Сутартине (литовский sutartine, от sutarti — ладить, быть в согласии; множеств. число — сутартинес) — вид старинных литовских народных песен, преимущественно женских трудовых.
Древнейшие сутартине — эпические по характеру, более поздние — главным образом лирические. Распространены только в вост. и сев.-вост. областях Литвы. От др. литов. нар. песен отличаются своеобразным многогол. складом, особенностями муз. структуры, а также мелодикой и ритмикой. По типу многоголосия различают сутартине канонические и свободно полифонические. Канонич. сутартине исполняются, как правило, тремя певцами в форме канона (т. н. трийинес — тройственные).
В др. виде сутартине соединяются две и более самостоят. мелодич. линии, образуя свободную полифонич. ткань. Они исполняются обычно двумя или четырьмя певцами (т. н. двийинес и кетуринес — двойные и четверные), причём кетуринес поётся попарно, так что в каждом следующем куплете с новым текстом звучит и новая мелодия.
Реже встречаются сутартине, в к-рых голоса вступают не одновременно, а поочерёдно и с разными мелодиями и текстами:
Одна из главных особенностей сутартине — обилие параллельных секунд. Это в большей степени относится к песням, распространённым на северо-востоке республики. Иногда попевки подвергаются варьированию по куплетному принципу. Стиль сутартине характерен и для инстр. литов. нар. музыки. Такого рода пьесы исполняются на скудучяй, тримитай, дайдитес, их ансамблями, а также на пятиструнных канклес.
Сутартине использовали в своих соч. мн. литов. композиторы — С. Вайнюнас («Рапсодия на литовские темы» для скрипки с орк., концерт No 2 для фп. с орк.), Б. Дварионас (скрипичный концерт), Ю. Груодис («Симфонические вариации»), Ю. Юзелюнас (симфония No 2, балет «На берегу моря»), А. Рачюнас (симфония No 2) и др.
Литература: Славюнас З., Сутартине. (О литовском народном многоголосии), «СМ», 1954, No 5, с. 65–71.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.