Зона (от греч. zonn — пояс) — характеризует отношения между элементами музыкального звука как физического явления (частотой, интенсивностью, составом звука, продолжительностью) и его музыкальными качествами (высотой, громкостью, тембром, длительностью) как отражениями в сознании человека этих физических свойств звука.
Понятие введено советским муз. акустиком Н. А. Гарбузовым. Спец. исследованиями было установлено, в частности, что каждой из ступеней муз. звукоряда (с, cis, d и т. д.) с физич. стороны соответствует не одна частота, как в том или ином математически выраженном строе (напр., равномерно-темперированном), а целый ряд близко расположенных частот; при изменениях частот в этих пределах качество звука как определённой ступени не изменяется: так, звук а1 может иметь не только 440 гц (ОСТ 7710), но и 439, 438, 437, 436, 435, а также 441, 442, 443, 444, 445 гц, не превращаясь при этом ни в gis1, ни в b1. Такие области частот получили наименование звуковысотных зон. В опытах Гарбузова лица с очень хорошим абсолютным слухом настраивали струны или спец. приборы на заданные звуки со значит. колебаниями частот; ширина зоны в крайних регистрах порой превышала 200 центов (т. е. целый тон!). Высококвалифицированные музыканты с хорошим относит. слухом настраивали заданные интервалы с колебаниями в пределах до 60–70 центов. Аналогичные результаты наблюдались и при исследовании пассивных проявлений абсолютного или относительного слуха (т. е. при оценке разл. интонац. вариантов отд. ступеней звукоряда или вариантов отношений частот в интервалах).
Зону нельзя отождествлять с пороговыми величинами (напр., с порогом различения высоты, равным 5–6 центам); в пределах звуковысотной зоны музыканты могут различать, по свидетельству Гарбузова, до 10 интонац. оттенков. Установление зонной природы звуковысотного слуха открывает новые возможности для изучения художеств. интерпретации муз. произведений. В работах Гарбузова, а также его учеников и последователей (А. В. Рабиновича, Е. А. Мальцевой, С. Г. Корсунского, О. Е. Сахалтуевой, Ю. Н. Рагса, Е. В. Назайкинского) раскрывается эстетический смысл понятия «зона».
Художественный замысел композитора и план интерпретации исполнителя влияют на выбор той или иной интонации из зоны. З., т. о., указывает на сферу звуковысотных выразительных возможностей, имеющихся в распоряжении исполнителя. Понятие З. распространяется Гарбузовым также на восприятие темпа и ритма, динамический (громкостный) и тембровый слух (см. Слух музыкальный). Концепция зонной природы муз. слуха оказала большое влияние на развитие педагогич. и теоретич. воззрений музыкантов-исполнителей и нашла отражение во мн. учебниках, методич. пособиях, школах, выходящих в СССР и за рубежом. Новые теоретич. воззрения позволили провести ряд исследований процесса муз. исполнения и дать количеств. и качеств. оценки мн. явлениям «микромира» муз. исполнения, ранее не рассматривавшегося.
Литература: Рабинович А. В., Осциллографический метод анализа мелодии, М., 1932; Корсунский С. Г., Зоны интервалов при воспроизведении их на инструментах со свободной интонацией, «Физиологический журнал СССР», 1946, т. 32, No 6; Гарбузов H. A., Зонная природа звуковысотного слуха, М.-Л., 1948; его же, Зонная природа темпа и ритма, М., 1950; его же, Внутризонный интонационный слух и методы его развития, М.-Л., 1951; его же, Зонная природа динамического слуха, М., 1955; его же, Зонная природа тембрового слуха, М., 1956; Сахалтуева О. Е., О некоторых закономерностях интонирования в связи с формой, динамикой и ладом, в сб.: Труды кафедры теории музыки Московской Государственной консерватории им. П. И. Чайковского, вып. 1, М., 1960; Рагс Ю. Н., Интонирование мелодии в связи с некоторыми ей элементами, там же; Рагс Ю. Н. и Назайкинский Е. В., Музыкально-теоретические исследования и разработка теории слуха, в сб.: «Лаборатория музыкальной акустики» (к 100-летию МоЛГК им. П. И. Чайковского), М., 1966.
Ю. Н. Рагс
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.