Concerto grosso, кончерто гроссо

Категории словаря

Concerto grosso (кончерто гроссо, итал., букв. — большой концерт) — жанр старинной ансамблевой инструментальной музыки. Возник в последней четверти 17 в. в Северной Италии почти одновременно с сольным инструментальным концертом.

Concerto grosso представляет собой ранний вид симфонической музыки, в котором нашли отражение типические черты стиля барокко, тяготевшего к мощным контрастам. В основе concerto grosso лежит динамич. принцип «светотени» — резкое противопоставление небольшой группы солирующих инструментов (т. н. concertino) общей массе ансамбля (т. н. ripieno). Это определяло своеобразие выразит. возможностей concerto grosso, к-рые были ограничены рамками контрастной динамики, а также динамикой регистров. Concerto grosso возник на основе развития и качеств. обновления трио-сонаты (состав её партий — 2 скрипки, виолончель и basso continuo — типичен для concertino concerto grosso), расширения её исполнит. рамок.

Первоначально concerto grosso состоял из 5 и более частей и сочинялся для струнно-смычкового ансамбля. Позднее concerto grosso сжимается до 3–4 частей, в состав ансамбля вводятся дух. инструменты (труба, флейта, гобой, валторна). Этот состав concerto grosso непосредственно подготовил формирование классич. симф. оркестра. Прообраз concerto grosso — 2-3-голосные концертирующие эпизоды ранних итал. многоголосных канцон, сонат и симфоний.

Первое произв., осн. на принципах concerto grosso, написал А. Страделла (под названием «Sinfonia…», 1676). Оно явилось образцом для аналогичных сочинений мастеров болонской и моденской школ. Последние писали под франц. влиянием также и многоголосную танц. музыку, сказавшуюся на нек-рых особенностях тематизма и ритмики concerto grosso.

Первые совершенные образцы concerto grosso создал А. Корелли (ок. 1680, опубликованы посмертно в 1714). Характерно название сб., его concerto grosso: «Большие концерты для двух скрипок и виолончели, входящих в обязательный состав концертино, а также двух других скрипок, альта и баса, входящих по желанию в состав кончерто гроссо и могущих быть удвоенными» («Concerti grossi con duoi Violini e Violoncello di Concertino obligati e duoi altri Violini, Viola e Basso di Concerto grosso ad arbitrio, che si potranno radoppiare» op. 6). Concerto grosso Корелли включают от 4 до 6–7 частей, если не считать небольшие Adagio, служащие как бы связками между быстрыми частями. Муз. единство concerto grosso Корелли проявлялось и в сохранении осн. тональности на протяжении всех частей. Музыка concerto grosso Корелли патетична, порой в ней слышится лирический напев, ощущаются связи с нар. истоками («Пастораль» из concerto grosso No 8).

Новые стилистич. тенденции в concerto grosso связаны с произв., написанными в этом жанре А. Вивальди. Concerto grosso Вивальди, как и его сольные концерты, состоят из 3 частей (быстро — медленно — быстро). Свободные от контрапунктич. оков его предшественников, они отмечены большей жизненностью содержания. Для них типичны разностороннее применение в concertino не только смычковых, но и дух. инструментов, ритмич. чеканность тем, широкая кантабильность медленных частей, рондообразная смена ритурнелей tutti и концертирующих эпизодов.

В Италии (до и после Вивальди) concerto grosso писали А. Кальдара, Б. Марчелло, Дж. Валентини, Т. Альбинони, Дж. Торелли, Ф. Джеминиани, П. Локателли и др.; в Германии — Г. Ф. Телеман, К. Граупнер, И. Ф. Фаш, Э. Альбикастро, Г. Ф. Гендель (его concerto grosso оказали влияние на творчество англ. и нидерл. композиторов Ч. Авизона, В. де Феша и др.), И. С. Бах, в т.н. Бранденбургских концертах к-рого принцип concerto grosso обогащен новыми приёмами концертирования.

Ко 2-й пол. 18 в. с развитием симфонии concerto grosso как жанр ансамблевой инстр. музыки отмирает. В 1-й пол. 20 в. с пробуждением интереса к музыке барокко возрождается и жанр concerto grosso. Произв. в этом жанре написали: М. Регер (Концерт в старинном стиле ор. 123, 1912), Г. Каминский (Concerto grosso для 2 оркестров, 1922), Э. Кшенек (Concerto grosso, 1921, 1924), Б. Мартину (Concerto grosso, 1937); из произв., близких к concerto grosso, можно назвать «Фантазию на последование звуков В — А — С — Н» для 2 фп., 9 солирующих инструментов и оркестра (1950) В. Фортнера, концерт для джаз-банда и оркестра, т.н. Эбеновый (Чёрный) концерт (1945) И. Ф. Стравинского. Из советских композиторов concerto grosso написал Э. Тамберг.

Литература: Schering A., Geschichte des Instrumentalkonzerts, Lpz., 1905, 1927; Engel H., Das Instrumentalkonzert, Lpz., 1932; Kruger W., Das Concerto grosso in Deutschland, Wolfenbuttel — В., 1932; Gerber R., Bachs Brandenburgische Konzerte, Kassel, 1951; Rinсherle M., A. Vivaldi et la musique instrumentale, P., 1948.

И. M. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Зальцбург музыкальный Национальные культуры
Финал Музыкальные жанры и формы

рекомендуем

смотрите также

Рио-де-Жанейро музыкальный Национальные культуры
Крюки, знамена Теория музыки
Бриндизи Опера, вокал, пение
Зурна Национальные культуры
Позиция в музыке Термины и понятия
Узбекская музыка Национальные культуры
Хабанера Музыкальные жанры и формы
Греческий распев Церковная музыка
Флексатон Музыкальные инструменты

Реклама