Семейство музыкальных инструментов

Семейство музыкальных инструментов — группа всех разновидностей какого-либо инструмента (включая его основного представителя), одинаковых по принципу устройства и звукоизвлечения, однородного характера звука, но различных по размеру, вследствие чего отдельные инструменты, входящие в состав каждого семейства, обладают сходным тембром, но различными по регистру звукорядами, например, семейство скрипок (скрипка, альт, виолончель), виол — дискантовая, малая (альтовая), теноровая, большая (басовая), контрабасовая, или виолоне; виоль д’амур, баритон, виола-бастарда, семейство домр (пикколо, прима, секунда, альт, тенор, бас, контрабас), флейт (пикколо, большая, альтовая, басовая) и др.

Термин «семейство музыкальных инструментов» часто применяется расширительно к музыкальным инструментам, происходящим от одного древнего инструмента, модификации которого привели к созданию новых форм этого основного типа; сходные по типу, такие инструменты различны по конструкции (например, семейство лютневых, арфовых, гусельных и др.), способу держания инструмента (например, скрипичное семейство и семейство виол).

Формирование семейств музыкальных инструментов связано с развитием в 16–17 вв. многоголосной ансамблевой и оркестровой игры (описания семейств музыкальных инструментов имеются в трудах С. Фирдунга, М. Агриколы, М. Преториуса); в то время были известны семейства продольных флейт (8 разновидностей), поперечных флейт (3), поммеров (7), фаготов (4), тромбонов (4), цинков (6) и др. Инструменты, входящие в семейство, часто имеют свои особые названия, например цинк — корнон.

Не все семейства музыкальных инструментов используются в полном составе. Полностью представлены семейства бюгельгорнов, бвлалаек и домр, мандолин, составляющих соответственно основы духового, русского народного и неаполитанского оркестров и др. Из многих семейств музыкальных инструментов применяются лишь инструменты определенного регистра, например из семейства поперечных флейт — пикколо, типовая и альтовая, из фаготов — типовой и контрафагот, из тромбонов — теноровый и тенор-басовый и др.

Применение вышедших из употребления отдельных разновидностей и целых семейств (например, продольных флейт) возобновилось в конце 19 — начале 20 вв. в связи с возросшим интересом к старинной музыке; вновь начали исполнять забытые произведения 16–18 вв., восстанавливать подлинный старинный инструментарий (семья Долмеч, кон. 19 — 1-я пол. 20 вв.; советский вокально-инструментальный ансамбль «Мадригал», с 1960-х гг., и др.). Реконструируются и создаются семейства усовершенствованных национальных инструментов, которые получают широкое распространение в национальных самодеятельных и профессиональных оркестрах.

Г. И. Благодатов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Строй в музыке Теория музыки
Нотация Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Сурдина Музыкальные инструменты
Капельмейстер Термины и понятия
Контральто Опера, вокал, пение
Канцона Музыкальные жанры и формы
Манасчи Национальные культуры
Регаль Музыкальные инструменты
Малагасийская музыка Национальные культуры
Аббревиатура в музыке Термины и понятия
Кекуок (кэйкуок) Музыкальные жанры и формы
Венеция музыкальная Национальные культуры

Реклама