Микрохроматика

Микрохроматика (от греч. mikros — маленький, слабый и xroma — цвет, окраска, оттенок), ультрахроматика, микротоника, микроинтервалика, — звуковая система, использующая интервалы меньше полутона (и производные от них). Интервалы меньше полутона наз. микроинтервалами. Звуки, входящие в М., иногда наз. микротонами (отсюда одно из возможных обозначений М.). К микроинтервалике относятся расстояния (в тонах) 1/3 (третон), 1/4 (четвертитон), 1/6 (шестинотон), 1/12 (двенадцатинотон); коммы (интервалы меньше 1/8 тона) — пифагорова (ок. 1/8, разница между с и his в пифагорейском строе), дидимова или синтоническая (ок. 1/10, разница между пифагорейской и натуральной б. терцией); хрома (1/12 тона); составные интервалы М. (в тонах) 2/3 (дветрететон), 3/4 (тричетвертитон), 5/4 (сверхчетвертитон), 4/3 (сверхтретитон) и др. Нотация М. (с наиболее употребительными микроинтервалами):

Двенадцатитоновая нотация А. Хабы

Природа М. — мелодическая. Отсутствие многоголосия и специфика строя вок. музыки ряда нац. муз. культур создают естеств. предпосылки для применения М. и закрепления её как особого выразит. средства лада. Во мн. древних и восточных муз. культурах М. широко применялась (и применяется до сих пор) наряду с тремя др. родами лада (пентатоникой, диатоникой, хроматикой). М. была свойственна музыке Др. Греции, распространена в музыке Индии, Ирана, стран Средиземноморья (напр., араб. культуры). В греч. музыке М. носила назв. «энармоника» (enarmonion melos, enarmonion genos, armonia). Микроинтервалы применялись также в нек-рых разновидностях хроматич. рода (xroma). Аристоксен (у Боэция, De institutione musica, V, 16) указывает следующие микроинтервалы в составе тетрахорда (сверху вниз, в тонах):

В древней и восточной хроматике и М. число ступеней в октаве могло оставаться равным семи. Вместе с тем оба эти рода чужды альтерации. Мелодии энармонич. рода (М.) впоследствии греки считали «изнеженными». У индусов семиступенная в своей основе октава делится и на 22 шрути (микроинтервала), к-рые придают мелодии особую томно-чувственную прелесть, изысканность (система шрути отчасти аналогична греч. энармонике):

М. (составные микроинтервалы) характерна для араб. музыки. Термин «енхармоника» принят в теории болгарской нар. музыки. Зап.-европ. музыке М. не свойственна (остатки её отмечались в ср.-век. григорианских мелодиях). Возобновление интереса к М. наблюдается во 2-й пол. 16 в. (идеи Н. Вичентино, сконструировавшего инструмент «аркичембало» с 31 звуком в октаве).

Возрождение М. в зап.-европ. музыке 20 в. связано с влиянием Востока и ослаблением многовековой европ. традиции. В числе первых «микрохроматиков» — нем. композиторы Р. Штайн, В. Мёллендорф, Г. Магер, рус. комп. И. А. Вышнеградский (10-е гг., ныне живёт в Париже), итальянец С. Бальони, чех А. Хаба, американец Ч. Айвc. Ф. Бузони упоминает возможности М. в «Эскизе новой эстетики музыкального искусства» (1907). Наиболее полно М. использовал А. Хаба (четвертитоновый 14-й квартет, пятитоновый 16-й квартет и др. соч.). В России М. занимался В. Ф. Одоевский (пытавшийся сконструировать «энгармонический клавесин»), в СССР — A. М. Авраамов, Г. М. Римский-Корсаков (1925). 53-ступенный инструмент был построен под руководством А. С. Оголевца. Новые импульсы M. получила во 2-й пол. 20 в. Возможности М. широко (хотя и несистематично) используются мн. композиторами, в основном как особого рода ладо-интонационное средство. М. может способствовать утончению интонационной выразительности, обогащению гармонич. палитры. М. встречается у К. Пендерецкого, В. Лютославского, Э. В. Денисова, A. Г. Шнитке, С. М. Слонимского, С. А. Губайдулиной, B. Казанджиева, у мн. др. совр. композиторов.

Индийская мелодия

Э. В. Денисов. «Романтическая музыка», такты 60, 71–72 (партия гобоя).

М. широко применяется в электронной музыке. Построенный сов. инженером Е. В. Мурзиным электронный инструмент АНС имеет 72-ступенную шкалу в пределах октавы (каждый полутон разделён на 6 хром). Принципиальное отличие совр. М. от древних её форм — увеличение числа ступеней в октаве (до 24, в четверти-тонике — и более; напр., четвертитоновый кластер — созвучие, тоны к-рого расположены по секундам, — в «Концерте-буфф» Слонимского).

Литература: Одоевский В. Ф., Фрагмент («Русский простолюдин». 1860-е гг.), в кн.: В. Ф. Одоевский, Музыкально-литературное наследие, М., 1956; Вознесенский И., Образцы греческого церковного осмогласия, М., 1897; Сабанеев Л., Музыкальные беседы, XII, Ультрахроматическая ориентировка, «Музыка», 1913, No 121; Авраамов Арс., «Ультрахроматизм» или «омнитональность?», «Музыкальный современник», 1916, кн. 4–5; его же, Клин-клином, «Музыкальная культура», 1924, No 1; Хаба A., Гармоническая основа четвертитонной системы, «К новым берегам», 1923, No 3; Штейн Р., Четвертитонная музыка, там же; Римский-Корсаков Г. М., Обоснование четвертитоновой музыкальной системы, в кн.: De Musica, вып. 1, Л., 1925; Синявер Л., Музыка Индии, М., 1958; Джами Абдурахман, Трактат о музыке, пер. с перс. Таш., 1960; Беляев В. М., Очерки по истории музыки народов СССР, вып. 2, М., 1963; Шоттен A., Обзор марокканской музыки, (пер. с франц.), М., 1967; Эль-Саид Мохамед Авад Хавас, Современная арабская народная песня, М., 1970; Беляев В. М., Организация народных ладовых систем, в его кн.: О музыкальном фольклоре и древней письменности, М., 1971; Vincent A. J. H., Emploi des quarts de ton dans le chant gregorien constate sur l’Antiphonaire de Montpellier, P., 1854; Raillard F., Emploi des quarts de ton, «Revue archeologique», 1859, v. 2; Gmelсh J., Die Viertelstonstufen im Messtonale von Montpellier, «Verцffentlichungen der Gregorianischen Akademie zu Freiburg», 1911, H. 6; Вusoni F., Entwurf einer neuen Aesthetik der Tonkunst, (Triest), 1907 (рус. пер. — Эскиз новой эстетики музыкального искусства, СПБ, 1912); Moellendorff W., Musik mit Vierteltцnen, Lpz., 1917; Вaglioni S., Udito e voce, Roma, 1930; Haba A., Grundlagen der Tondifferenzierung und der neuen Stilmцglichkeiten in der Musik. Von neuer Musik, Kцln, 1925; Zich O., Ctvrttуnovб hudba, «Hudebni rozhledy», 1925–1926, roc. 2, c. 2, 5–8; его же, Neue Harmonielehre…, Lpz., 1927; его же, Casellas Scarlattiana-Vierteltonmusik und Musikstil der Freicheit, «Anbruch», 1929, H. 9–10; Kallenbach-Greller L., Die historischen Grundlagen der Vierteltцne, «AfMw», 1927, Jahrg. 8, H. 4; Guttmann A., Ist eine Vierteltonsmusik mцglich?, «Melos», 1928, Jahrg. 7, H. 11; Джуджев С., Теория на българската народна музика, т. 2, София, 1955; Daniйlou A., Northern Indian Music, N. Y. — Wash., (1969); Vyschnegradsky I., L’ultrachromatisme et les espaces non octaviants, «RM», 1972, No 290/291. См. также лит. при статьях Арабская музыка, Древнегреческая музыка, Индийская музыка, Иранская музыка, Лад, Нотация.

Ю. Н. Холопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Альтерация Теория музыки
Тар Музыкальные инструменты

рекомендуем

смотрите также

Двойной контрапункт Теория музыки
Дублин музыкальный Национальные культуры
Розетка Музыкальные инструменты
Double, дубль Балет и танец
Полиритмия Теория музыки
Presto, престо Теория музыки
Громкость Теория музыки
Матлот Музыкальные жанры и формы
Синтезатор Музыкальные инструменты

Реклама