итал. piatti, cinelli; нем. Becken; англ. cymbals; франц. cymbales, от греч. xumbalon — кимвал
Ударный музыкальный инструмент. Представляет собой 2 металлических диска, выкованные из специального сплава.
Существуют Т. разной величины - малые (25-35 см в диаметре), средние (37,5-45 см), большие (47,5-60 см) и разной толщины - тонкие, средние, толстые. Эти различия отражаются на характере звучания. Играют на Т., ударяя одну о другую встречным скользящим движением; различают т. н. открытый удар, при к-ром Т. остаются свободно звучащими, и закрытый, при к-ром края Т. после удара исполнитель прижимает к плечам (приём piatti a 2). Широко применяются также удары по подвешенным на ремнях или закреплённым на стойках Т. разл. палочками (деревянными барабанными, литавровыми, с резиновыми головками, металлическими от треугольника) или т. н. метёлочками из тонкой стальной проволоки. Т., ударяемые друг о друга, дают яркую, "блестящую" звучность в f - ff и звенящую в pp. Звучание подвешенной Т. органичнее сочетается с орк. звучностью, характер его зависит от места удара - в край, в половину радиуса или в выпуклость в центре Т. (в "купол"). Лучшие по звуку орк. Т. - т. н. турецкие, с характерным серебристым звоном. Известны также кит. Т. (piatti cinesi), отличающиеся большими размерами (30-60 см), более низким, "тягучим" звуком, обладающие сильной шумовой волной; при игре их держат за высокие фигурные "чашечки" (округлые выступы в центре). Кит. Т. применяются гл. обр. в колористич. целях - в балете "Чудесный мандарин" Бартока, в "Турангалила-симфонии" Мессиана (наряду с турецкими). В 19 в. в дух. оркестрах (иногда и в симфонических) одну из Т. прикрепляли к большому барабану, что давало возможность играть на обоих инструментах одному исполнителю. В джазе и эстр. оркестрах играют на тонких тарелочках, а также на толстых, подвешенных на кронштейнах или спец. подставках. Обычно в джазовую ударную установку входят 3-4 подвесные Т. разл. размеров, а также педальная Т., т. н. чарльстон (итал. и франц. charleston, англ. hi-hat), - устройство, снабжённое 2 тарелками, одна из к-рых ударяет о другую при нажатии педали. Партия Т. нотируется на одной линейке ("нитке") обычными нотами или крестиками со штилем вверх (игра палочками) или со штилем вниз (для педальной Т.).
Т. были известны уже в Др. Египте и Др. Индии, пользовались распространением в Турции и странах Дальнего Востока. В страны Европы проникли в ср. века, затем вышли из употребления и появились вновь в 18 в. вместе с "янычарской музыкой". В симф. оркестр введены К. В. Глюком (хор скифов из "Ифигении в Тавриде", 1779), встречаются в соч. Й. Гайдна, Л. Бетховена. В 19 в. Т. стали применяться в оркестрах любого состава. Их широко использовали М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, Р. Вагнер, Р. Штраус, К. Дебюсси, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович.
Литература: Рогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 3, М., 1956, с. 244-71; Дмитриев Г., Ударные инструменты: трактовка и современное состояние, М., 1973, с. 62-66; Панайотов A., Ударные инструменты в современных оркестрах, М., 1973, с. 70-81.
Ю. А. Фортунатов