригалистами были У. Бёрд, Т. Морли, Т. Уилкс, Дж. Уилби, в Германии - X. Л. Хаслер, Г. Шюц, И. Г. Шейн.
М. в 16 в. - 4-, 5-голосное вок. сочинение преим. лирич. характера; стилистически он заметно отличается от М. 14 в. Текстами М. 16 в. служили популярные лирич. произведения Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо, Я. Саннадзаро, Б. Гварини, позже - Т. Тассо, Дж. Марино, а также строфы из драм. поэм Т. Тассо и Л. Ариосто.
В 30-50-х гг. 16 в. складываются разл. школы М.: венецианская (А. Вилларт), римская (К. Феста), флорентийская (Я. Аркадельт). М. этого периода обнаруживают отчётливую композиционно-стилистич. связь с более ранними малыми лирич. жанрами - фроттолой и мотетом. Для М. мотетного происхождения (Вилларт) характерны сквозная форма, 5-голосный полифонич. склад, опора на систему церк. ладов. В М., по происхождению связанных с фроттолой, встречается 4-голосный гомофонно-гармонич. склад, близкие совр. мажору или минору лады, а также куплетные и репризные формы (Я. Геро, Ф. Б. Кортечча, К. Феста). М. раннего периода передают гл. обр. спокойно-созерцательные настроения, в их музыке отсутствуют яркие контрасты. Следующий период развития М., представленного сочинениями О. Лассо, А. Габриели и др. композиторов (50-80-е гг. 16 в.), отличается интенсивными поисками новых выразит. средств. Формируются новые типы тематизма, развивается новая ритмич. техника ("a note negre"), толчком к чему послужило усовершенствование нотопечатного дела. Эстетич. оправдание получает диссонанс, в письме строгого стиля не имевший самостоят. значения. Важнейшее "открытие" этого времени - хроматизм, возрождённый в результате изучения др.-греч. теории лада. Его обоснование было дано в трактате Н. Вичентино "Старинная музыка, приспособленная к современной практике" ("L'antica musica ridotta alla moderna prattica", 1555), где приводится и "образец сочинения в хроматич. ладу". Крупнейшие композиторы, широко применявшие хроматизмы в своих М., - К. де Pope и, позднее, К. Джезуальдо ди Веноза. Традиции мадригальной хроматики были устойчивы ещё в 17 в., влияние их обнаруживается в операх К. Монтеверди, Дж. Каччини, М. да Гальяно. Развитие хроматизма привело к обогащению лада и его модуляционных средств и формированию новой выразит. интонац. сферы. Параллельно с хроматизмом исследуется др.-греч. теория энгармонизма, следствием чего явились практич. поиски равномерно-темперированного строя. Один из интереснейших образцов осознания равномерной темперации уже в 16 в. - мадригал Л. Маренцио "О, вы, которые вздыхаете..." ("О voi che sospirate", 1580).
Третий период (кон. 16 - нач. 17 вв.) - "золотой век" жанра М., связанный с именами Л. Маренцио, К. Джезуальдо ди Веноза, К. Монтеверди. М. этой поры насыщены яркими выразит. контрастами, детально отражают развитие поэтич. мысли. Отчётливо проявляется тенденция к своеобразной муз. символике: пауза в середине слова трактуется как "вздох", хроматизм и диссонанс связываются с представлением о скорби, ускоренное ритмич. движение и плавный мелодич. рисунок - с потоками слёз, ветром и т. д. Характерный пример такой символики представляет мадригал Джезуальдо "Летите, о, мои вздохи" ("Itene о, miei sospiri", 1611). В знаменитом мадригале Джезуальдо "Умираю, несчастный" ("Moro lasso", 1611) диатоника и хроматика символизируют жизнь и смерть.
В кон. 16 в. М. сближается с драм. и конц. жанрами своего времени. Появляются мадригальные комедии, предназначенные, по-видимому, для сценич. воплощения. Возникает традиция исполнения М. в переложении для солирующего голоса и сопровождающих инструментов. Монтоверди, начиная с 5-й книги мадригалов (1605), применяет в них разл. аккомпанирующие инструменты, вводит инстр. эпизоды ("симфонии"), сокращает число голосов до 2, 3 и даже одного голоса с basso continuo. Обобщением стилистич. тенденции итал. М. 16 в. явились 7-я и 8-я книги мадригалов Монтеверди ("Концерт", 1619, и "Воинственные и любовные мадригалы", 1638), включающие разнообразные вок. формы - от куплетных канцонетт до больших драм. сцен с сопровождением оркестра. Важнейшие итоги мадригального периода - утверждение гомофонного склада, зарождение основ функционально-гармонич. ладовой системы, эстетич. обоснование монодии, введение хроматизма, смелое раскрепощение диссонанса имели большое значение для музыки последующих веков, в частности подготовили возникновение оперы. На рубеже 17-18 вв. М. в различных его модификациях развивается в творчестве А. Лотти, Дж. К. М. Клари, Б. Марчелло. В 20 в. М. вновь входит в композиторскую (П. Хиндемит, И. Ф. Стравинский, Б. Мартину и др.) и особенно в концертно-исполнит. практику (многочисл. ансамбли старинной музыки в Чехословакии, Румынии, Австрии, Польше и др., в СССР - ансамбль "Мадригал"; в Великобритании существует Мадригальное общество - Madrigal Society).
Литература: Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 г., M.-Л., 1940, с. 111, 155-60; Грубер R., История музыкальной культуры, т. 2, ч. 1, M., 1953, с. 124-145; Конен В., Клаудио Монтеверди, M., 1971; Дубравская Т., Итальянский мадригал XVI в., в сб.: Вопросы музыкальной формы, вып. 2, M., 1972.
T. H. Дубравская