Мелодекламация

Мелодекламация (от греч. melos — песнь, мелодия и лат. declamation — декламация) — соединение выразительного произнесения текста (гл. обр. стихотворного) и музыки, а также произведения, основанные на подобном соединении. М. находила применение уже в антич. драме, а также в «школьной драме» ср.-век. Европы. В 18 в. появились сценич. произв., полностью основанные на М. и наз. мелодрамами. В последующее время М. нередко использовалась в оперных произведениях (сцена В тюрьме из «Фиделио», сцена В Волчьем ущелье из «Вольного стрелка»), а также в драматич. пьесах (музыка Л. Бетховена к «Эгмонту» Гёте). С кон. 18 в. под влиянием мелодрам сложился и жанр самостоятельной М. концертного плана (по-немецки наз. Melodram, в отличие от сценич. М., называемой Melodrama), как правило, для чтения (декламации) в сопровождении фп., реже в сопровождении оркестра. Для таких М. избирались обычно тексты балладного характера. Самые ранние образцы подобных М. принадлежат И. Р. Цумштегу («Весеннее торжество», для чтеца с орк., 1777, «Тамира», 1788). Позднее М. создавали Ф. Шуберт («Прощание с Землёй», 1825), Р. Шуман (2 баллады, соч. 122, 1852), Ф. Лист («Ленора», 1858, «Печальный монах», 1860, «Слепой певец», 1875), Р. Штраус («Енох Арден», op. 38, 1897), M. Шиллингс («Песнь ведьм», op. 15, 1904) и др.

В России М. как концертно-эстрадный жанр пользовалась популярностью с 70-х гг. 19 в.; в числе авторов рус. М. — Г. А. Лишин, Е. Б. Вильбушевич. Позднее ряд М. для чтеца с оркестром написали А. С. Аренский (стихотворения в прозе И. С. Тургенева, 1903), А. А. Спондиаров (монолог Сони из пьесы «Дядя Ваня» А. П. Чехова, 1910). В сов. время М. была использована в коллективной оратории «Путь Октября» (1927), в сказке для чтеца и симф. оркестра «Петя и Волк» Прокофьева (1936).

В 19 в. возник особый род М., в котором с помощью нотных знаков точно фиксируется ритм декламации («Прециоза» Вебера, 1821, музыка Мийо к «Орестейе», 1916). Дальнейшим развитием этого рода М., сблизившим её с речитативом, явилась т.н. связанная мелодрама (нем. gebundene Melodram), в к-рой с помощью особых знаков (вместо, вместо и т. п.) фиксируется не только ритм, но и высота звуков голоса («Дети короля» Хумпердинка, 1-я ред. 1897). У Шёнберга «связанная мелодрама» принимает форму т.н. речевого пения, нем. Sprechgesang («Лунный Пьеро», 1912). Позднее появилась и промежуточная разновидность М., в к-рой точно обозначается ритм, а высота звуков указывается приблизительно («Ода Наполеону» Шёнберга, 1942). Разл. виды М. в 20 в. использовали также Вл. Фогель, П. Булез, Л. Ноно и др.).

Литература: Волков-Давыдов С. Д., Краткое руководство по мелодекламации (первый опыт), М., 1903; Глумов А. Н., О музыкальности речевой интонации, в сб.: Вопросы музыкознания, вып. 2, М., 1956; Вatka R., Melodramatisches, в его сб.: Musikalische Streifzuge, Florenz — Lpz., 1899; Ginisty P., Le melodrame, P., 1910; Steinitzer M., Zur Entwicklungsgeschichte des Melodrams und Mimodrams, «Die Musik», 1919, Jahrg. 35; Martens H., Das Melodram, В., 1932 (Musikalische Formen in historischen Reihen); Stephan R., Zur jungsten Geschichte des Melodrams, «AfMw», 1960, Jahrg. 17.

Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Форшлаг Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Глинка Михаил Биографии
Тесситура Термины и понятия
Вариации Теория музыки
Tempo rubato, тeмпо рубaто Теория музыки
Бирманская музыка Национальные культуры
Онеггер Артюр Биографии
Офферторий Музыкальные жанры и формы
Загадочный канон Теория музыки
Английский рожок Музыкальные инструменты
Терцдецима Теория музыки

Реклама