Турецкий балет

Турецкий балет

С древнейших времён в Турции были распространены нар. пляски разных областей и танцы, связанные с религиозными церемониями. Наиболее известны были обряды Ордена «вертящихся» дервишей (осн. в 13 в. поэтом Джалаледдином Руми).

Развитию европ. балета в Турции положила начало осн. в 1947 в Стамбуле при участии Н. де Валуа школа, к-рую возглавила Дж. Ньютон. В 1950 в Анкаре открылся оперный т-р, и школа была преобразована в балетное отделение столичной Консерватории, где преподавали Б. Эплъярд, Л. Мосфорд, М. Лейк, Э. Филлипс и др. Первое выступление учащихся состоялось в 1949, с 50-х гг. концерты и спектакли (в т. ч. в пост, де Валуа) стали регулярными, но на гл. роли приглашались англ, артисты. В 1960 была показана «Коппелия», где роль Сванильды исполнила выпускница школы Э. Сунал, в 1963 — «Спящая красавица» с М. Сюмен в роли Авроры.

В 60-е гг. выдвинулись также тур. артистки Б. Оку pep, С. Эден, артисты С. Сёкмен, X. Сунал, Г. Тунччекич, О. Турфанда. В т-ре ставятся балеты классич. наследия из репертуара Королевского балета Великобритании (балетм. де Валуа, Ф. Аштон, Дж. Кранко и др.). В 1965 — 69 руководителем был Р. Гластоун. Поставил балеты «Сильвия»; «Принц пагод» Б. Бриттена, «Женщина с кинжалом» на муз. Таркана и др.

В 70-х гг. А. Родригес пост. «Юдифь» на муз. Ишикозлю, «Ромео и Джульетта» (1971) и др. Одним из самых популярных стал поставленный де Валуа балет «У источника» Тюзуна. Турфанда поставил балеты: «Женщина в розовом» на муз. Аксеса (1973), «Бесплодный круг» на муз. Таптика и Танча (1975), «Изящество» (1975) и «Своенравный султан» (1977) — оба Кодаллы.

В 70-е гг. в репертуар вошли балеты: «Тщетная предосторожность» Герольда, в ред. Аштона (1973), «Соловей» Стравинского в пост, румынки А. Думитреску (1974), «Дон Кихот» в пост. Р. Цулукидзе (1976). Ряд пост. осуществила Д. Айкал, ученица К. Иосса: «Многие» на муз. И. Танча (1973), «Проникновение» и «Куда идут народы» на муз. Усманбаша (1974) и др.

Труппу т-ра с 1979 возглавляет Г. Айкал, гл. балетм. Д. Айкал. Ведущие артистки — Сюмен, М. Джименлер, Р. Гинташ, Ж. Казбек, Д. Озсойдаш, Д. Олгай; артисты — Турфанда, Ё. Аслан, М. Бекен, М. Балкан. В 1971 в Анкаре работала также группа танца модерн, где ряд спектаклей пост. Сёкмен («Рок» на муз. Равеля, «Трижды два» на муз. Дейвиса, «Жертва» на муз. Сайгуна и др.).

В Стамбуле в 1960 был открыт Театр оперы и балета (сгорел в 1970) и при нём — балетная школа (1970). С 1979 труппой руководит М. Берк, гл. балетм. Г. Макмиллен и О. Турфанда. Родригес пост. балеты «Себастьян» Дж. Менотти (1973), «Танцевальная мелодия» Эркина (1974), «Раймонда» (1976); Т. Болендер — «Чудесный мандарин» и «Продолжающийся инцидент» на муз. Копленда (оба — 1978); Гюрелли Аруоба — «Коппелию» и «Лебединое озеро» (оба — 1974); болгарка П. Иванова — «Кармен-сюиту» (1976). В репертуар были включены балеты Ф. Аштона, К. Макмиллана, Сёкмена, Айкал и др. Ведущие артистки — А. Юнал, Дж. Кобанер, С. Денкер, Ю. Актель, Н. Арик, Л. Оздемироглу; артисты — Б. Кобанер, С. Борак, Ю. Карабель, Э. Савашкурт. В Измире гос. балетная школа работает с 1968 под руководством англичан. Исследователь танца и балета — М. Анд.

Е. Я. Суриц
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

реклама

вам может быть интересно

Передувание Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Рим Города
Артикуляция Термины и понятия
Саксофон Музыкальные инструменты
Плектр Музыкальные инструменты
Маска Опера, вокал, пение
Египетская музыка Национальные культуры
Веймар музыкальный Национальные культуры
Праздники Церковная музыка
Духовые музыкальные инструменты Музыкальные инструменты

Реклама