A cappella, а капелла

А капелла (итал. a cappella, «как в капелле») — пение (как правило, хоровое) без инструментального сопровождения.

Термин «a cappella» происходит от слова капелла и вошёл в употребление в конце 17 в. Первоначально обозначал определённый стиль хоровой музыки, в котором основное внимание обращалось не столько на чёткую передачу текста, сколько на певучесть и самостоятельность голосов, на гармоничность общего звучания. Стиль a cappella был полифоническим; использовались исключительно диатонические лады, избегались краткие длительности звуков. К вокальным голосам могли присоединяться инструменты. Ещё в средние века, до того как стал применяться термин «a cappella», этот стиль стал основным стилем культовой музыки; он достиг расцвета в эпоху Возрождения в творчестве великих полифонистов нидерландской (Жоскен Депре, Орландо Лассо) и римской (Палестрина) школ.

С начала 19 в., когда стиль a cappella занял видное место и в светском музыкальном искусстве, инструменты перестали применяться в относящихся к этому стилю произведений и термин приобрёл современное значение. С этого времени в западно-европейских странах старинная музыка a cappella часто рассматривалась как совершенная форма изложения церковной музыки; современную церковную музыку стремились приблизить к этому идеалу.

Православная церковь использует только хоровое пение a cappella (выдающиеся образцы культовой музыки a cappella принадлежат В. П. Титову, М. С. Березовскому, А. Л. Веделю, Д. С. Бортнянскому, П. И. Чайковскому, С. В. Рахманинову).

Пение a cappella широко распространено в народном творчестве (русском, болгарском, латышском, эстонском). В нём с большой полнотой раскрываются богатство и красота человеческого голоса, отсюда интерес к стилю a cappella композиторов самых различных эпох (К. М. Вебер, Ф. Шуберт, Р. Шуман, И. Брамс, К. Дебюсси, М. Равель, Б. Барток, З. Кодаи, Н. А. Римский-Корсаков, С. И. Танеев, А. Т. Гречанинов, А. Д. Кастальский).

Значительное распространение хоры a cappella получили в советской музыке (В. Я. Шебалин, Д. Д. Шостакович, Г. В. Свиридов, В. Н. Салманов). Как в России, так и за рубежом существуют профессиональные хоровые коллективы, исполняющие преимущественно музыку a cappella.

Литература: Кrоуer Th., Zur a cappella-Frage, «AfMw», II, 1919/20; его же, Das a cappella-Ideal, «Acta musicologica», VI, 1934; Кatz Е., Die musikalischen Stilbegriffe des 17. Jahrhunderts, Freib. in Br., 1926 (Diss.); Handschin J., Die Grundlagen des A cappella-Stils, в кн.: Н. Hausermann und der Hausermannsche Privatchor, Z., 1929.

В. С. Попов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Аккордеон Музыкальные инструменты
Тарелки Музыкальные инструменты

Произведения

рекомендуем

смотрите также

Ля (нота) Теория музыки
Фобурдон Теория музыки
Crescendo, крещендо Теория музыки
Орнаментика Теория музыки
Дуоль Теория музыки
Пастурель Национальные культуры
Веймарская школа Термины и понятия
Азбука музыкальная Теория музыки
Инструмент музыкальный Термины и понятия

Реклама