от греч. xulon — дерево, древесина и ponn — звук; итал. Xilofono, франц. Xylophone
Ударный самозвучащий музыкальный инструмент. В Европе известен с 15 в., с 19 в. включается в состав оркестра (его совр. конструкция создана М. И. Гузиковым в нач. 1830-х гг.). К. состоит из набора хроматически настроенных деревянных (из клёна, ореха, пихты, палисандра, ели) брусочков (41), расположенных в 4 вертикальных колонках на жгутах из соломы, рогожи или резины, не глушащих их звучность. Во время игры К. размещается на спец. столе, к-рый иногда оборудуется резонаторами - медными гильзами разной величины, подведёнными под бруски; при этом звук К. становится более певучим. В наст. время чаще используются клавиатуроподобные инструменты с брусочками, расположенными в 2 ряда наподобие клавишей фп. Звук извлекается двумя выточенными из дерева палочками с утолщениями на концах - т.н. козьими ножками. Тембр звонко-пронзительный, щёлкающий, в верхнем регистре - суховатый. К. бывают разных размеров, с диапазоном 1,5-3,5 октавы (начиная с C1). Диапазон клавиатуроподобного К.: f-с4 или с1 -с4. Используется как оркестровый и сольный инструмент. Нотируется в скр. ключе (в партитуре его партия располагается под партией колоколов и над партией челесты). К. с металлич. резонаторными трубками, подвешенными под брусочками, наз. маримбой; К., в к-ром брусочки заменены трубками, - тубафоном.
Литература: Рогаль-Левицкий Дм., Современный оркестр, т. 2, М., 1953, с, 408-42; Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, Л., 1950, с. 195-98; Дмитриев Г., Ударные инструменты: трактовка и современное состояние, М., 1973.
С. Я. Левин