Литовская музыка

Категории словаря

Литовская музыка

Литов. нар. музыка самобытна по своему мелодическому, ладовому, метроритмическому строению, в то же время родственна латыш., белорус., укр. фольклору. Литов. песня, как правило, эмоционально сдержанна, имеет в своей основе натуральные семиступенные лады; встречаются пентатоника, переменные лады. Метроритмическая структура отличается большим разнообразием, сложным членением, часто асимметрична (5/8; 5/4; 7/8), типичен постоянно повторяющийся переменный метр (5/4 — 3/4; 4/4 — 5/4). Инстр. наигрышам свойствен акцентированный ритм. Для разл. районов Литвы характерны разные стили нар. песен и традиции их исполнения. Преобладают песни куплетной формы. В детских, пастушеских песнях, плачах часто повторяются одна и та же мелодия и трёхчастные мелодии репризного характера (а-b-а) или же состоящие из 3 разл. строк (а-b-с). Мелодии юго-вост. Литвы (Дзукии), как правило, одноголосны, отличаются распевностью; звукоряд их — в пределах терции, кварты, сексты. В северо-вост. Литве (Аукштайтия) существуют разнообразные виды многогол. пения. Одноголосно исполняются наиболее старинные (плачи, колыбельные, пастушеские). Бытуют групповое антифонное пение, гетерофонное, при котором исполнители временами нарушают унисон, образуя различного рода созвучия.

Контрастная и имитационная полифония встречается в особом виде старинных песен — сутартинес (см. Сутартине), основанном либо на канонообразном проведении мелодии, либо на противопоставлении голосов. По числу исполнителей сутартинес делятся на двойные, тройные и четверные. Для сутартинес характерны ладовые системы с незаполненными терциями, элементы битональности, параллельные секундовые созвучия, не разрешающиеся в консонанс, чёткая акцентированная метрика, синкопы. В сев.-зап. Литве (Жемайтия) своеобразны одноголосые жемайтийские мелодии с подчёркнутой доминантой, отличающиеся широкой распевностью, свободным ритмом. Со 2-й пол. 18 в. распространяются 2- и 3-голосные песни.

Нар. инстр. музыка с сер. 19 в. существует как наигрыши для танцев, исполняется на духовых инструментах — скудучяй (многоствольная флейта), бирбине (духовые инструменты), рагас (деревянный или рог животных), даудитес (типа трубы), ожрагис (пастушеский рог), лумздялис (свирель) и др., а также на струнном щипковом инструменте типа гуслей — канклес. Среди ударных инструментов — эглите, тридекснис, клабурис и др. Начиная с 18 в. популярность получила скрипка, затем с 19 в. — контрабас, барабан, гармоника, кларнет, аккордеон и др.

На рубеже 19–20 вв. в Литве появляются революц. песни зап.-европ. и рус. пролетариата: «Интернационал», «Рабочая марсельеза», «Вы жертвою пали» и др. Иногда революц. песни исполнялись в Литве на нар. мелодии («Сеяла руту» и др.). Создаются литов. революц. песни («Восстанем, бедняки», «Вот и приходит прусский кайзер» и др.). Первые записи нар. песен сделаны в 20-х гг. 19 в. (X. Барчас, Л. Реза, А. Юшка, А. Сабаляускас, Т. Бразис). Интенсивное и систематическое собирание и исследование нар. музыки началось после восстановления в Литве Сов. власти (Я. Чюрлёните, Г. Четкаускайте, С. Палюлис, З. Славюнас и др.).

Муз. жизнь развивается в Литве с кон. 13 — нач. 14 вв. После введения христианства (1387) распространяется зап.-европ. музыка, особенно церковная (григорианское пение). С нач. 16 в. в Вильнюсе создаются муз. школы церк. хористов. В первой литов. книге «Простые слова катехизиса» М. Мажвидаса (1547) опубликованы ноты и переведённые на литов. яз. тексты церк. песенника. С 16 в. появляется светское музицирование; помещики содержали инстр. и вок. капеллы, при дворе великого князя в Вильнюсе в 17 в. находились итал. оперная и балетная труппы, а также оркестр. В 1636 здесь был поставлен первый муз. спектакль — «Похищение Елены» М. Скакки (на итал. яз.). Большое значение для литов. муз. культуры имел Вильнюсский ун-т (осн. 1579). В 1667 преподаватель ун-та Ж. Ляуксминас опубликовал учебник «Музыкальное искусство и практика» («Ars et praxis musicae») на лат. яз. Во 2-й пол. 17 в. в Вильнюсе работал композитор и теоретик Н. Дилецкий (здесь ок. 1675 им была написана «Грамматика мусикийская»; в первонач. варианте на польск. яз.). В 1691 вышла в свет «Занимательная физика» («Physica curiosa») преподавателя ун-та В. Тильковского, посв. вопросам муз. акустики, муз. физиологии и муз. психологии. В 17–18 вв. в Литве появляются инстр. произв., созданные композиторами- любителями, среди к-рых К. Рудамина- Дусетский, А. Гобята, С. Раукас, Е. Гротус, А. Мильвидас, М. Огиньский. В 1-й пол. 19 в. в ун-те создаются кафедра музыковедения (рук. И. Холанд и И. Ренер), студенч. хоры, оркестры.

После подавления польского восстания 1830–31 царским правительством ун-т в Вильнюсе был закрыт, что привело к затуханию муз. культуры города. С 1840 развёртывается активная муз. деятельность комп. С. Монюшко (жил в Вильнюсе до 1858, работал дирижёром, органистом, педагогом). В 1873–1915 (с перерывом в 1885–1898) в Литве действовало отделение РМО, оно организовало муз. школу, оживило конц. жизнь.

В нач. 20 в. распространение получили нар. хоровые коллективы, в местечках и деревнях проводились т. н. сарайные вечера (проходившие, из-за отсутствия помещений, в сараях), на к-рых исполнялась в основном нар. музыка. Немалая заслуга в организации таких вечеров принадлежит С. Шимкусу, А. Ясенаускасу, Ю. Неймонтасу и др. В кон. 19 — нач. 20 вв. в Вильнюсе, Каунасе, Шяуляе, Паневежисе, Биржае (особенно после отмены запрета на литов. печать в 1904), а также в Петербурге, Москве, Риге разнообразные литов. культурные об-ва создавали хоры, оркестры, муз. кружки, дававшие концерты нар. песни, танца и включавшие также инстр. соч. литов. композиторов. Муз. об-во «Вильняус канклес» («Vilniaus kankles», 1905) поставило в Вильнюсе первую литов. оперу «Бируте» М. Петраускаса (1906). В 1907–08 популярность получил хор об-ва, руководимый М. Чюрлёнисом. Среди литов. исполнителей выдвинулись певцы С. Аудеюс, К. Петраускас, М. Пиасецкайте- Шлапялене, В. Половинскайте-Григайтене, Л. Скальските-Шукявичене, дирижёры М. Чюрлёнис, С. Шимкус и др. В 1899—1904 вв. Каунасе действовал хор «Дайна» («Daina» — «Песнь», с 1905 — об-во «Дайна») под рук. органиста Ю. Науялиса, внёсшего большой вклад в муз. жизнь Каунаса. В 1908 здесь начинает функционировать Органное об-во, выпускавшее в 1909–10 первую литов. муз. газ. «Органист» («Vargonininkas»). С 1909 в Вильнюсе выступал симф. оркестр под упр. К. Галкаускаса. С кон. 19 — нач. 20 вв. открываются муз. школы в Ретавасе, Плунге, Рокишкисе и курсы органистов и руководителей хоров в Каунасе. Вместе с тем законченное проф. образование литовцы могли получить только вне Литвы (в консерваториях Лейпцига, Петербурга, Москвы, Варшавы).

Начиная со 2-й пол. 19 в. появляются произв. первых самодеятельных литов. композиторов, среди к-рых были Ю. Калвайтис, М. Рацявичюс-Рачас, Ю. Дрыя-Висоцкис, В. Кудирка. Классики литов. музыки — М. Чюрлёнис, Ю. Груодис, С. Шимкус заложили основы литов. проф. муз. иск-ва. В начале 20 в. развёртывается творчество Чюрлёниса, создавшего симф. поэмы «В лесу» (1900), «Море» (1907), струн. квартет (1902), ок. 200 фп. произв. В те же годы М. Петраускас наряду с оперой написал первые литов. оперетты, революц. песни («Не плачьте над могилой», 1912, сл. Ю. Янониса, и др.), хоровые обр. «Марсельезы», «Варшавянки» и др. Наряду с инстр. соч. хоровые песни и обр. литов. нар. песен создали Ю. Науялис, Ч. Саснаускас, Чюрлёнис, С. Шимкус. В 1908 по инициативе Чюрлёниса (внёсшего также выдающийся вклад в развитие литов. живописи) при Литов. об-ве изобразит. иск-ва создаётся муз. фонд помощи композиторам (существовал до 1911). В годы 1-й мировой войны 1914–18 и кайзеровской оккупации муз. жизнь Литвы замирает.

После Октябрьской революции 1917 в Литве в дек. 1918 было создано Временное революц. Рабоче-крестьянское правительство, уделявшее большое внимание развитию иск-ва. Муз. коллегия Наркомпроса Литвы (в её составе: Ю. Таллат-Келпша, К. Галкаускас и др.) организовала конц. жизнь, в т. ч. симф. оркестр (дирижёр Галкаускас).

В период бурж. режима в Литве муз. иск-во развивалось только благодаря усилиям прогрессивно настроенных муз. деятелей. Вильнюс был оккупирован войсками бурж. Польши. Центром литов. музыки стал Каунас. В 1920 здесь был основан оперный т-р (с 1925 включивший балетную труппу); оркестр т-ра выступал с концертами. Функционировали также оркестры Каунасского радио (1926), им. В. Кудирки (1934), Филармонич. об-во, муз. уч-ще в Каунасе (1919, с 1933 — консерватория) и в Клайпеде (1924). Несмотря на то, что по инициативе Ю. Науялиса с 1924 в Каунасе начали проводиться праздники песен (2-й и 3-й в 1928 и 1930), до 1940 в Литве не было проф. хоровых коллективов.

В 30-е гг. появляются литов. оперы: «Гражина» (1933) и «Радвила Перкунас» (1937) Карнавичюса, «Эгле — королева ужей» Петраускаса и Дамбраускаса (1939); нац. балеты — «Литовская рапсодия» Карнавичюса (1928), «Юрате и Каститис» Груодиса (1933), «Сватовство» Дварионаса (1933), «В вихре танца» Бацявичюса (1933). В творчестве Ю. Груодиса (симф. картина «Осень», 1922; «Симфонический пролог», 1923; «Танец жизни», 1939; «Из прошлого Литвы», 1939), развивающего традиции Чюрлёниса, кристаллизуются принципы литов. симфонизма, тесно связанного, как и опера, с нац. фольклором. В 1922 Ю. Жилявичюс написал первую литов. симфонию. Появляются камерные произв., в т. ч. струн. квартет Ю. Карнавичюса, песни Ю. Таллат-Келпши и др. Большой вклад в развитие хор. культуры внесли А. Качанаускас, Н. Мартинонис, Ю. Каросас, К. Кавяцкас, хор. дирижёр А. Макачинас и др.

Восстановление Сов. власти в Литве (1940) явилось важным стимулом развития литов. музыки. В 1940 в Вильнюсе основывается городской симф. оркестр (дирижёр Б. Дварионас), в это же время в город был переведён оркестр Каунасского радиовещания (дирижёр Е. Качинскас), организованы Филармония Литов. ССР, в составе к-рой работали симф. оркестр (дирижёр Б. Дварионас), ансамбль песни и танца (рук. И. Швядас), хор (рук. Б. Будрюнас). Каунасский т-р показал ряд премьер, в т. ч. оперу «Тихий Дон» Дзержинского и балет «Красный мак» Глиэра.

В период фаш. оккупации Литвы мн. музыканты вынуждены были скрываться, нек-рые погибли. В 1942 из эвакуированных литов. деятелей иск-ва в Переславле-Залесском были организованы художеств. ансамбли (140 чел.), включавшие смеш. хор, группы нар. танцев, нар. инструментов, симф. оркестр, солистов, джаз-оркестр (худ. рук. Ю. Банайтис). Освобождение Литвы Сов. Армией от фаш. захватчиков стало решающим фактором в развитии её культуры и иск-ва. Возобновляют свою работу муз. коллективы и учреждения, созданные ранее. В 1945 основывается Литов. консерватория в Вильнюсе (объединена в 1949 с Каунасской), в 1948 Литовский театр оперы и балета переводится в Вильнюс, возникают др. новые муз. учреждения и коллективы. В 1946 проводится первый послевоенный праздник песни. Композиторами создаётся много значит. произв. в разл. жанрах. Реалистич. направленностью, народностью, нац. колоритом отмечены литов. оперы. Первая сов. литов. опера «Марите» Рачюнаса пост. в 1953. Созданы оперы разл. жанров: историко-героич. — «Пиленай» (1956, здесь и далее даты пост.), «Два меча» (1966) Кловы, «Даля» Дварионаса (1959), социально-бытовая — «Утопленница» Баумиласа (1957), на атеистич. тему — «Город солнца» Рачюнаса (1965), сказочная — «Вайва» Кловы (1958), сатирич. — «Франк Крук» Горбульскиса (1959), лирич. — «Цветут розы алые» Баумиласа (1967). В 60-е гг. появляются оперы на остропсихологич. драм. сюжеты — «На распутье» Палтанавичюса (1967), «Заблудившиеся птицы» Лаурушаса (1967), «Дочь» (1960) и «Американская трагедия» (1969) Кловы, а также новый в литов. музыке жанр — опера-оратория «Баллада света» Рекашюса (1970). В 1969 была поставлена детская опера «Буратино» Гайжаускаса.

Значительны достижения литов. балета, гл. чертой к-рого явились творческое развитие элементов нар. иск-ва, а также стремление к симфонизации этого жанра. К ним относятся балеты «Невеста» Пакальниса (1943), «На берегу моря» Юзелюнаса (1953), «Аудроне» Индры (1957), «Эгле — королева ужей» Бальсиса (1960), «Угасающий крест» (1966) и «Страсти» (1971) Рекашюса, «Мальчик без сердца» Кленицкиса (1969). Первую литов. сов. оперетту написал А. Белазарас («Золотые моря», 1955). Ряд оперетт создан Б. Горбульскисом («Любовь и жесть», 1960; «Время любить», 1965; «Три вечера», 1967; «Дон Жуан, или Любовь к геометрии», 1968). Успешно работают композиторы в области вок.-симф. музыки, отражая важнейшие проблемы и события времени, — первая литов. оратория «Советская Литва» Рачюнаса (1948), оратории «К счастью» Кленицкиса (1957), «Дуб» Башинскаса (1957), «Принесённая свобода» Каросаса (1961), оратория-поэма «Вечерняя мистерия» Кайрюкштиса (1960), оратория «Не трогайте голубой глобус» Бальсиса (1969) и др. Значит. темам посв. кантаты: «Марите Мельникайте» Кленицкиса (1945), «Освобождённой Литве» Рачюнаса (1945), «Цвети, Советская Литва» Швядаса (1960), «Пепел Пирчюписа» Макачинаса (1962), «Сказание о хлебе солдатском» Башинскаса (1962), «Слово Революции» Баркаускаса (1966), «Не потушить крылатое пламя революции» Палтанавичюса (1970), «Солнце несущий» Бальсиса (1972) и др.

В области симф. творчества, продолжая развивать классич. традиции, в 50-60-е гг. композиторы ставят перед собой новые задачи, обращаются к новым темам и образам, обогащают свой муз. яз. Народно-жанровые элементы получают более глубокое и опосредованное выражение в их произв. Этот новый этап отражён в симфониях С. Вайнюнаса (1957), А. Рачюнаса (4-8-я симфонии, 1960–75), Б. Дварионаса (1947), Ю. Юзелюнаса (2-я симфония, 1951; 3-я — «Лира человека», 1965; 4-я симфония, 1974), А. Бражинскаса (Камерная симфония, 1967; Вокальная симфония, 1974), А. Рекашюса (2-4-я симфонии, 1968–1972), Ю. Башинскаса (3-4-я симфонии, 1970, 1973), В. Баркаускаса (2-я симфония, 1971), Ю. Юозапайтиса (симфония «Рекс», 1974) и др. Наряду с крупными формами широко представлены в литов. сов. музыке жанры симф. сюиты, поэмы, вариации и др. В их числе «Симфонические вариации на темы литовских народных песен» Груодиса (1945), «Сутартине» Вайнюнаса (1969), «Африканские эскизы» (1961) и вок.-инстр. поэма «Колыбельная пеплу» (1963) Юзелюнаса, сюита «Три аспекта» Баркаускаса (1969), поэма «Палангос Юзе» (1960) и сюита «Вильнюсские акварели» (1962) Палтанавичюса и др. Популярность получили соч. в жанре инстр. концерта с оркестром Б. Дварионаса (для скрипки, 1948; 2 концерта для фп., 1960, 1962), С. Вайнюнаса (4 концерта для фп., 1946, 1952, 1964, 1974), Э. Бальсиса (2 концерта для скрипки, 1954, 1958; «Драматические фрески» для скрипки и фп., приближающиеся к жанру симфонии, 1965), А. Бражинскаса (для фп., 1960), Б. Горбульскиса (16 концертов, в т. ч. Концертная фантазия для виолончели, 1958; концерты — для кларнета, 1961; для фагота, 1959; для флейты, 1964; для трубы, 1964), Ю. Каросаса (Концерт-поэма для виолончели, 1963), В. Кловы (для виолончели, 1963), В. Палтанавичюса (для виолончели, 1974), Ю. Юзелюнаса (для скрипки, органа и струн. оркестра, 1964; для органа, 1970) и др.

Литов. композиторы создали мн. произв. камерно-инстр. музыки. Струн. квартеты написали Э. Бальсис (1951–52), Ю. Юзелюнас (1962, 1966, 1970), а также комп. Ю. Каросас, Ю. Набажас, А. Кленицкис, Ю. Гайжаускас, В. Юозапайтис, Б. Кутавичюс; С. Вайнюнас — фортепьянное трио (1946), 2 фп. квинтета (1955, 1966). Среди произведений для фп. известность получили пьесы С. Вайнюнаса, в т. ч. «Сюита насекомых» (1940), 4 баллады (1946–48) А. Рачюнаса, сюита «Зимние пейзажи» Дварионаса (1954), цикл В. Баркаускаса «Поэзия» (1964), соч. Т. Макачинаса, Л. Повилайтиса, А. Бражинскаса и др.

В вок. музыке, имеющей в Литве давние традиции, значительно расширился круг тем и образов. В хоровых и сольных песнях, а также романсах наряду с лирикой большое место занимают социальная тематика, социалистическая действительность и борьба за мир. Много произв. создано на слова литов. поэтов. В хор. песню значит. вклад внесли классики литов. музыки С. Шимкус и Ю. Груодис. Хор. песни писали все литов. композиторы. Многие композиторы занимаются обработкой нар. песен. Литов. композиторы уделяют внимание эстр. музыке, музыке к фильмам и драматическим спектаклям.

После 1940 в Литов. ССР состоялось 7 респ. праздников песни. Проводятся слёты мужских хоров (с 1963), праздники песни учащихся (с 1964). С 1965 в Вильнюсе устраиваются Межреспубликанские конкурсы пианистов им. Чюрлёниса и Всесоюзные фестивали камерной (1967) и органной (1968) музыки.

Среди исполнителей: дирижёры — нар. арт. СССР Б. Дварионас, нар. арт. Литов. ССР Р. Генюшас, Ю. Домаркас, А. Кленицкис, засл. деят. иск-в Литов. ССР X. Поташинскас, засл. арт. Литов. ССР В. Виржонис, И. Алекса, М. Дварионайте, П. Бекерис; хор. дирижёры — нар. арт. СССР И. Швядас, нар. арт. Литов. ССР А. Будрюнас, К. Кавяцкас, засл. деят. иск-в Литов. ССР Л. Абарюс, В. Бартусявичюс, A. Крогертас; пианисты — нар. арт. СССР Б. Дварионас, нар. арт. Литов. ССР С. Вайнюнас, засл. деят. иск-в Литов. ССР М. Азизбекова, Д. Тринкунас; скрипачи — нар. арт. Литов. ССР А. Ливонтас, Е. Паулаускас, засл. деят. иск-в Литов. ССР К. Калинаускайте; альтист засл. деят. иск-в Литов. ССР Ю. Фледжинскас; виолончелисты — засл. арт. Литов. ССР М. Шендеров, Р. Куликаускас; органисты — засл. арт. Литов. ССР Л. Дигрис, органист Б. Василяускас; исполнитель на бирбине засл. арт. Литов. ССР П. Тамошайтис; певцы — нар. арт. СССР К. Петраускас, И. Стасюнас, B. Норейка, нар. арт. Литов. ССР В. Даунорас, Е. Чудакова, Е. Саулевичюте, Р. Сипарис, Н. Амбразайтите, Б. Гринцевичюте, Р. Мариёшюс, К. Шилгалис, В. Адамкявичюс, засл. арт. Литов. ССР И. Ясюнайте, В. Чясас, М. Алешкевичюте, И. Жукайте и др.

Среди литов. музыковедов: засл. деят. иск-в Литов. ССР Я. Чюрлёните, академик АН Литов. ССР Ю. Гаудримас; музыковеды В. Ландсбергис, А. Таурагис.

В Литов. ССР работают (1975): Литов. т-р оперы и балета, Каунасский муз. т-р (1940), филармония (1940), симфонический оркестр филармонии (1940), камерный оркестр филармонии (1960), 2 струн. квартета (1946, 1965), хор телевидения и радио (1963), хор филармонии в Каунасе (1969), ансамбль песни и танца «Летува» (1940), оркестр лёгкой музыки телевидения и радио (1958), 4 эстр. ансамбля филармонии; CK Литов. ССР (1945); консерватория Литов. ССР (1949, Вильнюс), муз. ф-т Шяуляйского пед. ин-та (1971, Клайпеда), 5 муз. уч-щ (Вильнюс, Каунас, Клайпеда, Шяуляй, Паневежис), средняя школа иск-в им. Чюрлёниса (Вильнюс), муз. школа-десятилетка (Каунас), 64 муз. школы.

Литература: Гаудримас Ю., Музыкальная культура Советской Литвы, Л., 1961; его же, Из истории литовской музыки, М., 1964; Is lietuviu muzikines kulturos istorijos, (kn.) 1–3, Vilnius, 1958–67; его же, Таrybu Lietuvos kompozitoriai ir muzikologai, Vilnius, 1971; Lietuviu nacionaline opera, Vilnius, 1960; Maseika v. , Opera, Vilnius, 1967.

Ю. Гаудримас
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

Литовский балет

реклама

вам может быть интересно

Квартоль Теория музыки
Мотет Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Этнография музыкальная Термины и понятия
Детская музыкальная школа Термины и понятия
Lento, ленто Теория музыки
Мажор Теория музыки
Камертон Теория музыки
Киевский распев Церковная музыка
Комическая опера Термины и понятия
Portаto, портaто Теория музыки
Звукопись Термины и понятия
Органум Термины и понятия

Реклама