Лендлер

Категории словаря

нем. Ländler

Народный парный круговой танец. Размер 3/4 или 3/8, темп умеренный, движения с прыжками. Распространён в Австрии (особенно в Штирии) и Юж. Германии (Баварии). Слово «Л.» часто переводят как «деревенский танец» (от нем. Land - сельская местность, деревня), что вполне соответствует его происхождению и бытованию, однако, вероятно, оно связано с назв. местности в Австрии - Ландль (Landl).

Под назв. «Л.» к нач. 19 в. объединялись мн. разновидности нар. австр. и нем. танцев, известных по хореографич. описаниям с 16 в. Варианты Л., отличающиеся друг от друга танц. рисунком и инстр. сопровождением (две скрипки, две скрипки и бас, духовой ансамбль), встречаются в разных областях Австрии, Юж. Германии, Швейцарии и соответственно имеют разл. названия. Одна из разновидностей Л. (Oberländler) характеризуется переменным размером (2/4-3/4). В проф. музыке первые образцы Л. известны с 17 в. Большую популярность танец приобрёл во 2-й пол. 18 в., использовался венскими композиторами (В. А. Моцарт - 6 Ländlerische für 2 Violinen und BaЯ К. 606); часто фигурирует в их произв. под назв. «немецкий танец».

Ф. Шуберт. «Из 12 немецких танцев…», ор. 171, No 4.

Закрепилась характерная форма - два 8-тактных периода с повторением каждого. В таком же виде и под тем же назв. Л. встречается и у Ф. Шуберта; для его Л. характерны распевы по звукам аккордов осн. гармонич. функций, напоминающие тирольские jodeln, что связано, очевидно, с практикой пения при исполнении некоторых разновидностей Л. В сериях шубертовских танцев наметился переход от энергич., бодрого Л. с акцентами и замедлениями (чаще всего на 3-й доле такта) к более лиричному, плавному и гибкому по мелодич. рисунку вальсу 19 в.

В музыке 19-20 вв. темы в характере Л. встречаются у мн. австр. и немецкий композиторов. Нек-рые миниатюры из «Бабочек» Шумана, вальсов ор. 39 Брамса напоминают Л. Претворение Л. характерно для мн. симфоний А. Брукнера и Г. Малера (напр., 2-я часть 1-й симфонии Малера «Im Ländlertempo»). В произв. Малера с помощью Л. изображается патриархальный образ жизни народа (нередко с иронич. окраской).

Литература: Иванов-Борецкий М. В., Вальсы Шуберта. Опыт стилистического исследования, в кн.: Михаил Владимирович Иванов-Борецкий. Статьи и исследования. Воспоминания о нем, М., 1972; Binder E., Oberцsterreichischer Original-Lдndler aus дlterer Zeit, W., 1909; Dondl H., Der Lдndler, Mьnch., 1912; Gielge H., Der geradetaktige Lдndler, "Das deutsche Volkslied", 1940, (Bd) 42; Hamza E., Der Lдndler, W., 1957 (Forschungen zur Landeskunde von Niederцsterreich, Bd 9); Hoeburger F., Die Zwiefachen, В., 1956.

E. M. Царёва

реклама

вам может быть интересно

Псалтериум Музыкальные инструменты
En face, ан фас Балет и танец

рекомендуем

смотрите также

Камерная музыка Термины и понятия
Корнет Музыкальные инструменты
Акустика музыкальная Термины и понятия
Додекафония Термины и понятия
Литургическая драма Церковная музыка
Токио Города
История музыки Термины и понятия
Регтайм Музыкальные жанры
Чувашская музыка Национальные культуры
Педаль Музыкальные инструменты

Реклама