Мелодрама

Мелодрама (от греч. melos — песнь, мелодия и drama — действие, драма) — особый музыкально-театральный жанр, возникший и получивший распространение в 18 в. в европейских странах. В мелодраме монологи и диалоги действующих лиц сопровождаются музыкой, к-рая перемежается с декламацией, а иногда исполняется одновременно с произнесением текста.

Возникновение М. было продиктовано эстетич. принципами эпохи Просвещения: стремление к естественной выразительности музыки в тесной связи с развитием драм. мысли. Ранний образец М. создал Ж. Ж. Руссо в лирич. сценах «Пигмалион» (1762, сюжет заимствован из «Метаморфоз» Овидия). Его целью было соединение декламации, пантомимы и инстр. музыки, чутко следующей за развитием психологич. драмы. Руссо отказался от возвышенной декламации старого франц. оперного иск-ва, он стремился к освобождению музыки от оперных условностей и требовал её соответствия каждому душевному движению персонажей. Для этого было ограничено число действующих лиц, и всё внимание сосредоточено на чувствах скульптора, оживляющего статую девушки, и на самом процессе постепенного оживления мёртвой материи силой искусства. Руссо, видимо, лишь наметил характер музыки (сохранились отрывки её); исполнялся «Пигмалион» с музыкой О. Куанье (1770, Лион; впоследствии музыку писали и др. композиторы). Идея М., выдвинутая Руссо, привлекла внимание музыкантов и за пределами Франции. Высокое признание получили М. чешского комп. Й. Бенды «Ариадна на Наксосе» (1774) и «Медея» (1775). Произв. в этом жанре были созданы К. Г. Нефе («Софонисба», 1782) и др.

В России к М. обратился драматург Я. Б. Княжнин. М. «Орфей» на его текст впервые исполнена с музыкой Ф. Торелли (1781), но стала популярной после того, как Е. И. Фоминым была написана новая музыка (исп. в 1792, Петербург). «Орфей» Княжнина и Фомина — один из ярких образцов этого жанра, отличающийся глубокой драм. выразительностью музыки, симф. напряжённостью её развития. В произв. введён хор, завершает его драм. балетная сцена (танец фурий). М. постепенно утрачивает самостоят. значение. Принципы её широко проникают как выразит. средство в оперу, сценич. музыку. В процессе симфонизации оперы, характерном для 19 в., приёмы М. утрачивают своё значение внутри оперного произв., сохраняясь, однако, в музыке к драм. спектаклям («Манфред» Шумана, «Арлезианка» Бизе, «Пер Гюнт» Грига, «Король Лир» Балакирева и др.). См. также ст. Мелодекламация.

Литература: Глумов A., Историческое развитие мелодрамы, «СМ», 1935, No 1; его же, Музыка в русском драматическом театре. Исторические очерки, М., 1955; Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII века, М., 1965, с. 350–61; Istеl E., J. J. Rousseau als Komponist seiner lyrischen Szene «Pygmalion», Lpz., 1902; его же, Die Entstehung des deutschen Melodramas, В., 1906; Veen J. van der, Le melodrame musical de Rousseau au romantisme, La Haye, 1955.

T. H. Соловьёва
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Мествире Национальные культуры
Курай Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Колокольчики Музыкальные инструменты
Бухарест музыкальный Национальные культуры
Tutti, тутти Теория музыки
Сарсуэла Термины и понятия
Стихира Церковная музыка
Трещотка Музыкальные инструменты
Форма музыкальная Термины и понятия
Ритурнель Термины и понятия
Lento, ленто Теория музыки

Реклама