Шотландская музыка

Категории словаря

Музыка занимала важное место в быту и в обществ. жизни древних племён, населявших Шотландию, - пиктов и гэлов, позднее скоттов (отсюда назв. Scotland) и бритов (с кон. 5 - нач. 6 вв.), а также англов (с 7 в.) и скандинавов (с 9 в.). С древности в среде рыбаков, пастухов, сукновалов и др. складывались песни, сохранившие свою самобытность. В основе шотл. песенности лежат 7- и 8-ступенные звукоряды, однако часто применяются трихордовые и пентатонные мелодич. обороты, к-рые образуют подчинённую полному звукоряду субсистему. Встречаются дорийский, лидийский, миксолидийский лады. В мелодич. рисунке важное место занимают скачки на большие интервалы. Нар. Ш. м. свойственны особые ритмы, связанные с движениями нар. танцев, среди к-рых рил, стретспей и флинг (см. Экоссез). Типичная для них ритмическая фигура напоминает ломбардский ритм; особенно характерен ритмический рисунок, наз. "скоч снэп":

image

В ср. века носителями и хранителями нац. муз. иск-ва были шотл. барды, менестрели, лютнисты (сангстерс, глимен, виоларс). Они слагали и исполняли эпич., героич. песни и баллады, пели также бытовые, трудовые, шуточные, любовные и др. нар. шотл. песни. Старейшие нац. инструменты - арфа (с 12 в.) и волынка (с 15 в.). Одноврем с нар. иск-вом бардов в городах ср.-век. Шотландии развивалась проф. церк. и придв. музыка. Муз. центры того времени - Абердин, в к-ром с 1256 существовал хор мальчиков, и Стирлинг (древняя столица), в к-ром с 12 в. имелась корол. капелла. В 13 в. (по нек-рым сведениям, в 14 в.) возникли певч. школы (в Стирлинге, Данбаре, Абердине и Эдинбурге), сыгравшие большую роль в становлении проф. Ш. м. Руководимые одарёнными музыкантами (Мелисон, Фети, Блэк, Дейвидсон, Мелвил, Луис де Франс), эти школы были центрами ср.-век. муз. науки и практики; в 15-16 вв. в них стали обучать не только пению, но и игре на разл. инструментах, в т. ч. на органе. Первые органы в Шотландии установлены ок. 1437. Церк. музыканты были обязаны не только мастерски исполнять григорианские хоралы, но и петь партии дисканта, владеть иск-вом мелодич. фигурации, играть на органе.

В 15-16 вв. (в период правления Якова III, Якова IV и Марии Стюарт) начался подъём муз. культуры. В сер. 15 в. столица была перенесена в Эдинбург, куда переместился центр муз. жизни. В 1501 Яков IV создал придв. капеллу. Сюда съезжались иностр. музыканты, исполнялась их музыка - попурри, танцы, пьесы для голоса и виолы, шансон. Сохранились рукописи, включающие наряду с церк. и светской Ш. м. произв. итал., франц. и англ. мастеров. В 16 в. в церквах исполнялись мессы, мотеты, энсземы, кантики и псалмы шотл. композиторов. Среди наиболее ценных рукоп. источников - антифонарии Скона ("Scone antiphonary", между 1513 и 1546) и Данкелда ("Dunkeid antiphonary", нач. 16 в.), "Искусство музыки", в к-ром собраны соч. "всех докторов музыки" ("The Art of music collecit of all doctoris of music", ок. 1540), "Псалтырь Сент-Андруса" ("St. Andrew's psalter"; др. назв.- "Псалтырь Вуда (или Вода)" - "Wood's (Wode's) psalter", 1562), Рейтская рукопись ("Raitt manuscript", 1676-89), содержащая гл. обр. произв. эпохи Возрождения. Среди шотл. композиторов и органистов 16 в. - Р. Карвер, Дж. Фети, Р. Джонсон, Дж. Ангес, Д. Пиблс, Р. Дуглас, А. Бекуэлл и др. Наибольшее распространение в церк. Ш. м. получили псалмы. Литургия стала сопровождаться игрой на органе. Многогол. пение и инстр. исполнительство проникли и в светскую придв. музыку; создавались т. н. консорты ("содружества" музыкантов, совместно игравших на разных инструментах). Особое распространение в 16 в. получила лютневая музыка; в консортах участвовали также исполнители на фиделе, скрипке, использовались блокфлёте, поперечная флейта, вёрджинел, спинет, портатив, клавесин.

В период Реформации (сер. 16 в.), осуществлённой в Шотландии в форме пресвитерианства, в Ш. м. наступил застой; огромный (часто невосполнимый) ущерб был нанесён инстр. музыке. Профессия музыканта была объявлена "не угодной богу". Накопленный опыт нар. музицирования и проф. творчества и исполнительства был утрачен. Муз. школы были закрыты, оргбны в церквах разрушены, мн. нотные рукописи сожжены, муз. часть церк. литургии значительно обеднена. Были запрещены выступления бардов, странствующие иностр. музыканты изгнаны из страны. Мн. музыканты жили в нищете.

Период упадка муз. культуры продолжался до нач. 17 в., когда в 1603 шотл. династия Стюартов утвердилась на англ. престоле. В 17 в. в Шотландии (как и в Англии) получили дальнейшее развитие культурные традиции, сложившиеся во 2-й пол. 16 в. в Англии в период правления королевы Елизаветы I Тюдор; с ним связан общий расцвет иск-ва англ. Возрождения (см. Английская музыка). Возобновилась деятельность шотл. корол. капеллы, к-рая была переведена из Стерлинга в Эдинбург; придв. муз. иск-во обрело блеск и помпезность. Начался общий подъём и гор. муз. культуры. Были вновь открыты муз. школы. Не только в домах знати, но и в среде горожан процветало домашнее музицирование. О развитии Ш. м. в 17 в. свидетельствуют многочисл. рукоп. муз. сб-ки, хранящиеся в б-ках Эдинбурга и др. городов; среди них - "Мелвилская книга ронделей" ("The Melvile book of roundels", 1612), "Роуэлленские рукописи" ("Rowallen manuscripts", сб-ки пьес для лютни и для голоса, 1612-28), наиболее известная "Скинская рукопись" ("Skene manuscript", между 1615-35; содержит 114 лютневых табулатурных записей шотл. и иностр. танц. мелодий), "Пэнмьюрская рукопись" ("Panmure manuscript", ок. 1622), "Книга Маргарет Синклер" ("Margaret Sinkler's book", 1710) и др. Составители этих сб-ков записывали популярные нац. мелодии, лирич. песни на слова шотл. поэтов, разл. произв. шотл. композиторов: арии, псалмы, пьесы для лютни, лиры, скрипки, для голоса с инстр. сопровождением. Мн. сб-ки включали образцы итал. и франц. музыки, а также соч. композиторов англ. Возрождения - мадригалы У. Бёрда и Т. Морли, лирич. песни в сопровождении лютни Дж. Дауленда и др. Во 2-й пол. 17 в. к Ш. м. проявили интерес англ. комп. Г. Пёрселл, Дж. Плейфорд, И. Кларк и др., использовавшие шотл. нар. мелодии; вёрджинелисты делали переложения для своего инструмента пьес, написанных шотл. композиторами для лютни. Развитию Ш. м. способствовала организация в Шотландии нотоиздат. дела. Во 2-й пол. 17 в. открылись нотные типографии, увеличилась продажа печатных сб-ков. В 1662 появился первый печатный сб-к шотл. нар. песен, изданный Дж. Форбсом, - "Песнопения, песни и фантазии" ("Cantus, songs and fancies", 3-е изд. 1682, Абердин). Возникли мастерские по изготовлению муз. инструментов, выдвинулись скрипич. мастера - семьи Кеннеди, Раддиме; известный англ. фп. мастер Дж. Бродвуд, совм. с Б. Чуди основавший старейшую в мире фирму по производству клавишных инструментов, был шотландцем. В 1694 впервые в Шотландии организован публич. концерт.

В 18 в. в Шотландии, как и в Англии, усилился интерес к нар. и проф. старинным шотл. песням и балладам. Он возрастал на протяжении всего 19 в. и захватил эпоху романтизма, распространившись и в др. странах. В Шотландии и Англии стали издаваться многочисл. фольклорные сб-ки, в т. ч. "Подлинные шотландские мелодии" ("Original Scottish tunes", изд. в 1701 фирмой "Плейфорд"), "Каледонский Орфей" ("Orpheus Caledonius", 1726; составлен У. Томсоном) - наиболее ценный фольклорный сб-к, "Шотландский музыкальный музей" ("The Scots musical museum"; содержит 600 песен, собранных и записанных Дж. Джонсоном, 1787-1803). Большой знаток национальной поэзии и музыки поэт Р. Бёрнс собрал и подготовил к изданию мн. произв. шотландского поэтич. и муз. фольклора, с к-рым тесно связана его поэзия. В нач. 19 в. Дж. Бродвуд и Дж. Диксон записали ряд крестьянских шотл. песен (изд. в 1843). Мелодии шотл. баллад положены в основу первой шотл. пасторальной балладной оперы А. Рамзея "Благородный пастух" ("The gentle shepherd", 1725). Её постановка явилась знаменат. событием в шотл. муз. жизни, в к-рой в то время господствовала итал. и франц. опера. Первая шотл. балладная опера послужила образцом для англ. композиторов, позднее успешно развивавших этот жанр ("Опера нищих" Дж. Гея и Дж. Пепуша, 1728).

Нац. характерность нар. Ш. м. продолжала привлекать внимание выдающихся европ. композиторов; в 18-19 вв. Й. Гайдн, Л. Бетховен, К. М. Вебер сделали много обработок шотл. нар. песен для голоса с сопровождением фп. и инстр. ансамбля; на основе шотл. муз. фольклора созданы и крупные симф. произв.: "Шотландская симфония" Ф. Мендельсона, "Шотландская фантазия" для скрипки с оркестром М. Бруха и др.

Среди шотл. композиторов 2-й пол. 18-19 вв. - Т. Эрскин (ученик Я. В. А. Стамица), Дж. Фергес, У. Макгиббон, Д. Доу, Н. Хоу.

В 18-19 вв. были организованы многочисл. муз. об-ва, хор., конц., симф., оперные и др. объединения, ассоциации, коллективы; среди крупнейших - Муз. об-во (1725, проводило постоянные концерты с 1728), Об-во вок. иск-ва (1770), "Кэч-клаб" (1771, в 1790 реорганизован в "Гли-клаб"), Объединение проф. музыкантов (1819), Эдинбургское хор. объединение (1858), Шотл. оркестр (1893) и др. Существовали воен. оркестры из шотл. музыкантов-волынщиков; в сельских местностях были популярны небольшие нар. инстр. ансамбли, аккомпанировавшие танцам.

Развивалось муз. образование. В 1839 Дж. Ридом (внёс большую сумму денег) в Эдинбургском ун-те была основана первая кафедра музыки, на к-рой работали известные музыковеды Дж. Томсон, Р. Бишоп, Ф. Никс, Д. Ф. Тови. Здесь проводились т. н. Рейдовские концерты ("Raid concerts"). Шотл. оркестры достигли высокого проф. уровня, с ними выступали крупнейшие дирижёры - X. фон Бюлов, О. Гольдшмидт, А. Салливен, Ч. Халле, Дж. Барбиролли и др.

Основателем совр. шотл. композиторской школы считается А. К. Маккензи (5 опер, оратории, кантаты, шотл. рапсодии, фп. концерт, камерно-инстр. и хор. соч., кон. 19 - 1-я треть 20 вв.); его современники и последователи - Мак-Канн (в разл. жанрах разрабатывал гл. обр. шотл. тематику), педагог и музыковед Дж. Б. Макивен, Ч. Макферсон, У. Уоллес, Ф. Скотт, Л. Дрисдейл.

В 1890 осн. Корол. шотл. академия музыки, в 1929 - Шотл. нац. академия музыки в Глазго. Под рук. Тови, сыгравшего важную роль в муз. жизни страны, открылась Муз. школа им. Рида. Среди композиторов 20 в. - Э. Чисхолм (также муз. фольклорист), С. Дейви, Р. Кроуфорд, Я. Уайт. С 1947 в Эдинбурге проводятся ежегодные (обычно 3-недельные) междунар. фестивали музыки и драмы (в 1963 с успехом исполнялись произв. Д. Д. Шостаковича).

Литература: Вruсе Th., The Common tunes or Scotland's church music made plain, Edinburgh, 1726; Jоhnson J., The Scots musical museum, v. 1-6, Edinburgh, 1787-1803, факсим. пepe-изд., v. 1-2, Hatboro, 1962; Dalyell J. G., Musical memoirs of Scotland..., Edinburgh, 1849; Chambers R., The songs of Scotland prior to Burns, Edinburgh - L., 1862; Mac-Mееken J. W., History of the Scottish metrical psalms, Glasgow, 1872; Rogers Сh., History of the Chapel royal of Scotland, L., 1882; Love J., Scottish church music, its composers and sources, Edinburgh - L., 1891; Erckmann F., Die patriotischen Lieder Schottlands, "Die Musik", 1903/1904, 3 Jahrg., H. 14, 15; Diem N., Beitrдge zur Geschichte der schottischen Musik im 17. Jahrhundert, Z.-Lpz., (1919) (Diss.); Farmer H. G., A history of music in Scotland, L., (1947); Rubsamen W. H., Scottish and English music of the Renaissance in a newly discovered manuscript, в сб.: Festschrift H. Besseller..., Lpz., 1961; Соllinson Fr., The traditional and national music of Scotland, L., (1966); Emmerson G. S., Rantin' pipe and tremblin' string: a history of Scottish dance music, L., 1971; Johnson D., Music and society in lowland Scotland in the 18th century, L., 1972.

И. В. Розанов

реклама

вам может быть интересно

Обращение аккорда Термины и понятия
Гопак Музыкальные жанры

рекомендуем

смотрите также

Вокальная музыка Опера, вокал, пение
Литургия Церковная музыка
Канон Термины и понятия
Темп Термины и понятия
Обиход Церковная музыка
Регент Церковная музыка
Гопак Музыкальные жанры
Ноктюрн Музыкальные жанры
Литовская музыка Национальные культуры
Интерлюдия Термины и понятия

Реклама