Энгармонизм (от греч. enarmonios — энгармонический, букв. — согласный, созвучный, стройный) — равенство по высоте различных по написанию звуков (напр., des=cis), интервалов (напр.
аккордов (as-c-es-ges=as-c-es-fis=gis-his-dis-fis и т. д.), тональностей (Fis-dur=Ges-dur). Понятие «энгармонизм» предполагает 12-ступенный (равномерно) темперированный строй (см. Темперация). Оно сложилось в связи с возобновлением интервалики античных родов — хроматического и энармонического (см. Хроматизм, Энармоника) — и объединением звуков всех трёх родов (вместе с диатоникой) в рамках единого звукоряда; т. о., между звуками диатонич. целого тона помещаются звуки и пониженных, и повышенных ступеней, напр. (c)-des-cis-(d) с комматич. различием между их высотами (у П. де Бельдемандиса, нач. 15 в.; см.: Coussemaker E., Scriptorum…, t. 3, p. 257–58; y H. Вичентино, 1555).
Сохранившись в терминологии теоретич. трактатов, древняя энармоника (где микроиитервалы различались по высоте) превратилась в 18 в., по мере распространения темперации, особенно равномерной, в новый европейский Э. (где микроинтзрвалы, напр. eis и des, уже совпадают по высоте). Понятие «энгармонизм» отличается двойственностью: Э. как выражение функционального тождества (пассивный или мнимый Э.; напр., у Баха в 1-м томе «Хорошо темперированного клавира» равнозначность тональностей es-moll и dis-moll в 8-й прелюдии и фуге; у Бетховена в Adagio 8-й фп. сонаты E-dur=Fes-dur) и как выражение функционального неравенства («детемперации», А. С. Оголевец; согласно правилу интонирования «диез выше бемоля»), скрытого, но сохраняющегося под покровом темперации (активный или действительный Э.; напр., в энгармонич. модуляции через h-f-as-d=h-f-gis-d при введении репризы в каватине Гориславы из оперы «Руслан и Людмила» Глинки).
Художеств. использование Э. в европ. музыке относится к нач. 16 в. (А. Вилларт, дуэт «Quid non ebrietas»); Э. широко применялся в хроматич. мадригале 16–17 вв., особенно венецианской школы. Со времени И. С. Баха он становится важным средством внезапной модуляции, а основанный на нём круг из 30 тональностей мажора и минора — необходимой для классико-романтич. муз. форм модуляционной сферой. В тональной хроматич. системе 20 в. отношения Э. переносятся и на внутритональные связи, напр. в начале 3-й части 6-й фп. сонаты Прокофьева аккорд нVI> ступени (бемольной стороны) мелодически фигурируется звуками энгармонически тождественной ей в V ступени (диезной стороны; в записи отрывка — энгармонич. упрощение):
С. С. Прокофьев. 6-я соната для фп., часть III.
Предельной степени сгущение Э. достигает в 12-тоновой музыке, в которой энгармоническое переключение становится фактически непрерывным (нотный пример перманентного Э. см. в ст. Додекафония).
Литература: Ренчицкий П. Н., Учение об энгармонизме, М., 1930; Оголевец А. С., Введение в современное музыкальное мышление, М.-Л., 1946; Тюлин Ю. (H.), Краткий теоретический курс гармонии, Л., 1960, перераб. и доп., М., 1978; Переверзев Н. (К.), Проблемы музыкального интонирования, М., 1966; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Beldemandis P. de., Libellus monocordi (1413), в кн.: Coussemaker E. de, Scriptorum de musica medii aevi. Novam seriem…, t. 3, Parisiis, 1869, факсим. переизд. Hildesheim, 1963; Vicentino N., L’antica musica ridotta alla moderna prattica…, Roma, 1555, факсим. переизд. Kassel, 1959; Scheibe J. A., Compendium musices… (ок. 1730–36), в кн.: Benary P., Die deutsche Kompositionslehre des 18. Jahrhunderts, Lpz., 1961; Levitan J. S., A. Willaert’s famous duo, «Tijdschrift der Vereeniging vor Nederlandse Muziekgeschiedenis», 1938, bd 15; Lowinsky E. E., Tonality and atonality in sixteenth-century music, Berk.-Los Ang., 1961.
Ю. Н. Холопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.