Симфоническая музыка

Категории словаря

Симфоническая музыка — музыка, предназначенная для исполнения симф. оркестром; наиболее значительная и богатая область инстр. музыки, охватывающая и крупные многочастные произв., насыщенные сложным идейно-эмоциональным содержанием, и мелкие муз. пьесы. Симф. оркестр, соединяющий в себе разнообразные инструменты, предоставляет творцу музыки богатейшую палитру звуковых красок, выразит. средств, технич. возможностей для воплощения художеств. замыслов.

Исполнение муз. произв. большими инстр. ансамблями и оркестрами практиковалось и в античности, и в средневековье, но лишь на исходе эпохи Возрождения инстр. музыка стала равноправной с вокальной. Постепенно вырабатывался независимый от хор. многоголосия специфически инструментальный (ансамблево-оркестровый) стиль. Музыка для оркестра развивалась в постоянном взаимодействии с др. видами муз. иск-ва - с музыкой камерной, органной, хоровой, оперной. Характерные жанры 17 - 1-й пол. 18 вв.: танц. сюита, концерт - ансамблево-оркестровый (см. Concerto grosso), позднее сольный (см. Концерт), увертюра (симфония) оперного образца (сначала как вступление к опере, балету, затем и самостоятельная). Разновидности сюиты 18 в.: дивертисмент, серенада, ноктюрн, кассация. Мощный подъём С. м. связан с выдвижением на передний план симфонии, развитием её как циклич. сонатной формы и совершенствованием классич. типа симф. оркестра. В этом отношении большую роль сыграли мангеймская школа и особенно венская классическая школа. В творчестве венских классиков произошло окончат. размежевание между С. м. и музыкой камерно-ансамблевой, сложились классич. тины симфонии (четырёхчастный цикл), концерта (трёхчастный цикл), увертюры (одночастное соч. в сонатной форме). В 19 в. расширились возможности симф. оркестра; увеличился его состав, были усовершенствованы старые инструменты, введены новые. В связи с усложнением орк. партитур возросла роль дирижёра (см. Дирижирование). В симфонию и др. виды С. м. нередко стали вводить хор и сольные вок. голоса. С др. стороны, усилилось симф. начало в вок.-орк. сочинениях (кантате, оратории), опере и балете. Большое значение приобрела симф. программная музыка: конц. увертюра на определ. сюжет, симфония, снабжённая лит. программой, симфоническая поэма и родственные ей жанры (симфоническая картина, симфоническая фантазия и т.п.), сюита программного типа, часто составленная из номеров театральной (в т.ч. балетной, оперной) музыки, но нередко и самостоятельная. К жанрам С. м. относятся также симфониетта, симф. вариации, фантазия (также увертюра) на нар. темы, рапсодия, легенда, каприччо, скерцо, попурри, марш, разл. танцы (в т.ч. в виде цикла - симф. танцы), разл. рода миниатюры и т.п. В конц. симф. репертуар входят также отд. орк. фрагменты из опер, балетов, драм, пьес, кинофильмов.

С. м. 19 в. воплотила огромный мир идей и эмоций. В ней нашли выражение темы широкого обществ. звучания, глубочайшие переживания, картины природы, быт и фантастика, нац. характеры, образы пространственных иск-в, поэзии, фольклора. С. м. 20 в., развив многие элементы музыки прошлого, внесла новое в содержание и структуру произв., отразила принципы разл. эстетич. течений (импрессионизм, экспрессионизм и др.). Лучшие образцы С. м. 20 в.- классика новейшего времени. Классич. симф. оркестр сохранил в музыке 20 в. значение нормы, но широкое применение получили и др. орк. комплексы - расширенные до сверхоркестра, уменьшенные до камерного коллектива, промежуточные неполные составы. Оркестр обогатился новыми тембрами (в частности, электроинструментов), выдвинулась как самостоят. ансамбль в оркестре группа удар. инструментов. На равных правах с инструментами в партитуры симф. произв. стали включаться певческие сольные и хор. голоса. Композиционные приёмы С. м. преломились в джазе (т.н. симф. джаз). Вновь культивируются нек-рые жанры старинной музыки, напр. концерт для оркестра. Новые импульсы С. м. дали муз. культуры неевропейских народов.

В 19-20 вв. в странах Европы и Америки выдвинулся ряд нац. школ С. м., к-рые получили мировое значение. Высокими достижениями отмечена рус. классич. и сов. С. м., занимающая видное место в мировой муз. культуре. Сов. С. м. охватывает творч. деятельность композиторов всех союзных и авт. республик. Во многих сов. республиках только после 1917 появились мастера С. м. В разл. жанрах сов. С. м. нашли отражение образы и идеи современности, процессы революц. преобразования общества. Рост симфонизма сказался в развитии оперы и балета, привёл к расцвету вок.-симф. жанров, к симфонизации музыки для дух. оркестра и оркестра нар. муз. инструментов. Богатейший фольклор СССР дал творч. импульсы С. м. и обусловил появление новых её разновидностей (напр., симф. мугама); благотворно воздействие нац. традиций и на С. м. др. стран.

Литература: Глебов Игорь (Асафьев Б. В.), Русская симфоническая музыка за 10 лет, "Музыка и революция", 1927, No 11; Советская симфоническая музыка. Сб. ст., М., 1955; Соллертинский И., Исторические типы симфонической драматургии, в его кн.: Музыкально-исторические этюды, Л., 1956; Ступель A., Беседа о симфонической музыке, Л., 1961; Poпова Т., Симфоническая музыка, М., 1963; Для слушателей симфонических концертов. Краткий путеводитель, М.-Л., 1965, Л., 1967; Конен В., Театр и симфония..., М., 1968, 1975; Бобровский В., Симфоническая музыка, в кн.: Музыка XX века, ч. 1, кн. 1, М., 1976.

В. С. Штейнпресс

реклама

вам может быть интересно

Мелодекламация Термины и понятия
Реперкуссия Термины и понятия

Главы из книг

Произведения

рекомендуем

смотрите также

Малер Густав Биографии
Пение Опера, вокал, пение
Югославская музыка Национальные культуры
Концертмейстер Термины и понятия
Вариации в балете Балет и танец
Мюзикл Музыкальные жанры
Югославский балет Балет и танец
Дискант Термины и понятия
Треугольник Музыкальные инструменты
Benedictus, бенедиктус Церковная музыка

Реклама