Слух музыкальный — способность человека полноценно воспринимать музыку, необходимая предпосылка композиторской и исполнительской деятельности. Слух музыкальный — основа музыкального мышления и музыкальной оценочной деятельности.
Типология С. м. полностью ещё не сложилась. Можно выделить несколько разл. уровней проявления С. м. С муз.-физиологич. стороны С. м. — это аппарат восприятия муз. звуков; он обусловлен природными данными — особенностями строения и функционирования органа слуха человека как внешнего анализатора муз. звуков. С. м. характеризуется широким диапазоном, высокой чувствительностью восприятия отд. качеств муз. звуков — высоты, громкости, тембра и длительности (восприятие длительности не является специфич. муз. способностью). Самые низкие звуки, воспринимаемые слухом, имеют частоту ок. 16 герц (с субконтроктавы), самые высокие — ок. 20 000 герц (приблизительно es 7-й октавы); колебат. движения вне этого диапазона (инфразвуки и ультразвуки) вообще не воспринимаются как звуки. К изменениям высоты, громкости и тембра С. м. наиболее чувствителен в среднем регистре — примерно от 500 до 3000–4000 герц, здесь музыканты различают изменения высоты в 5–6 центов (ок. 1/40 целого тона), изменения громкости в 1 децибел (децибел — принятая в муз. акустике логарифмич. единица для измерения уровня громкости звука; выражает отношение силы двух звуков); спец. единиц для количественной характеристики тембра не имеется. Ниже 500 и выше 3000–4000 герц чувствительность слуха, особенно к различению небольших изменений высоты, значительно уменьшается; выше 4500–5000 герц ощущение высоты звука как ступеневого качества теряется. В норме такого рода природными данными обладает каждый человек. В то же время различия между широтой воспринимаемого диапазона и степенью чувствительности С. м. на этом уровне у музыкантов и немузыкантов могут быть весьма большими, так же как и индивидуальные различия у музыкантов. Эти качества, однако, не определяют степени музыкальности; высокая чувствительность восприятия — это природные данные, к-рые необходимы для муз. деятельности, но не гарантируют её успешности.
Специфич. проявлениями С. м. на этом уровне являются, с одной стороны, т. н. абсолютный слух, с другой — слух настройщика (термин Б. М. Теплова). Абсолютный слух — это особый вид долговременной памяти на высоту и тембр звука: способность узнавать и определять, используя названия нот (с, d, e и т. д.), высоту отд. звуков мелодии, аккорда, даже немузыкальных звуков, воспроизводить голосом или на инструменте с нефиксированной высотой звуков (скрипка и др.) звуки заданной высоты, не сравнивая их с другими, высота к-рых известна. Абсолютный слух порой рассматривают как предпосылку успешной деятельности в области музыки, однако, согласно имеющимся данным, нек-рые великие композиторы (Р. Вагнер, А. Н. Скрябин и др.) им не обладали. Слух настройщика — вырабатывающаяся в специфич. деятельности способность различать минимальные (до 2 центов) изменения высоты отд. звуков или интервалов.
С муз.-психологич. стороны С. м. — своеобразный механизм первичной переработки муз. информации и выражения отношения к ней — анализа и синтеза её внешних акустич. проявлений, её эмоциональной оценки. Умение воспринимать, определять, понимать, представлять разл. отношения, функциональные связи между звуками, основывающееся на уже упомянутых природных данных, более высокая ступень организации С. м.; в этой связи говорят о чувстве ритма, ладовом чувстве, мелодич., гармонич. и др. видах слуха. При восприятии музыкант интуитивно или сознательно учитывает самые разл. отношения между звуками. Так, ладовое чувство, с одной стороны, основывается на способности слуха к различению высоты, громкости, длительности звуков, с другой — суть его состоит в осмыслении, понимании и эмоциональном переживании функциональных связей между звуками, составляющими муз. целое (устойчивости, неустойчивости, тяготения, степеней напряжённости звуков в мотиве, фразе, интонационной определённости, образно-эмоциональной характерности этих мотивов и фраз и т. д.). Подобным же образом звуковысотный слух основывается, с одной стороны, на чувствительности к минимальным изменениям высоты звуков, с другой — на восприятии ладовых, метроритмич., гармонич. и иных связей, а также их оценке в муз.-технологич. и эмоциональном планах (интонация — чистая, фальшивая или выразительная, спокойная, напряжённая и т. п.).
Специфич. проявлениями С. м. являются такие виды слуха, к-рые основаны на восприятии связей между муз. звуками: относительный слух, внутренний слух, чувство муз. формы или архитектонич. слух и др. Относительный, или интервальный, слух — способность узнавать, определять звуковысотные интервальные отношения между звуками, ступенями звукоряда, к-рая проявляется также в умении воспроизводить голосом или на инструменте с нефиксированной высотой звуков интервалы (секунды, терции, кварты и т. д.) как в мелодии, так и в гармонии. Внутренний слух — способность мысленно представлять вспоминать) как отд. качества муз. звуков (высоту, тембр и др.), так и мелодич., гармонич. последовательности, целые муз. пьесы в единстве их компонентов. Чувство муз. формы — способность осознавать, понимать и оценивать соразмерность временных отношений между разл. компонентами муз. произв., их функциональные значения в целом (квадратность, неквадратность, трёхчастность, экспозиция, развитие, завершение развития и др.). Это одна из наиболее сложных форм С. м.; она граничит уже с творческим муз. мышлением. Важнейшим компонентом С. м. является общая музыкальность, выражающаяся в эмоциональной отзывчивости на муз. явления, в яркости и силе специфических муз. переживаний. Как показывает практика, без такой эмоциональной предрасположенности человек оказывается непригодным к композиторской и исполнительской деятельности, а также к полноценному восприятию музыки. С. м. в своих разл. проявлениях развивается в процессе муз. деятельности — повышается чувствительность к различению небольших изменений высоты, громкости, тембра и др. свойств звука, вырабатываются условные рефлексы на отношения между звуками (напр., совершенствуется относительный слух, развиваются мелодич., гармонич. слух, чувство лада), усиливается эмоциональная отзывчивость на муз. явления. Исключение составляет абсолютный слух, к-рый, по-видимому, не может быть приобретён спец. упражнениями; развить можно только т. н. ложный абсолютный слух (термин Б. М. Теплова), помогающий определять высоту звука косвенным путём, напр. по тембровой составляющей звука. Для развития разл. видов С. м. разработана спец. дисциплина — сольфеджио.
Одно из проявлений связи С. м. с др. способностями — т. н. цветной слух, осн. на возникающих под воздействием муз. звуков или их последований цветовых представлениях, имеющих субъективный характер (синопсия).
Интенсивное изучение С. м. началось со 2-й пол. 19 в. Г. Гельмгольц и К. Штумпф дали развёрнутое представление о работе органа слуха как внешнего анализатора звуковых колебат. движений и о нек-рых особенностях восприятия муз. звуков (напр., о консонансе и диссонансе); тем самым они положили начало психофизиологич. акустике. Н. А. Римский-Корсаков и С. М. Майкапар в числе первых в России в кон. 19 — нач. 20 вв. изучали С. м. с педагогич. позиций — как основу для муз. деятельности; они описали разл. проявления С. м., начали разработку типологии С. м.; Римский-Корсаков, в частности, ввёл понятие «внутренний слух», развитое впоследствии Б. В. Асафьевым. С точки зрения физич. акустики, много внимания изучению С. м. уделял С. Н. Ржевкин. В 30-50-х гг. 20 в. Н. А. Гарбузов разработал концепцию зонной природы С. м., в соответствии с к-рой качественная определённость ступеней звукоряда, интервалов, отд. динамич. оттенков, ритмич. и темповых единиц, типичных проявлений тембра как элементов муз. системы раскрывается в процессе восприятия как множество разл. количеств. значений (см. Зона). Такого же рода воззрения в отношении звуковысотного слуха развивали П. П. Барановский и E. E. Юцевич. Немало исследований в области С. м. в 30-е гг. было проведено лабораторией К. Сишора в ун-те штата Айова (США); значительной является работа о вибрато. В кон. 40-х гг. появился важный обобщающий труд Б. М. Теплова «Психология музыкальных способностей», где впервые было дано целостное представление о С. м. с позиций психологии. В 50-60-х гг. в лаборатории муз. акустики при Моск. консерватории был проведён ряд исследований С. м.- выявлялись конкретные проявления звуко-высотных, темповых, динамич. зон в художеств. исполнении музыки, изучался звуковысотный интонационный и динамический (громкостной) слух, чувство темпа (в работах О. Е. Сахалтуевой, Ю. Н. Рагса, Е. В. Назайкинского). Среди работ 70-х гг. в области С. м. — «О психологии музыкального восприятия» Е. В. Назайкинского и выполненные А. А. Володиным исследования высотно-тембрового слуха. Изучение С. м. с точки зрения муз. акустики, физиологии и психологии слуха даёт богатый материал для муз. педагогики. Оно представляет собой основу многих работ в области методики воспитания С. м. (напр., работы А. Л. Островского, Е. В. Давыдовой). Знания, касающиеся С. м., находят широкое применение при конструировании новых муз. инструментов, в частности электромузыкальных, в архитектурной акустике, напр. при расчётах акустич. особенностей конц. помещений. Они используются при осуществлении звукозаписи (граммофонной и магнитной) на радио, в телевидении, при озвучивании фильмов и т. п.
Литература: Майкапар С. М., Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития, М., 1900, П.,. 1915; Римский-Корсаков H. A., О музыкальном образовании, в его кн.: Музыкальные статьи и заметки, СПБ, 1911, то же, в его Полн. собр. соч., т. II, М., 1963; Ржевкин С. Н., Слух и речь в свете современных физических исследований, М.-Л., 1928, 1936; Tеплов Б. М., Психология музыкальных способностей, М.-Л., 1947; то же, в его кн.: Проблемы индивидуальных различий, М., 1961; Гарбузов Н. A., Зонная природа звуковысотного слуха, М.-Л., 1948; его же, Зонная природа темпа и ритма, М., 1950; его же, Внутризонный интонационный слух и методы его развития, М.-Л., 1951; его же, Зонная природа динамического слуха, М., 1955; его же, Зонная природа тембрового слуха, М., 1956; Музыкальная акустика, М., 1954; Барановский П. П., Юцевич Е. В., Звуковысотный анализ свободного мелодического строя, К., 1956; Лаборатория музыкальной акустики (к 100-летию Московской ордена Ленина Государственной консерватории им. П. И. Чайковского), М., 1966; Володин A. A., Психологические аспекты восприятия музыкальных звуков, М., 1972 (дисс); Paгс Ю., Назайкинский Е., О художественных возможностях синтеза музыки и цвета (на материале анализа симфонической поэмы «Прометей» А. Н. Скрябина), в сб.: Музыкальное искусство и наука, вып. 1, М., 1970; Назайкинский Е. В., О психологии музыкального восприятия, М., 1972; Heimholt H., Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage fur die Theorie der Musik, Braunschweig, 1863, 1913 (рус. пер.- Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки, СПБ, 1875); Stumpf С., Tonpsychologie, Bd 1–2, Lpz., 1883–90; The vibrato, в сб.: Vibrato. University of Iowa studies. Studies in psychology of music, v. 1, Iowa, 1932; Seashоrе С. Е., Psychology of music, N. Y-L., 1938; Revesz G., Inleiding tot de muziekpsychologie, Amst., 1944.
Ю. H. Paгc
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.