Народность

Эстетическое понятие, обозначающее связь искусства с народом, обусловленность художественного творчества жизнью, борьбой, идеями, чувствами и стремлениями нар. масс, выражение в искусстве их психологии, интересов и идеалов. Н. - важнейший принцип социалистического реализма. Сущность её сформулирована В. И. Лениным: "Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их" (Цеткин К., Воспоминания о Ленине, 1959, с. 11). Эти положения, определяющие политику Коммунистич. партии в области искусства, относятся ко всем видам художеств. творчества, в т. ч. и к хореографии.

В балете Н. выражается многогранно: в правдивости и передовом характере идейности, в создании хореографич. образов народа и нар. героев, в связи балета с образами народно-поэтич. творчества, в широком использовании нар. танца или в обогащении классического танца элементами народного, в доступности и нац. своеобразии хореографич. произведений.

Хотя балет возник и развивался долгое время в рамках придворно-аристократич. театра, он сохранял связи с нар. танц. истоками, особенно усиливавшиеся в периоды расцвета балетного искусства. В истории балета Н. выражалась в воплощении идей общечеловеческого значения (победа добра над злом, стойкость и верность долгу в испытаниях, трагич. гибель любви в жестоких условиях жизни, мечта о прекрасном и совершенном мире и др.), в претворении образов сказочной, народно-поэтич. фантазии, в создании сценич. вариантов нар. танца и др.

В сов. балете значение Н. возросло, в нём с самого начала наметилось стремление к воплощению революц. идей и отражению нар. жизни. После Великой Октябрьской социалистич. революции балет, как и все виды искусства, стал доступен народу. В балетный театр пришёл новый демократич. зритель. Отвечая на его запросы и требования, деятели хореографии стремились к выявлению подлинно нар. содержания классич. наследия, созданию новых спектаклей, отражающих нар. жизнь. Н. выразилась в успешном обращении сов. балета к совр. теме ("Красный мак", балетм. Л. А. Лащилин и В. Д. Тихомиров, 1927; "Берег надежды" Петрова, балетм. И. Д. Бельский, 1959; "Горянка" Кажлаева, балетм. О. М. Виноградов, 1967; "Ангара" Эшпая, балетм. Ю. Н. Григорович, 1976, и др.), в создании широких картин нар. жизни ("Пламя Парижа", балетм. В. И. Вайнонен, 1932; "Бахчисарайский фонтан", балетм. Р. В. Захаров, 1934; "Лауренсия", 1939, "Горда", 1949, балетм. В. М. Чабукиани; "Иван Грозный" на муз. С. С. Прокофьева, балетм. Григорович, 1975, и др.), в развитии нар. танц. искусства и разработке многообразных форм его сочетания с проф. искусством и претворения его в классическом танце (особенно в спектаклях Вайнонена, Чабукиани, Григоровича и др.).

Хореографич. произв., характеризующиеся Н., выражают дух и душу породившего их народа, несут черты нац. своеобразия его жизни. Поэтому они понятны и доступны самому широкому зрителю, завоёвывают его признание и любовь. Одна из особенностей Н. искусства - доступность его широким трудящимся массам. В противоположность элитарному буржуазному искусству, рассчитанному на немногих избранных, сов. балет обращен ко всему народу, выражая его стремления и интересы, участвуя в формировании его духовного мира и нравственно-эстетич. идеалов.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Клавикорд Музыкальные инструменты
Флейта Пана Музыкальные инструменты

рекомендуем

смотрите также

Баллада Музыкальные жанры
Гармонь, гармоника Музыкальные инструменты
Знаменный распев Церковная музыка
Вербункош Музыкальные жанры
Резонанс Термины и понятия
Нью-Йорк Города
Греческая музыка Национальные культуры
Бесконечный канон Термины и понятия
Реперкуссия Термины и понятия
Бекар Термины и понятия

Реклама