Иранская музыка

Категории словаря
Иранская музыка

Иранская музыка

Муз. культура Ирана ведёт начало с древнейших времён и существует в форме устной традиции, в основном как монодическая. Вок.-инстр. формы И. м. содержат элементы многоголосия. В процессе муз. практики в 13–15 вв. в И. м. сложилась классич. система макамов, составляющая ладовую основу вок. и инстр. пьес, создаваемых проф. музыкантами. В теоретич. трудах Сафи-ад-дина (13 в.) 12 классич. макамов входят в сложную 84-ладовую систему, основанную на сочетании 7 видов тетрахорда с 12 видами пентахорда. В каждый макам входит один или несколько дестгахов — звукорядов, включающих интервалы в четверть и три четверти тона. Дестгахи делятся на 7 основных: шур, махур, хумаюн, сегах, чехаргах, нава, раст. Применяются также дополнит. дестгахи, или авазы, используемые вместе с основными — эсфаган, дастити, байяте, торк, абу-абата, авша-ри и др. Издавна считалось, что каждый лад отличает особый образно-эмоц. смысл. Каждая ступень лада несёт свою мелодич. функцию. В муз. практике применяются определённые попевки лада — гюше, интонации и чёткие каденционные завершения. Композиторы, являющиеся одновременно исполнителями, используют их для сочинения мелодий. Макамы служат ладовой основой вок.-инстр. циклов (типа сюит, к-рые тоже называются макамами). Исполнение всегда начинается чёткой заданной последовательностью звуков данного макама, затем складывается из мн. гюше. Первый, или вводный, гюше носит назв. дэрамэд и является инстр. пьесой, своего рода прелюдией, указывающей певцам лад и образец для исполнения. В 19 в. в практику вводится также исполнение развёрнутой увертюры — пиш дэрамэд, включающей неск. частей (увертюра исполнялась и как самостоят. произв., иногда оркестром в унисон), затем для достижения большего разнообразия, традиц. вок. гюше чередуются с небольшими инстр. виртуозными пьесами-интерлюдиями — чихар-мизраб. Исполнение нац. музыки длится долго, оно включает традиц. баллады — тэснифы, инстр. пьесы — рандж (нередко сопровождающие танец). Выработанные веками формы проф. музицирования ведут начало от нар. музыки, связь с к-рой отчётливо проявляется и в интонац. строе, и в импровизац. характере макамов. Большинство нар. мелодий строится в ладах — шур и махур. В ритмич. отношении И. м., особенно проф., как иск-во импровизационное, не имеет чёткой структуры, но тесно связана с метрич. особенностями национальной поэзии и танцев (это определяет трудность записи её посредством европ. тактовой системы). В нар. музыке чаще встречаются размеры 2/4 и особенно 6/8, близкие к строю поэтич. произведения. Имеются и др. системы организации ритма — 3/4, 9/8, 7/8, 5/4.

Инструментарий И. м. весьма обширен, мн. инструменты широко распространены и в др. странах Востока. Наиболее важной является группа струн. инструментов. К числу древнейших из них принадлежат щипковые — бэрбэт, танбур и смычковый ребаб — ныне почти не применяющиеся, но ставшие прообразом более сложных инструментов. Среди них наиболее распространены щипковый — уд (типа лютни), смычковый — кеманча, а также неск. разновидностей сантура (род цимбал). Большинство деревянных дух. инструментов, широко применяемых поныне, делается из тростника: най (род примитивной флейты), нерманай (подобен наю, но с более нежным звуком), зурна (близкий к гобою), нэй-энбан (типа волынки), донай (двухтрубочная флейта). Медные инструменты ныне почти вышли из употребления; в прошлом наиболее распространёнными были карнай, издававший только один звук и применявшийся в войсках, и шейпур или нейфир (корнет без клапанов; наиболее ранние из сохранившихся экземпляров этого инструмента сделаны из серебра). Весьма значительна группа ударных инструментов. Наиболее древние из них — кэсс и накхар (ныне уже не применяются). Чаще всего встречаются рарабан томоак (тонбак, домбак, домбалек), дэфф (или дайере-зангу), зарб. Важное место в совр. инструментарии заняли 6-струнный щипковый инструмент тар и его разновидности (сопрановый, альтовый и особенно басовый), составляющие непременную часть нац. оркестров, струн. щипковый инструмент ситар (модификация древнего танбура) и смычковый — кхейчек, происходящий от древнего гиджака (типа скрипки).

Сведений о музыке древней Персии почти не сохранилось; вместе с тем муз. инструменты, а также эстетич. теории, обобщающие и оценивающие различные явления музыки, указывают на связь её муз. культуры с муз. традициями Месопотамии — одного из древнейших очагов мировой цивилизации.

После завоевания Ирана Александром Македонским (330 до н. э.) в И. м. проникают эллинистич. влияния. Древние памятники архитектуры, изобразит. иск-ва и письменности свидетельствуют о том, что при дворах царей музыканты занимали почётное место. В период правления династии Сасанидов (3–7 вв. н. э.) закладываются основы теории проф., в т. ч. культовой, музыки, обогащается инструментарий (струн. инструменты типа арфы и лютни, примитивные духовые, бубны). Наиболее крупные музыканты того периода — Барбад, к-рому приписывается открытие «семи королевских модусов» (макамов), и певец Фахлабад. Во времена Хосрова II Парвиза (6–7 вв.) при дворе было около 400 музыкантов, среди к-рых выделялись Бамшад, Накисса, Азад-Варгенгюй, Саркеш. Сохранились сведения о широком распространении музыки в народе. Религ. обряды, проповеди предсказателей, пророков (маздэков) сопровождались музыкой.

С завоеванием Ирана арабами началось интенсивное взаимодействие муз. культур этих народов. Арабо-мусульм. культура оказала влияние на И. м. В свою очередь арабы восприняли мн. элементы И. м. Однако в первые века араб. владычества (7–8 вв.) араб. власти противодействовали развитию проф. музыки; развивалась в основном нар. музыка, широкой известностью пользовались песни каменщиков Мекки. В 9 в. всеобщую популярность приобрели певцы-танцоры мутребы, исполнители лирич. песен-газелей. С конца 8 в. проф. музыка переживает период расцвета, особенно во времена династий Омейядов (661–750) и Аббасидов (750–847). Влияние И. м. распространилось на всю территорию арабского Востока вплоть до Испании (см. Арабская музыка). С нач. 16 в. в период династии Сефевидов светское музицирование при дворе постепенно прекращается, сохраняется лишь культовая музыка. Большинство музыкантов покидает Иран, муз. культура приходит в упадок. Носителями муз. традиций на протяжении неск. веков остаются лишь нар. музыканты. Со 2-й пол. 19 в. начинается постепенное возрождение проф. музыки, очагами к-рой становятся воен. и придв. оркестры. Значит. роль в изучении и систематизации нац. музыки сыграли в 19 в. учёные Али Акбар Фарахани и его сын Мирза Абдулла. Заметный след оставила также деятельность виртуоза на таре и сетаре Голам Хосейна Дервиша, усовершенствовавшего некоторые нац. инструменты и воспитавшего ряд проф. музыкантов. Одновременно начинается проникновение в страну европ. музыки. Первыми европ. музыкантами, работавшими в Иране, были француз А. Лемер и бельгиец Ф. Геварт. С целью подготовки музыкантов был создан спец. муз. отдел при Тегеранском высшем политехнич. уч-ще «Дар оль-фонун». Многие воспитанники этого учреждения стали во главе движения за возрождение нац. музыки, одноврем. стремясь к преодолению её замкнутости. Среди них Голам Реза Минбашян, совершенствовавшийся нек-рое время в Петерб. консерватории и с 1913 возглавивший муз. отделение «Дар оль-фонуна». В 1908 основывается Высшее муз. уч-ще, проводятся первые публичные концерты, начинают публиковаться записи муз. произв.

Важную роль в развитии муз. культуры Ирана 1-й пол. 20 в. сыграл композитор, исполнитель-виртуоз на таре профессор Тегеранского ун-та Али Наги Вазири. Вазири положил начало обучению нац. музыке, записал на ноты дестгахи, издал учебник теории музыки; в 30-40-е гг. он возглавлял Высшую муз. школу (где обучались первые Иран. проф. музыканты), основал Нац. муз. об-во (1946). Одним из учеников Вазири был педагог и теоретик Руолла Халеги, возглавлявший Нац. консерваторию, осн. при Нац. муз. об-ве в 1949 (на базе Высшей муз. школы, открытой в начале 30-х гг.).

Значит. перемены происходят в муз. жизни Ирана после 2-й мировой войны 1939–45. Начинаются регулярные гастроли зарубежных (в т. ч. советских) артистов, создаются новые уч. заведения и исполнительские коллективы. Большинство совр. композиторор Ирана получили образование на родине-либо в Консерватории, созданной в 1918 для изучения европ. музыки, либо в Нац. консерватории. Подъёму муз. деятельности способствовали междунар. муз. конгресс, проведённый в Тегеране в 1961, и периодич. муз. фестивали в Ширазе (с 1968). Помимо двух консерваторий, действующих в Тегеране, в большинстве крупных городов были открыты начальные, средние и высшие муз. уч. заведения, в числе наиболее значительных — Консерватория в Тебризе (осн. 1956), Муз. отделения ун-тов в Тегеране и Ширазе, Муз. студия для детей и молодёжи при Нац. радио и телевидении. В Тегеране имеется симф. оркестр (осн. 1946) и камерный оркестр Нац. радио и телевидения. С 1953 работает филармония, с 1967 — первый в Иране Т-р оперы и балета им. Рудаки. Имеется балетная труппа телевидения, несколько ансамблей и оркестров, включающих, наряду с нац., и европ. инструменты.

К числу ведущих композиторов совр. Ирана относятся представители старшего поколения дирижёр и педагог Парвиз Махмуд, автор симф. и камерных сочинений, в к-рых стремится сочетать нац. традиции с европ. формами муз. письма, и Хосейн Техрани, автор муз. произв. в традиц. нац. стиле (он основал и возглавил оркестр нац. инструментов, выступавший во мн. странах). Важная роль в муз. жизни принадлежит Абулхасану Себе — исполнителю, знатоку нац. инструментов и педагогу, автору учебников и методич. пособий для обучающихся игре на ряде инструментов. Среди музыкантов среднего поколения выделяется композитор Мустафа Поур-Тураб, работающий преим. в жанрах орк. и фп. музыки; с 1972 он является директором Консерватории. Парвиз Мансури, использующий в своих произв. совр. выразит, средства европ. музыки, является автором фп. и камерных сочинений (балета «Любовь и лодка», музыки к фильмам), редактором журн. «Ревю мюзикаль». Ряд камерных вок. и инстр. сочинений написан профессорами Консерватории Хосейном Нассехи и Семином Бахчебаном. Опыты соединения звучания нац. инструментов с европ. принадлежат композитору и муз. деятелю Хосейну Дижлеви (с 1958 он возглавляет Оркестр нац. инструментов, с 1961 — Нац. консерваторию в Тегеране). В области лёгкой орк. музыки работает Мортиза Хэннене, выступающий также как дирижёр. Автором мн. камерных сочинений и теоретич. работ является композитор и музыковед Мохаммед Таги Масуди. В разл. жанрах проявили себя композиторы Хомроуз Фархат, Хушан Остовар, Ахмед Пажман, Заре-Лорис, Джекнаворян. В сочинениях ряда композиторов, особенно получивших образование после 2-й мировой войны, заметно сказываются влияния модернистских течений зап. бурж. иск-ва.

Среди наиболее известных музыкантов-исполнителей, помимо названных выше, — пианисты Э. Меликасланян, Г. Эмир Хосрови, певцы Т. Ашот, Ф. Себа и Ф. Панах.

Литература: Иностранцев К. A., Сасанидские этюды, СПБ, 1909; Бaртельс Е. Э., Теория музыки в современной Персии, в сб.: Музыкальная этнография, Л., 1926; Беляев В., Персидские теснифы, М., 1964; Gladwin F., An essay on Persian music, «New Asiatic miscellany», L., 1789; Farmer H. G., The old Persian musical modes, «Journal of the Royal Asiatic Society», 1926; его жe, An outline history of music and musical theory in Persia, в его кн.: A survey of Persian Art, Oxf., 1939; Christensen A., La vie musicale dans la civilisation des Sassanides, «Bulletin de l’Association franзaise des amis de l’Orient», 1936; Вarkashli M., L’art sassanide, base de la musique arabe, Teheran, 1947; его же, La musique traditionelle de l’Iran, Teheran, 1964; Ratmagrian A., The Music of Iran, «Iran Review», II, L., 1950.

M. M. Яковлев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

Иранский балет

реклама

вам может быть интересно

Дилетант Термины и понятия

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Серенада Музыкальные жанры
Реминисценция Термины и понятия
Эфы Музыкальные инструменты
Проходящий звук Термины и понятия
Хроматическая система Термины и понятия
Batteries, батри Балет и танец
Канцона Термины и понятия
Москва Города
Ритмика Термины и понятия
Шансонье Термины и понятия

Реклама