Народность в балете

Народность — эстетическое понятие, обозначающее связь искусства с народом, обусловленность художественного творчества жизнью, борьбой, идеями, чувствами и стремлениями народных масс, выражение в искусстве их психологии, интересов и идеалов. Народность — важнейший принцип социалистического реализма. Сущность её сформулирована В. И. Лениным: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их» (Цеткин К., Воспоминания о Ленине, 1959, с. 11). Эти положения, определяющие политику Коммунистической партии в области искусства, относятся ко всем видам художественного творчества, в т. ч. и к хореографии.

В балете Н. выражается многогранно: в правдивости и передовом характере идейности, в создании хореографич. образов народа и нар. героев, в связи балета с образами народно-поэтич. творчества, в широком использовании нар. танца или в обогащении классического танца элементами народного, в доступности и нац. своеобразии хореографич. произведений.

Хотя балет возник и развивался долгое время в рамках придворно-аристократич. театра, он сохранял связи с нар. танц. истоками, особенно усиливавшиеся в периоды расцвета балетного искусства. В истории балета Н. выражалась в воплощении идей общечеловеческого значения (победа добра над злом, стойкость и верность долгу в испытаниях, трагич. гибель любви в жестоких условиях жизни, мечта о прекрасном и совершенном мире и др.), в претворении образов сказочной, народно-поэтич. фантазии, в создании сценич. вариантов нар. танца и др.

В сов. балете значение Н. возросло, в нём с самого начала наметилось стремление к воплощению революц. идей и отражению нар. жизни. После Великой Октябрьской социалистич. революции балет, как и все виды искусства, стал доступен народу. В балетный театр пришёл новый демократич. зритель. Отвечая на его запросы и требования, деятели хореографии стремились к выявлению подлинно нар. содержания классич. наследия, созданию новых спектаклей, отражающих нар. жизнь. Н. выразилась в успешном обращении сов. балета к совр. теме («Красный мак», балетм. Л. А. Лащилин и В. Д. Тихомиров, 1927; «Берег надежды» Петрова, балетм. И. Д. Бельский, 1959; «Горянка» Кажлаева, балетм. О. М. Виноградов, 1967; «Ангара» Эшпая, балетм. Ю. Н. Григорович, 1976, и др.), в создании широких картин нар. жизни («Пламя Парижа», балетм. В. И. Вайнонен, 1932; «Бахчисарайский фонтан», балетм. Р. В. Захаров, 1934; «Лауренсия», 1939, «Горда», 1949, балетм. В. М. Чабукиани; «Иван Грозный» на муз. С. С. Прокофьева, балетм. Григорович, 1975, и др.), в развитии нар. танц. искусства и разработке многообразных форм его сочетания с проф. искусством и претворения его в классическом танце (особенно в спектаклях Вайнонена, Чабукиани, Григоровича и др.).

Хореографич. произв., характеризующиеся Н., выражают дух и душу породившего их народа, несут черты нац. своеобразия его жизни. Поэтому они понятны и доступны самому широкому зрителю, завоёвывают его признание и любовь. Одна из особенностей Н. искусства — доступность его широким трудящимся массам. В противоположность элитарному буржуазному искусству, рассчитанному на немногих избранных, сов. балет обращен ко всему народу, выражая его стремления и интересы, участвуя в формировании его духовного мира и нравственно-эстетич. идеалов.

Литература: Захаров Р. В., Записки балетмейстера, М., 1976; Ван с лов В. В., Статьи о балете, Л., 1980.

В. В. Ванслов
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

реклама

вам может быть интересно

Шарманка Музыкальные инструменты
Тоника Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Ступень Термины и понятия
Allegretto, аллегретто Термины и понятия
Прима-балерина Балет и танец
Маски Музыкальные жанры
Арпеджио Термины и понятия
Сопранисты Опера, вокал, пение
Опера-балет Музыкальные жанры
Чанги Музыкальные инструменты
Мюнхен Города
Эстонский балет Балет и танец

Реклама