Экспериментальная музыка

Категории словаря

Экспериментальная музыка (от лат. ехреrimentum — проба, опыт) — музыка, сочиняемая с целью проверки новых композиционных приёмов, новых условий исполнения, необычного звукового материала и т. п. Понятие экспериментальной музыки неопределённо; оно соприкасается с такими выражениями, как «творческий поиск», «новаторство», «смелый опыт» или (с негативным оттенком) «путь, оказавшийся бесперспективным». Родственность этих понятий и их пересечение лишают термин «экспериментальная музыка» чётких и постоянных границ.

Нередко произведения, рассматривавшиеся как экспериментальная музыка, с течением времени входят в исполнительскую практику и утрачивают первоначальный оттенок экспериментальности («атональность» в «Багатели без тональности» Листа, 1885; мобильность звуковой ткани в пьесе для камерного ансамбля «Вопрос, оставшийся без ответа» Айвса, 1908; значительно развитая додекафонная структура в миниатюре Веберна «Оркестровая пьеса No 1», 1913; «подготовленный рояль» в «Вакханалии» Кейджа, 1938, и др.). К Э. м. можно отнести также и эксперименты-шутки, напр. музыку, написанную по рецептам книги баховского ученика Кирнбергера «Всечасно готовый сочинитель полонезов и менуэтов» (1757) или приписываемой Моцарту книги «Руководство, как при помощи двух игральных костей сочинять вальсы в любом количестве, не имея ни малейшего представления о музыке и композиции» (1793).

В 50-е гг. 20 в. Э. м. называли главным образом конкретную музыку, электронную музыку (в 1958 в Париже инициатор конкретной музыки П. Шеффер руководил Первой международной декадой экспериментальной музыки). Как Э. м. рассматривают также, напр., синтез света и музыки (светомузыка), машинную музыку.

Экспериментирование в муз. иск-ве, создавая ощущение яркости и новизны художеств. приёма, не всегда приводит к эстетически полноценному результату, поэтому музыканты нередко относятся к Э. м. скептически: «Эксперимент что-то значит в науках, но ничего не значит в (муз.) композиции» (И. Ф. Стравинский, 1971, с. 281).

Литература: Зарипов Р. X., Уральские напевы (о процессе сочинения музыки электронной вычислительной машиной «Урал»), «Знание — сила», 1961, No 2; его же, Кибернетика и музыка, М., 1963, 1971; Галеев Б., Скрябин и развитие идеи видимой музыки, в сб.: Музыка и современность, вып. 6, М., 1969; его же, Светомузыка: становление и сущность нового искусства, Казань, 1976; Kirnberger J. Ph., Der allezeit fertige Polonoisen- und Menuettencomponist, В., 1757; Vers une musique experimentale, «RM», 1957, Numйro spйcial (236); Patkowski J., Z zagadnien muzyki eksperimentalnej, «Muzyka», 1958, rok 3, No 4; Stravinsky I., Craft R., Conversations with Igor Stravinsky, N. Y., 1959 (рус. пер. — Стравинский И., Диалоги…, Л., 1971); Cage J., Zur Geschichte der experimentellen Musik in den Vereinigten Staaten, «Darmstдdter Beitrage zur neuen Musik», 2, 1959; Hiller L. A., Isaacson L. M., Experimental music, N. Y., 1959; Moles A., Les musiques experimentales, P.-Z.-Bruz., 1960; Kohoutek C., Novodobe skladebne teorie zapadoevropske hudby, Praha, 1962, под назв.: Novodobй skladebnй smery v hudbe, Praha, 1965 (рус. пер. — Когоутек Ц., Техника композиции в музыке XX века, М., 1976); Schaffer В., Maly informator muzyki XX wieku, Kr., 1975. См. также лит. при статьях Конкретная музыка, Электронная музыка.

Ю. Н. Холопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Фраза Теория музыки
Grand fouette, гран фуэтэ Балет и танец

рекомендуем

смотрите также

Созвучие Теория музыки
Мексиканская музыка Национальные культуры
Лексикография музыкальная Термины и понятия
Образ музыкальный Термины и понятия
Бельгийский балет Балет и танец
Латиноамериканская музыка Национальные культуры
Мазурка Музыкальные жанры и формы
Неоромантизм Термины и понятия
Полупальцы Балет и танец
Мистерия Термины и понятия

Реклама