Скерцо (итал. scherzo, букв. — шутка).
1) В 16–17 вв. распространённое обозначение трёхголосных канцонетт, а также одноголосных вокальных пьес на тексты игривого, шуточного характера. Образцы — у К. Монтеверди («Музыкальные скерцо» («шутки») — «Sherzi musicali, 1607), А. Брунелли (3 собрания 1-5-гол. скерцо, арий, канцонетт и мадригалов -«Scherzi, Arie, Canzonette e Madrigale», 1613–14 и 1616), Б. Марини («Скерцо и канцонетты на 1 и 2 голоса» — «Scherzi e canzonette, а 1 е 2 voci», 1622). С нач. 17 в. С. становится также обозначением инстр. пьесы, близкой к каприччо. Авторами таких С. были А. Троило («Симфонии, скерцо…» — «Sinfonie, scherzi», 1608), И. Шенк («Музыкальные скерцо (шутки)» — «Scherzi musicali» для виолы да гамба и баса, 1700). С. вошло и в инстр. сюиту; в качестве части сочинения типа сюиты встречается у И. С. Баха (Партита No 3 для клавира, 1728).
2) С конца 18 в. одна из частей (обычно 3-я) сонатно-симфонического цикла — симфонии, сонаты, реже концерта. Для С. типичны размер 3/4 или 3/8, быстрый темп, свободная смена муз. мыслей, вносящая элемент неожиданного, внезапного и роднящая жанр С. с каприччо. Подобно бурлеске, С. часто представляет выражение в музыке юмора — от весёлой игры, шутки до гротеска и даже до воплощения диких, зловещих, демонич. образов. С. обычно пишутся в 3-частной форме, в к-рой собственно С. и его повторение перемежаются трио более спокойного и лирич. характера, иногда — в форме рондо с 2 разл. трио. В раннем сонатно-симф. цикле третьей частью был менуэт, в сочинениях композиторов венской классич. школы место менуэта постепенно заняло С. Оно непосредственно выросло из менуэта, в к-ром появились и начали всё более выступать черты скерцозности. Таковы менуэты поздних сонатно-симф. циклов Й. Гайдна, нек-рых ранних циклов Л. Бетховена (1-я фп. соната). Как обозначение одной из частей цикла термин «скерцо» впервые применил Й. Гайдн в «русских квартетах» (ор. 33, No 2–6, 1781), однако эти С. по существу не отличались ещё от менуэта. На раннем этапе формирования жанра обозначение С. или Scherzando порой носили финальные части циклов, выдержанные в чётных размерах. Классич. тип С. сложился в творчестве Л. Бетховена, к-рый оказал этому жанру явное предпочтение перед менуэтом. Это определялось выразит. возможностями С., намного более широкими сравнительно с менуэтом, ограниченным преим. сферой «галантных» образов. Крупнейшими мастерами С. как части сонатно-симф. цикла на Западе явились в последующее время Ф. Шуберт, к-рый, однако, наряду со С. применял и менуэт, Ф. Мендельсон-Бартольди, тяготевший к своеобразной, порождённой сказочными мотивами особо лёгкой и воздушной скерцозности, и А. Брукнер. В 19 в. в С. зачастую использовались темы, заимствованные из фольклора др. стран («Шотландская» симфония Ф. Мендельсона-Бартольди, 1842). Богатое развитие С. получило в рус. симфонии. Своеобразное нац. претворение этому жанру дали А. П. Бородин (С. из 2-й симфонии), П. И. Чайковский, к-рый включил С. почти во все симфонии и сюиты (3-я часть 6-й симфонии не носит назв. С., но по существу является С., черты к-рого объединены здесь с чертами марша), А. К. Глазунов. С. содержат мн. симфонии сов. композиторов — Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и др.
3) В эпоху романтизма скерцо стало и самостоятельной муз. пьесой, гл. обр. для фп. Первые образцы таких С. близки к каприччо; подобного рода С. создавал уже Ф. Шуберт. По-новому трактовал этот жанр Ф. Шопен. В его 4 фп. С. исполненные высокого драматизма и зачастую мрачные по колориту эпизоды чередуются с более светлыми лирическими. Фп. С. писали также Р. Шуман, И. Брамс, из рус. композиторов — М. А. Балакирев, П. И. Чайковский и др. Встречаются С. и для др. солирующих инструментов. В 19 в. С. создавались и в виде самостоят. орк. пьесы. В числе авторов таких С. — Ф. Мендельсон-Бартольди (С. из музыки к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь»), П. Дюка (С. «Ученик чародея»), М. П. Мусоргский, А. К. Лядов и др.
Литература: Becking G., Studien zu Beethovens Personalstil. Das Scherzothema, Lpz., 1921 (Abhandlungen des Sachsischen Staatlichen Forschungsinstituts fur Musikwissenschaft, H. 2); Adrio A., Menuett und Scherzo, «Der Musikerzieher», 1940, Jahrg. 36, S. 115 ff.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.