Строй в музыке

Категории словаря

Строй в музыке

1) Система звуковысотных отношений, применяемых в музыке. Существует в виде инвариантных слуховых представлений о высоте каждой из ступеней звукоряда; эти представления лежат в основе всей музыкальной практики (т. е. сочинения, исполнения и восприятия музыки) и обычно фиксируются нотными и другими знаками. Формы проявления строя в музыке обусловлены национальным своеобразием музыкальной культуры, особенностями развития ладогармонической системы, сложившимися требованиями к музыкальному слуху. На формирование муз. С. значит. влияние оказали акустич. свойства муз. звука (напр., феномен натурального звукоряда); муз. С. отражает наиболее типичные для господствующей ладовой системы звуковысотные связи, хотя и не включает в себя функциональные ладовые, гармонич. отношения между звуками.

На определённом этапе развития муз. культуры С. может стать основой для возникновения новых ладовых систем. Известны 5-ступенные и 7-ступенные (в пределах октавы) темперированные С. в Индонезии, 17- и 24-ступенные системы в музыке народов арабских стран, 22-ступенный С. в Индии и др. В Европе в период развития одноголосия применение получил 7-ступенный (позднее 12-ступенный) пифагоров строй. В процессе развития хор. многоголосия возникла необходимость в чистом С., к-рый был предложен муз. теоретиками 16 в. (Л. Фольяни, Дж. Царлино — Италия). Дальнейшее развитие ладотональной системы — увеличение числа используемых тональностей, появление сложных аккордов, модуляций — привело к неравномерным темперациям (16 в.), а затем — к 12-ступенной равномерной темперации, осуществившей энгармонич. равенство звуков (см. Энгармонизм) и повсеместно утвердившейся в 18 в.

Строй в музыке можно выразить рядом чисел (напр., последовательностью простых дробей); такой математич. ряд показывает соотношение частот звуков — во сколько раз частота верхнего звука в интервале больше частоты нижнего или как настроены источники звука, образующие при колебании тот или иной интервал: полутон, целый тон, полтора тона и т. д. Напр., в чистом С. это будут соответственно следующие числа: 16/15, 9/8, 6/5, в 12-ступенном равномерно- темперированном — 21/12, 22/12, 23/12 (или 1,0595; 1,1225; 1,1892). С. может быть выражен последовательностью частот, соответствующих каждой ступени звукоряда в данном С. Напр., в чистом С. от а1 = 440 герц звук b1 будет равен 469,28 герц, h1 — 495, с2 — 528, в 12-ступенной темперации эти же звуки будут иметь другие значения: 440; 466, 16; 493, 88; 523, 25 герц.

Математический строй в музыке используется при изготовлении муз. инструментов (определении длины трубки или кроны духовых инструментов, места сверления отверстий на них, установки ладов на грифе струнных щипковых инструментов и т. п.), при их настройке, для контроля за точностью исполнения в ансамбле (хоровом или инструментальном), в процессе воспитания слуха. Т. о., математич. С. отражает важную тенденцию к стабилизации, точной фиксации высоты звуков и тем самым превращается в выражение нормы этих отношений. Точный С. может быть воплощён лишь на инструментах с фиксированной высотой звуков (орган, фортепиано, электромуз. инструменты и т. п.). В пении, при игре на нек-рых инструментах (скрипка, флейта, труба и т. п.), как показали исследования Н. А. Гарбузова, складывается т. н. зонный С. (см. Зона), к-рый отвечает другой тенденции — стремлению исполнителей в художеств. целях постоянно варьировать каждую из ступеней звукоряда, т. е. при помощи звуковысотных интонационных оттенков (в соответствии с характером развития в муз. произв.) усиливать или ослаблять ладовые тяготения, создавать особый колорит звучания.

В математически вычисленных С. каждая из ступеней звукоряда не может варьироваться, т. е. представлена только одним значением высоты (частоты). Это обстоятельство постоянно порождает попытки создания новых, более совершенных муз. С. В 19 в. появились 40-ступенная система П. Томпсона, 32-ступенная Г. Гельмгольца, 36-ступенная Г. Аппуна и X. Энгеля, 53-ступенная Р. П. Бозанкета и С. Танаки и др. В СССР предлагались 17- и 29-ступенные темперации А. С. Оголевца, 22-ступенная система П. П. Барановского и Е. Е. Юцевича, 72-ступенная система Е. А. Мурзина, 84-ступенная система Д. К. Гузенко и др. Наилучшей из них является 53-ступенная темперация, позволяющая точно воспроизводить в разл. тональностях интервалы чистого, пифагорова и равномерно-темперированного С.

2) Частота (высота) настройки эталонного тона звукоряда. В СССР в соответствии с ОСТ-7710 для а1 установлено 440 герц.

3) Термин «строй» по отношению к муз. инструментам означает особенности их настройки или конструкции (квинтовый С. скрипки, квартовый — домры, хроматический — баяна, натуральный — валторны и т. п.) или соотношение между реальным звучанием инструмента и нотной записью для него (труба in В, валторна in F, кларнет in A и т. п.).

4) Хоровой С., т. е. согласованность между певцами хора в отношении точности звуковысотного интонирования; важнейшая характеристика хор. звучания. Различают мелодич. и гармонич. хоровой С. При исполнении мелодии наблюдается тенденция к обострённым интонациям пифагорова С.; при исполнении отд. аккордов — к более мягким интонациям чистого С.; в целом для звучания хора характерен зонный С. В 19 — нач. 20 вв. понятие «хоровой строй» означало норму настройки хора (в практике пения a cappella), существовавшую до утверждения единого эталона высоты; ранее хоровой С. по сравнению с инстр. музыкой был несколько заниженным.

5) С., или тон, — то же, что тональность, лад, ладотональность, наклонение (устар.); напр., «близкие тональности гармонического С.» (И. И. Дубовский).

Литература: Чесноков П. Г., Хор и управление им, М.-Л., 1940, М., 1961; Гарбузов H. A., Зонная природа звуковысотного слуха, М.-Л., 1948; его же, Внутризонный интонационный слух и методы его развития, М.-Л., 1951; Музыкальная акустика, М., 1954; Барановский П. П., Юцевич E. E., Звуковысотный анализ свободного мелодического строя, К., 1956; Pигров К. К., Руководство хором, М., 1964; Шерман Н. С., Формирование равномерно- темперированного строя, М., 1964; Переверзев Н. К., Проблемы музыкального интонирования, M., 1966; Paгс Ю. H., О художественной норме чистой интонации при исполнении мелодии, М., 1971 (автореферат дисс.); Helmholtz H., Die Lehre von den Tonempfindungen…, Braunschweig, 1863, Hildesheim, 1968 (рус. пер. — Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки, СПБ, 1875); Oettingen A. von, Harmoniesystem in dualer Entwickelung, Dorpat — Lpz., 1866; Hostinskэ O., Die Lehre von den musikalischen Klдngen, Praha, 1879; Tanaka Sh., Studien im Gebiete der reinen Stimmung, «Vierteljahrsschrift fur Musikwissenschaft», 1890, VI; Riemann H., Katechismus der Akustik, Lpz., 1891, B., 1921 (рус. пер. — Риман Г., Акустика с точки зрения музыкальной науки, М., 1898); Abraham О., Hоrnbostel E. von, Phonographierte indische Melodien, «Sammelbande fur vergleichende Musikwissenschaft», I, 1922; Hбba A., Die Theorie fur Vierteltцne, Grundlagen der Tondifferenzierung, в кн.: Von neuer Musik, Koln, 1925; Handschin J., Reine Harmonie und temperierte Tonleitern, «Schweizerisches Jahrbuch fur Musikwissenschaft», II, 1927; Hindemith P., Unterweisung im Tonsatz, I, Mainz, 1937, 1940.

Ю. H. Рагс
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Тетралогия Опера, вокал, пение
Мандолина Музыкальные инструменты

рекомендуем

смотрите также

Лейпциг музыкальный Национальные культуры
Песнопение Опера, вокал, пение
Африканская музыка Национальные культуры
Кобза Национальные культуры
Берлин музыкальный Национальные культуры
Резонаторное отверстие Музыкальные инструменты
Канцонетта Музыкальные жанры и формы
Классицизм в балете Балет и танец
Свободный стиль Теория музыки
Лира Музыкальные инструменты

Реклама