Пастиччо

итал. pasticcio, букв. — паштет; в переносном смысле — смесь, мешанина

Опера, состоящая из арий, дуэтов и других частей, заимствованных из различных опер нескольких или (реже) одного композитора. Создатели П. стремились в угоду слушателю объединить в одном произв. целый ряд наиболее популярных оперных номеров. Для подобных П. создавались новые либретто; т. о., каждый из номеров звучал с новым текстом. Пример П. с музыкой разл. композиторов - опера "Томирис, королева Скифии", составленная Дж. Пепушем из опер А. Скарлатти, Дж. Бонончини, А. Стеффани, Ф. Гаспарини и Т. Альбинони (речитативы самого Пепуша, либретто П. А. Мотто, Лондон, 1707). Пример П. из опер одного композитора - опера "Айвенго", составленная А. Паччини из опер Дж. Россини "Семирамида", "Моисей", "Танкред" и "Сорока-воровка" (Париж, 1826). Нередко П. называют и сочинения, прежде всего оперные, над созданием к-рых с самого начала работало несколько композиторов (обычно каждый из них писал по одному акту). В их числе - опера "Муций Сцевола" Ф. Маттеи, Дж. Бонончини и Г. Ф. Генделя (Лондон, 1721), опера "Маркиза де Бреивилье", музыку к-рой написали Ф. Обер, Д. А. Баттон, А. Бертон, Ф. Бланжини, A. Буальдьё, М. Карафа, Л. Керубини, Ф. Герольд и Ф. Паэр (Париж, 1831). Порой подобным образом создавались и произв. др. жанров. Напр., музыка духовной оратории "Долг первой заповеди" ("Die Schuldigkeit des ersten Gebots", Зальцбург, 1766/67) была написана А. К. Адльгассером, M. Гайдном и В. А. Моцартом. В 19-20 вв. встречаются и случаи коллективного создания балетов ("Новобрачные Эйфелевой башни"-"Les mariйs de la Tour Eiffel" с музыкой "Шестёрки", Париж, 1921), инстр. произведений (шуточная соната для скрипки и фп., написанная для Й. Иоахима Р. Шуманом, И. Брамсом и А. Дитрихом, 1853). Особые примыкающие к П. произв. составляют циклы вариаций ряда композиторов, каждому из к-рых принадлежит по одной вариации, напр. изданные в 1824 вариации для фп. на вальс Диабелли, в создании к-рых приняли участие Ф. Шуберт, Ф. Лист, И. Н. Гуммель, Ф. Калькбреннер, И. Мошелес, Й. Черни, Я. В. Воржишек, В. Томашек и др. композиторы (Бетховен написал на ту же тему целый цикл вариаций), или "Парафразы на неизменную тему" ("тати-тати") для фп. в 3 руки Бородина, Римского-Корсакова и Кюи (1878), струн. квартет В-La-F Римского-Корсакова, Бородина, Глазунова и Лядова, вариации на рус. нар. тему для струнного квартета Римского-Корсакова, Глазунова, Лядова, Блуменфельда и др. (1899), сб. пьес для струн. квартета членов Беляевского кружка - "Пятницы" (1899).

Категории словаря

музыкальные жанры, опера, вокал, пение

просмотры: 8772
добавлено: 12.01.2011

реклама

вам может быть интересно

Парафраза Музыкальные жанры
Партесное пение Опера, вокал, пение

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Юмореска Музыкальные жанры
Болгарская музыка Национальные культуры
Народный танец Балет и танец
Филировка звука Термины и понятия
Passe, пасе Балет и танец
Водевиль Музыкальные жанры
Руны Термины и понятия
Глас Церковная музыка
Аллилуйя Церковная музыка

Реклама

Категории словаря

музыкальные жанры, опера, вокал, пение

просмотры: 8772
добавлено: 12.01.2011