Наименьший структурный элемент музыки. По сравнению со всеми слышимыми "немузыкальными" звуками обладает рядом особенностей, определяющихся устройством органа слуха, коммуникативной природой муз. искусства и эстетич. запросами музыкантов и слушателей.
Осн. свойства З. м. - высота звука, громкость, длительность и тембр. З. м. может иметь высоту в пределах от С2 до с5 - d6 (от 16 до 4000-4500 гц; более высокие звуки входят в состав З. м. в качестве обертонов); его громкость должна быть больше уровня шума в помещении, но не может превышать болевого порога; по длительности З. м. весьма разнообразны - самые короткие звуки (в быстрых пассажах - глиссандо) не могут быть короче 0,015-0,020 сек (за этим пределом теряется ощущение высоты), самые продолжительные (напр., педальные звуки органа) могут длиться несколько минут; лишь в отношении тембра трудно установить к.-л. физиологич. пределы, поскольку число комбинаций звуковысотных, громкостных, временных и иных компонентов, из к-рых складывается представление о тембре (элементарное с точки зрения восприятия), практически бесконечно.
В процессе муз. практики З. м. организуются в муз. Систему. Так, в каждой октаве чаще всего используется лишь 12 раз л. по высоте звуков, отстоящих на полутон друг от друга (см. Строй). Динамич. оттенки подчинены шкале отношений громкости (напр., рр, р, mр, mf, f, ff), не имеющей абсолютных значений (см. Динамика). В наиболее употребительной шкале длительностей соседние звуки находятся в отношении 1:2 (восьмые так относятся к четвертям, как четверти к половинам и т.д.), реже применяются отношения 1:3 или другие более сложные. Особой индивидуализацией отличаются тембры З. м. Звуки скрипки и тромбона, фп. и англ. рожка очень различаются по тембру; важные, хотя и более тонкие различия обнаруживают и тембры однотипных инструментов (напр., струн. смычковых). Система тембров З. м. весьма сложна. Каждый З. м. может рассматриваться с акустич. стороны, напр. по тому, имеется ли в его составе гармонич. (наиболее характерный для З. м.) или негармонич. ряд призвуков, присутствуют ли в нём форманты, какую часть составляют в нём шумы и т.п.; он может быть охарактеризован по типу инструмента, на к-ром извлекается (струнные щипковые, электромузыкальные и др.); он может также входить в ту или иную систему по признаку возможности сочетания с др. звуками (см. Инструментовка).
Хотя в нотном тексте каждый З. м. обычно фиксируется как нечто однозначное, в действительности звуки весьма гибки, внутренне подвижны, характеризуются многочисл. переходными или нестационарными процессами. Часть из этих переходных процессов органически присуща З. м. и является следствием акустич. особенностей муз. инструмента или способа звукоизвлечения - таково затухание звуков фп., арфы, разл. виды атаки в звуках струн. смычковых и дух. инструментов, разл. апериодич. и периодич. изменения тембра в звуках ряда удар. инструментов - напр., колоколов, там-тама. Другая часть переходных процессов создаётся исполнителями, гл. обр. для достижения большей связанности звуков или выделения отд. звуков в соответствия с художеств. замыслом. Таковы глиссандо, portamento, вибрато, динамич. акценты, разл. ритмич. и тембровые изменения, составляющие сложную систему интонационных (звуковысотных), динамич. (громкостных), агогич. (темповых и ритмических) и тембровых оттенков.
Отдельно взятые З. м. не имеют к.-л. выразит. свойств, но будучи организованы в ту или иную муз. систему и включены в муз. ткань, выполняют выразит. функции. Поэтому нередко отд. З. м. наделяют определёнными свойствами; им, как части, приписывают свойства целого. В муз. практике (особенно педагогич.) выработан обширный словарь терминов, в к-ром отражены и эстетич. требования к отд. З. м. Эти нормы, однако, исторически обусловлены и тесно связаны со стилем музыки.
Литература: Мутли А. Ф., Звук и слух, в сб.: Вопросы музыкознания, т. 3, М., 1960; Музыкальная акустика, общ. ред. Н. А. Гарбузова, М., 1954; Helmholtz H. v., Die Lehre von den Tonempfindungen..., Braunschweig, 1863 и переизд.; Stumpf С., Tonpsychologie, Bd 1-2, Lpz., 1883-90; Waetzmann R., Ton, Klang und sekundдre Klangerscheinungen, "Handbuch der normalen und pathologischen Physiologie", Bd XI, В., 1926, S. 563-601; Handsсhin J., Der Toncharakter, Z., 1948; Eggebrecht H. H., Musik als Tonsprache, "AfMw", Jg. XVIII, 1961.
Ю. H. Рагс