Болгарская музыка

Категории словаря

Болг. нар. музыка сформировалась на основе нар. музыки слав. племён, вобрав в себя элементы муз. культур др. народов, населявших территорию совр. Болгарии. Сохранились остатки мн. древних культур (фракийской, иллирийской, эллинской, византийской, турецкой и др.), к-рые, взаимообогащаясь, оказывали влияние на формирование более поздних культур народов, осевших на Балканском п-ове, а также народов соседних стран. Одной из наиболее богатых была культура древних фракийцев (многие из дошедших до нашего времени болг. мифов, легенд, обрядов и обычаев имеют фракийское происхождение - мифы о музах, поэте и певце Орфее). После набегов различных племён на Балканы, составлявшие тогда часть Вост. Римской (Византийской) империи, с нач. 6 в. туда начинают проникать слав. племена. Постепенно смешиваясь с местным фракийским населением, они к сер. 7 в. стали преобладающим этнич. элементом; во 2-й пол. 7 в. на правом берегу Дуная появились протоболгары (кочевая тюркская народность), к-рые постепенно ассимилировались среди слав. племён и приняли их культуру. Т. о., в Б. м. отразились слав. и протоболгарское влияния. О наличии муз. инструментов у древних болгар свидетельствуют керамич. изображение водяного органа, скульптуры и рельефы всадника, держащего в руках лиру. Тесное общение с соседними странами, особенно с Византией, способствовало проникновению в Болгарию христианства, что, однако, не привело к исчезновению языч. культов, даже после официального крещения (865). В сохранившейся проповеди каноника Козьмы Пресвитера (10 в.), направленной против богомилов (участники болг. антифеод. крестьянского религ. движения, названные так по имени их предполагаемого вождя, попа Богомила), упоминается о распространении в народе "бесовских" обрядовых праздничных танцев с пением под аккомпанемент гуслей (в нек-рых деревнях и теперь праздничные пляски и песни сопровождаются игрой на гадулке). Древние по происхождению совр. болг. обрядовые песни отличаются архаич. лексикой и мелодией речитативного склада, состоят из одной или неск. попевок. Типич. образцы сохранившихся обрядов с музыкой и танцами - т. н. кукерские игры, исполняющиеся ряжеными под звон медных колокольчиков, танцы нестинарок (исполнительниц ритуальной пляски на раскалённых углях), а также разл. зимние и весенние обряды и игры, связанные с языч. ритуальными празднествами и затем приуроченные к христианскому календарю, - "лазарские", "эневские", "ладуване", "пеперуда" ("бабочка"), "герман" и др. В совр. нар. Б. м. сохранились древние трудовые песни, особенно популярны песни жнецов ("жетварски"), для к-рых характерны свободные ритмы, орнаментика, частые паузы, задержания, выкрики в начале и в конце; пастушеские ("овчарски"), пахотные ("на копан"), послеуборочные ("седенкарски"), а также т. н. "тлаки" - весёлые сатирич. песни, сопровождающие лёгкую домашнюю работу. Разнообразны по характеру лирич. песни.

image
Жетварска.

С утверждением христианства развивается церк. пение на древнеболг. языке, однако во время визант. господства (1018-1187) проникновение в болг. церковь канонизированного визант. пения задержало развитие связанных с нар. основой болг. нац. религ. песнопений. После освобождения от владычества Византии и образования Второго Болг. царства (1187-1396) начался расцвет болг. культуры, отразившийся и в подъёме муз. творчества. По мнению нек-рых исследователей, в 13-14 вв. под влиянием нар. муз. иск-ва сформировался болгарский распев, образцы к-рого сохранились в богослужебном пении рус. православной церкви 17-18 вв. Записи Б. м. и образцы средневек. муз. инструментов не сохранились. "Зографский трефологий" (13 в.) и "Синодик на цар Борил" 14 в. - единственные дошедшие до нас письменные памятники с муз. нотацией. Лишь археологич. раскопки и упоминания в историч. хрониках свидетельствуют о развитии средневек. Б. м. В 13-14 вв. сформировалась нац. церковно-певч. школа в Тырнове, к-рая позднее оказала влияние на православную церк. музыку др. стран (в 17 в. рус. духовенство приглашало болг. певцов для обучения рус. певчих церк. пению). Мн. визант. певчие - болг. происхождения, в их числе певчий и композитор Иоанн Кукузель, прозванный "ангелогласным" (жил в монастыре в Византии). С его именем связывают создание неовизантийской нотации (т. н. "кукузелевы невмы"). В то время как в Византии культивировались сложные, виртуозные кукузелевы песнопения с узорчатой орнаментикой, в Болгарии развивалось более простое, демократическое культовое пение. Болгарские напевы, т. н. "bulgarica", проникают и в западную церковную музыку.

Завоевание Болгарии турками (1393-96) положило конец её независимости как самостоятельного гос-ва. Однако влияние греч. духовенства осталось господствующим. Оно стремилось уничтожить болг. письменность, язык, богослужение и др. проявления нац. болг. культуры. И всё же болг. монахи в Афонских монастырях сохраняли свои церк. напевы, а странствующие монахи были распространителями болг. песнопений среди др. слав. народов.

К 10-14 вв. относится появление эпич. песен с военно-героич. тематикой, на основе к-рых позднее (14-17 вв.) стал развиваться героич. эпос - "юнашки" - героические (молодецкие, богатырские) песни, воспевавшие подвиги короля Марко, Момчила и др. борцов за свободу народа. Эпич. песни отличаются реалистичностью образов и ярко выраженным нац. колоритом, носят речитативно-импровизац. характер, они строятся на двух и более попевках, варьируемых в зависимости от текста. В период османского владычества возросла роль нар. песни, поддерживавшей уверенность в победе и ставшей символом духовной независимости болг. народа. Она сохранила свой самобытный склад. Даже в песнях омусульманенных болгар (жителей Родопских гор) не видно следов влияния тур. музыки, оно ощущается в известной мере лишь в гор. песенном фольклоре.

image
Песня о короле Марко.

С 14 в. появляются историч. песни, в к-рых нашли отражение важные события в жизни страны (подобные создаются и в совр. Болгарии). Наиболее древние из них сюжетно связаны с османским игом (напр., смерть царя Ивана Шишмана - 14 в.) и др. трагич. эпизодами эпохи порабощения. Традиции историч. песен продолжают т. н. "хайдушки" (повстанческие; хайдук - нар. мститель, борец за свободу), связанные с нац.-освободит. движением 2-й пол. 18 в. - нач. 19 в. Хайдушки отличаются стилистич. богатством и разнообразием жанров.

Во 2-й пол. 19 в., когда борьба с турками приобрела более организованный, революц. характер, возникают "возрожденски" - песни, воспевающие героев-революционеров - Хаджи Димитра, С. Караджу, В. Левского, X. Ботева и др. Большинство из них выдержано в традициях крестьянской нар. песни. В 70-е гг. 19 в. появились песни на сл. поэтов X. Ботева и Д. Чинтулова, с характерными для гор. песенной культуры маршевыми и романсовыми интонациями.

Накануне освобождения от османского ига (1878) было создано много песен о России и рус. народе, воспевавших встречу болгарами рус. освободителей ("Приближается мать", "Бойка у ворот сидела", "Всходило солнце красное" и др.). Меняется и характер популярных в конце 19 в. нар. песен, в них всё больше проникают бытовые черты, семейные и любовные мотивы; исчезают религ. мифологич. элементы, всё большее отражение получают социальные мотивы, особенно ощутимые в сатирич. песнях (цикл весёлых прибауток о Хитром Петре).

Историч. песни нач. 20 в., посв. Балканским войнам, менее выразительны, чем песни этого жанра конца 19 в. Позднее, в ходе борьбы болг. пролетариата против капитализма и монархо-фашистского режима, появились нар. рабочие песни, т. н. септемврийски (сентябрьские) - о Сентябрьском антифашистском восстании 1923; в годы войны против нем.-фаш. армии - партизанские, боевые песни; после 1945 - о маршале Толбухине и др., песни о мире.

Совр. крестьянские и гор. нар. песни, сохраняя традиц. форму и жанры (трудовые, дорожные, любовные, застольные, детские, урожайные "припявки" - частушки лирич.-юмористич. содержания), отражают изменения, которые произошли в жизни Болгарии: в трудовых повествуется о новых условиях работы в кооперативах и новом отношении к ней (напр., урожайные, рисующие картины коллективного сбора урожая, и т. д.).

Нар. Б. м. сохранила самобытные черты в отношении образности, мелодики, ладово-гармонич. строя и метроритма. Для неё характерна славянская напевность и в то же время богатая орнаментика, в основе мн. мелодий - разл. натуральные лады (эолийский, дорийский, фригийский и др. лады с ув. секундой). Одна из особенностей нар. Б. м. - метрич. разнообразие. Наряду с простыми размерами 2/4, 3/4, 4/4, 3/8 и т. д. часто встречаются 5/8, 7/8, 8/8, 9/8, 10/16, 12/16, 14/16; встречаются и более сложные комбинации подобных размеров; эти размеры являются основой различных танцев. Б. Барток называет их "болгарские ритмы". Часто в одной и той же песне несколько неравнодольных размеров; мн. песни не имеют постоянного размера. В строении муз. фраз и предложений наблюдается разл. сочетание симметричных и несимметричных структур. Ладовое строение песен (за исключением нек-рых городских, "возрожденских") основано на старинных звукорядах; их диапазон обычно в пределах тетрахорда. В протяжных песнях (гл. обр. историч.), не имеющих равномерного тактового деления, существенную роль играет акцентировка словесного текста, придающего песням характер речитатива. Болг. нар. песни преим. одноголосны; многоголосие (двухголосие и трёхголосие), в к-ром преобладает секундовое и квартовое движение голосов, встречается чаще в средней, западной и юго-зап. Болгарии. Для песен жителей Пиринского края, Самокова и р-на Софии характерно двухголосие. Болгарский песенный фольклор издавна различается по областям, сохранившим свою типологию песни (специфические мелодич. обороты, характерные ритмы, излюбленные мелизмы), - песни родопские, шопские (жителей района близ Софии), Северной Болгарии, Фракии, Добруджи, Среднегорья и др. Ритмич. богатством отличаются нар. плясовые песни, напр. "ръченица" ("рученица") с размером 7/16, большинство хороводов (хоро) с размером 8/16, a также со сложными размерами: 5/8, 5/16, 7/8, 9/8 и т. д. - до 14/16. С народной вокальной и инструментальной музыкой тесно связано болг. танц. иск-во. Популярно хоро - массовый танец с пением. В нар. болг. танцах (симметричных и несимметричных структур) часто муз. фраза не совпадает с окончанием танца - свидетельство того, что танец создавался не одновременно с музыкой. Популярные нар. инструменты: струнные - гадулка (обычно 3-струн., смычковый), тамбура (щипковый); разл. духовые - гайда (род волынки), кавал (разновидность пастушьей свирели), додюк (одноствольная свирель), двоянка (двуствольная свирель); ударные - тупан и др. барабаны.

Впервые нар. музыка вызвала интерес болг. исследователей в годы обществ.-политич. подъёма, накануне освобождения от османского ига. Представители болг. науки и передовой революц. политич. мысли - Г. Раковский, В. Априлов, бр. Д. и К. Миладиновы, X. Ботев, Л. Каравелов, С. Веркович, Г. Славейков и др. собирали и записывали песенные тексты, делали их публикации в газетах и журналах, издавали сборники. Первые музыканты-собиратели нар. песен - А. Стоянов, Г. Лыжев, Р. Коджаманов, А. Букорештлиев, А. Конев, Д. Христов. Статья Д. Христова в кн. "Сбърник за народни умотворения, наука и книжнина" (1913) положила начало изучению болг. муз. фольклора. Первые публикации нар. мелодий принадлежат муз. фольклористу В. Стоину (работал совм. с П. Стефановым, И. Камбуровым, К. Загоровым и X. Илиевым), к-рый в 1924 организовал Отдел нар. музыки и танца при этнографич. музее в Софии и в 1928-39 (в 1928, 1931, 1934, 1939; 2-й сб. - совм. с А. Букорештлиевым и Р. Кацаровой) издал 4 сб-ка нар. песен (ок. 11 000) разных р-нов Болгарии.

После 1878 начала формироваться светская гор. проф. муз. культура. Возникали хоры при нар. "читалиштах" (культ.-просвет. организации типа клубов), создавались дух. оркестры. Первые болг. проф. композиторы Э. Манолов, А. Букорештлиев, П. Пипков, А. Морфов и А. Крыстев, Д. Христов (рубеж 19-20 вв.) опирались в своём творчестве на нар. муз. иск-во. Первоначально они работали гл. обр. в жанре хор. песни, используя нар. песню цитатно, а также соединяя неск. песен в один "букет" (попурри) - наиболее ранняя форма обр. нар. песни. Распространены были и попурри для дух. оркестров, осн. на нар. мелодиях (популярны "букеты" Э. Манолова, Д. Христова, Г. Атанасова и др., воен. маршевые песни А. Морфова, создателя этого жанра в Болгарии). В нач. 20 в. появляются первые произв. инстр. музыки: 2 "Балканские сюиты", 2 увертюры - "Ивайло" (1906) и "Тутраканская эпопея" (1917) Д. Христова, симфонии Н. Атанасова, фп. пьесы П. Пипкова и др. Композиторы этого поколения придавали большое значение развитию хор. самодеятельности, особенно детской. Мн. школьные песни созданы Э. Маноловым, Д. Христовым, П. Пипковым, Д. Хаджигеоргиевым и М. Кочевым.

В 1900 Э. Манолов с участниками хор. самодеятельности и воен. дух. оркестром подготовил пост. фрагментов своей неоконченной оперы "Нищая" ("Сиромахкиня"; показана на сцене нар. читалишта "Искра", Казанлык), положившей начало муз.-сценич. искусству Болгарии. Зачинателями проф. оперного т-ра были певцы Д. Казаков и И. Славков, пианист и дирижёр А. Букорештлиев, организовавшие оперно-драм. труппу "Сълза и смях" (1890, после разделения трупп, с 1891 наз. "Столична оперна трупа"; она вскоре закрылась). В эти годы мн. болг. певцы учились в России и выступали в русских оперных труппах, в их числе: К. И. Михайлов-Стоян, Б. и И. Вульпе, участвовавшие вместе с Д. Казаковым в организации первого болг. оперного т-ра. В 1908 они организовали Болгарское оперное т-во ("Болгарска оперна дружба"; с 1921 - Софийская народная опера). Труппа состояла из певцов, обучавшихся в России, Италии и Австрии, среди них: П. Димитров, Ж. Минчев, М. Василева, К. Стоянов, С. Македонский, Г. Дончев, П. Райчев, X. Морфова, А. Тодорова и др. В 1910 состоялись премьеры опер "Нищая" Манолова, "Камен и Цена" Кауцкого и Иванова, "Борислав" Г. Атанасова ("Маэстро") и "Тахир-беговица" Хаджигеоргиева. Новым в болг. муз. иск-ве жанром были детские оперетты - Г. Атанасова "Родник фей" ("Самодивското изворче", 1911), "Золотая девушка" ("Златното момиче", 1915) и др., П. Пипкова "Дети и птички" ("Деца и птички", 1909) и "Кузнечик и муравьи" ("Шурец и мравки", 1910). В 1918 в Софии открылись театры оперетты, "Кооперативный театр" и др.

В конце 19 в. стали создаваться первые оркестры, сначала - воен. духовые; первый симф. оркестр был осн. в 1892, рук. Г. Атанасов. В 1912 Н. Атанасовым создана первая болг. симфония.

На рубеже 19-20 вв. начало развиваться болг. муз. исполнит. иск-во. Первые концертирующие пианисты нач. 20 в. - И. Торчанов, А. Стоянов, П. Пелишек; скрипачи - С. Попов, Н. Симеонова, X. Кох; виолончелист И. Цибулка; флейтист Н. Стефанов.

В конце 19 в. зародилось болг. музыковедение. Наиболее значит. труды посв. нар. Б. м. (К. Махан); изучением особенностей её метроритма занимались в своих исследованиях Д. Христов ("Ритмическите основи на народната ни музика", 1913) и В. Стоин ("Българската народна музика. Метрика и ритмика", 1927).

Первые болг. музыканты получили муз. образование в России, Германии и Австро-Венгрии. В 1904 была создана Софийская частная муз. школа (с 1912 - Гос. муз. уч-ще, с 1921 - Гос. муз. академия, со средним и высшим отделами, в 1947 из неё выделилось Высшее муз. уч-ще, к-рое с 1954 наз. Болгарская государственная консерватория).

С сер. 1920-х гг. выдвинулись комп. П. Стайнов, П. Владигеров (основоположник мн. жанров совр. Б. м.), Л. Пипков, позднее - В. Стоянов, Ф. Кутев, С. Обретенов, М. Големинов, П. Хаджиев, Д. Ненов, Б. Икономов и др. В их симф. и камерно-инстр. творчестве нар. песня получает более индивидуализированное претворение. Используя достижения поздних нем. романтиков, рус. композиторов (М. П. Мусоргский, И. Ф. Стравинский и С. С. Прокофьев), а также франц. импрессионистов, болг. композиторы в лучших своих сочинениях достигли органич. слияния нац. мелодики и совр. выразит. средств. Нац. стиль Б. м. 1930-х гг. получил наиболее полное выражение в инстр. и особенно симф. музыке. Самые значительные произв. этих жанров - Болгарская рапсодия ("Вардар", 1928) и 3-й концерт для фп. с оркестром П. Владигерова (первый болг. инстр. концерт, 1918); "Фракийские танцы" (1925-26) и симф. поэма "Фракия" (1937) П. Стайнова; 1-я симфония и 1-й струн. квартет Л. Пипкова (первый в Болгарии квартет, 1928); гротескная симф. сюита "Бай Ганю" (1941) В. Стоянова; симф. поэма "Герман" (1940); хор. песни Ф. Кутева; танц. драма "Нестинарка" (пост. 1942) и "Симфонические вариации на тему Д. Христова" М. Големинова; рабочие, революционные и хор. песни и инстр. пьесы С. Обретенова; концертино для скрипки с оркестром и камерные ансамбли и песни П. Хаджиева; фп. пьесы Д. Ненова и др.

В 20-30-е гг. возникают оперные т-ры в Варне ("Варненска оперно-драматическа дружба"), Пловдиве и в Русе. Однако эти т-ры просуществовали недолго. Более плодотворно работала самодеят. опера в Стара-Загоре (1924, в 1944 стала государственной). В 1920-1930-е гг. в Софийской нар. опере ставятся бытовые лирич. оперы - "Цвета" (1925), "Заброшенная мельница" (1922) основоположника нац. болг. оперы Г. Атанасова (автор 6 опер, 1 оперетты, 5 детских оперетт); "Царь Калоян" (1936) Владигерова, "Янина и девять братьев" Л. Пипкова (1937), "Бабье царство" Стоянова (1935); балеты "Змей и Яна" (1937) X. Манолова и др. Выдвигаются певцы и певицы: М. Попов, X. Брымбаров, Б. Христов, X. Морфова, С. Македонский, П. Райчев, А. Тодорова, К. Кирова, Л. Минчев и др. Муз. руководство т-ром осуществляли дирижёры А. Найденов, А. Димитров, A. Маргаритов. Из иностр. дирижёров в Софийской нар. опере работали М. Златин, И. А. Добровейн, Ю. Померанцев, Э. А. Купер, X. Штанге и др.

Первый постоянный гос. симф. оркестр создан в 1928 (дирижёр С. Попов), в 1935-45 выступали оркестр Гос. филармонии при Софийской народной опере и т. н. Царский воен. симф. оркестр. В 1931 был осн. квартет "Лечев", в 1938 - Гос. струн. квартет им. Аврамова. Среди исполнителей-солистов пользовались известностью: пианисты А. Стоянов, П. Пелишек, Д. Ненов, Т. Янкова, Д. Куртева, Л. Енчева, О. Либих; скрипачи В. Аврамов, В. Чернаев, Р. Ерлих-Касырова; виолончелист К. Попов; контрабасист А. Вапорджиев и др.; дирижёры С. Попов, А. Найденов, А. Димитров; певицы и певцы X. Морфова, С. Македонский, А. Тодорова, П. Райчев, М. Милкова-Золотович, К. Кирова, Е. Николай, Т. Мазаров; музыковеды Д. Христов, B. Стоин, И. Камбуров.

Большое распространение получили хор. об-ва, объединённые в Союз нар. хоров Болгарии (1926; преобразован в Болгарский певческий союз, 1935-52). Среди этих об-в - "Родная песня", нар. хор. "Гусли", хор софийских учителей, Пловдивское певч. об-во.

С установлением нар.-демократич. строя (9-го сент. 1944) начинается новый, плодотворный период в развитии болг. муз. культуры: происходит процесс демократизации муз. иск-ва, возникают условия для всестороннего развития проф. и самодеятельного иск-ва. Композиторы разрабатывают гл. обр. совр. тематику. Наиболее значительные произв. орк. жанров создали комп. П. Стайнов (1-я и 2-я симфонии), П. Владигеров ("Еврейская поэма", 4-й и 5-й концерты для фп. с оркестром), Л. Пипков (вариации для струн. оркестра "Путешествие по Албании" - "Пътуване из Албания", 4 симфонии и др.), Ф. Кутев (симфония и др.), В. Стоянов (2 концерта для фп. с оркестром, "Праздничная увертюра" и др.), А. Райчев (5 симфоний, в т. ч. "Новый Прометей", оратории), К. Илиев и Л. Николов (инстр. произв.). Многие совр. симфонич. произв. имеют программный характер, часто связаны с героич. тематикой.

В первые послевоенные годы (2-я пол. 1940-х - нач. 1950-х гг.) особое значение приобрела массовая песня, отражавшая важные совр. события. Популярность получили песни А. Карастоянова, С. Обретенова, Л. Пипкова, Т. Попова, Г. Димитрова, А. Райчева, П. Хаджиева, Г. Златева-Черкина, Д. Петкова. В 1946-49 появляются лирич. песни, юмористич.-бытовые и эстрадные куплеты. Для развития и популяризации нар.-бытовой песни важное значение имела деятельность Гос. ансамбля нар. песни и танца (организован в 1952) и её рук. комп. Ф. Кутева, автора мн. известных песен. В 1950-60-е гг. быстро приобретают популярность эстрадные и танц. песни; их авторы - И. Цанков, П. Ступел, Ж. Леви, М. Левиев, Е. Георгиев, Б. Елиезер, А. Бояджиев, А. Заберский и др.

Темы широкого гражданского и патриотич. звучания воплощены в произв. кантатно-ораториального жанра (кантаты "Девятое сентября" Ф. Кутева, "Сентябрь 1923" К. Илиева, оратории - "Партизаны" С. Обретенова и оратория "О нашем времени" Л. Пипкова, кантаты и оратории "Дружба" А. Райчева, "Светлый праздник" Т. Попова, "Рожен спускается с Родопов" Д. Петкова и др.). Периодически происходят смотры творчества болг. композиторов (1-й - в 1952).

После 1944 в Б. открылись 4 гос. оперных т-ра: в Стара-Загоре, Варне (1947), Русе (1949) и Пловдиве (1953), к-рые ставят итал. и рус. классические, а также сов. и нац. болгарские оперы. Ведущая роль принадлежит Софийской нар. опере. Совр. болг. опера стала более разнообразной в жанровом и стилевом отношениях - наряду с историч. оперой "Момчил" Л. Пипкова (пост. 1948) и "Ивайло" М. Големинова (пост. 1959) или бытовой лирич. оперой "Жили-были" ("Имало едно време", 1957), "Буйная головушка" ("Луд гидия", 1960), "Албена" (1962) П. Хаджиева, создаются оперы гротескно-сатирич. содержания - "Хитрый Петр" В. Стоянова (1958) и "Миллионер" (1965) П. Хаджиева, а также его лирико-драматич. камерная опера "Мастера" ("Майстори", пост. 1966) и отличающаяся напряжённой драматургией "Боянский мастер" К. Илиева. В 60-х гг. появились первые болгарские оперы на современные темы: "Антигона 43" Л. Пипкова (1963), "Июльская ночь" ("Юлска нощ", 1964) П. Хаджиева, "Мост" A. Райчева, "Украли консула" И. Димова (по пьесе Г. Мдивани). В Болгарии неоднократно гастролировали лучшие советские театры оперы и балета.

В 1950-е гг. в Б. м. проявили себя молодые комп.: И. Маринов, В. Казанджиев, Д. Христов, Ц. Цветанов, П. Стоянов, Ж. Леви, Б. Елиезер, П. Ступел, Д. Тыпков, Е. Георгиев, С. Пиронков, С. Ременков, М. Левиев, И. Спасов, Ж. Клинкова, К. Крюкчийский.

Среди исполнителей в эти годы выдвинулись пианисты М. Молдова, А. Диков, Л. Енчева, О. Либих, B. Янков, Ю. Буков; скрипачи Б. Лечев, Д. Шнайдерман, Е. Камиларов, Г. Бадев, С. Миланова; кларнетисты С. Димитров, П. Радев и др. Наряду с этими исполнителями продолжают конц. деятельность музыканты старшего поколения - пианисты Л. Енчева, Т. Янкова; скрипачи Н. Симеонова, П. Христосков, В. Чернаев. Мировую известность в 1950-60-е гг. получили певцы Б. Христов, Н. Гяуров, Н. Гюзелев, Д. Узунов, Н. Николов, певица Р. Кабаиванская; стали популярны также певицы: Ю. Винер, К. Попова, Н. Афеян, Л. Барева и др. В 1948 в Софии открылся т-р "Народная оперетта" (с 1959 Гос. муз. т-р оперетты "Стефан Македонский"). С болг. симф. оркестрами выступают дирижёры: К. Илиев, В. Симеонов, Р. Райчев, Д. Петков, В. Стефанов, Е. Главанаков, И. Маринов и др. Высоким проф. мастерством обладают разл. хоры и ансамбли: Болг. хор. капелла им. С. Обретенова, 2 гос. ансамбля нар. песни и танца (в Софии, худ. рук. Ф. Кутев; и в Благоевграде, худ. рук. К. Стефанов), Ансамбль песни и танца Болг. нар. армии, 2 струн. квартета им. Аврамова и им. Димова. С 1948 периодически происходят смотры гос. симф. оркестров, оперных т-ров, вокалистов и инструменталистов, конкурсы молодых пианистов и скрипачей (1949, 1951). В 1961 в Софии состоялся Междунар. конкурс молодых оперных певцов; болг. молодые исполнители принимали участие и в междунар. фестивалях. Создано мн. самодеят. хоров, в т. ч. академич. хор "Георги Димитров", "Георги Кирков" (София), "Родина" (Руса), "Добруджански звуци" (Толбухин), "Родни звуци" (Коларовград) и др., к-рые участвуют в респ. смотрах худож. самодеятельности; выступления филармонии "Пионер" (дирижёр В. Симеонов) и хора "Бодра смяна" (дирижёр Б. Бочев) при Софийском дворце пионеров получили международную известность.

В 1960-е гг. увеличилось количество муз. образоват. учреждений: в Варне, Пловдиве, Софии, Русе и Плевене созданы гос. муз. уч-ща; работают Софийская гос. филармония, симф. оркестр Болг. радио и телевидения в Софии, 6 крупнейших симф. оркестров - в Варне, Русе, Бургасе, Пловдиве, Плевене, Шумене.

Композиторы и музыковеды объединились в творч. Союз болг. композиторов; его печатный орган - журн. "Българска музика" (осн. в 1948, с 1953 наз. "Музика"). В 1948 при Болг. академии наук осн. научно-исследоват. ин-т музыковедения (имеются отделы фольклористики, истории болг. музыки и муз. теории, эстетики и муз. педагогики), периодически выпускающий свои "Известия". Значительные труды по муз. фольклористике принадлежат С. Джуджеву, А. Карастоянову, Р. Кацаровой, H. Кауфману, А. Моцеву, И. Качулеву и Е. Стоину; вопросы историч. развития болг. музыки разрабатывают В. Крыстев (автор ряда монографий о болг. композиторах - Д. Христове, П. Стайнове, С. Обретенове, А. Морфове), С. Петров, С. Стоянов, Е. Павлов и др.; в области музыкальной теории и педагогики работают А. Стоянов, Д. Христов, Т. Миланов и другие.

Литература: Долуханян A., Песни и танцы болгарского народа, "СМ", 1957, No 1; Сборник статей болгарских музыковедов (ред.-сост. К. Ангелов), М., 1962; Христов Д., Теоретические основы болгарской народной музыки, М., 1959 (на обл. 1960); его же, Ритмичните основи на народната на музика, С., 1913; его же, Техническият строеж на българската народна музика, С., 1928; Стоин В., Българска народна музика. Метрика и ритмика, С., 1927; Камбуров И., Илюстрован музикален речник, С., 1933; Djoudjiev S., Rhythme et mйsure dans la musique populaire bulgare, S., 1931; его же, Теория на българската народна музика, т.I-IV, С., 1954-61; Кръстев В., Очерки върху развитието на българската музика, М., 1954; его же, Насоки в българската масова песен, С., 1958; его же, Очерци по история на болгарската музика, С., 1970; Моцев A., Характерни ритми в творчество то на българските композитори, С., 1957; Сагаев Л., Българското оперно творчество, С., 1958, М., 1964; Илиев К., Любомир Пипков, С., 1958; 15 години българска музикална култура, С., 1959; Петров С., Очерци по история на българската музикална култура, т. 1, С., 1959; Кауфман Н., Песни на българското революционно движение 1891-1944, С., 1959; его же, Българската многогласна народна песен, С., 1968; Българска музика. 1948-1966, "Известия на Института за музика при Българска академия на науките", т. I-XII, С., 1952-1967; Павлов Е., Панчо Владигеров, С., 1961; Стоянов С., Филип Кутев, С., 1962; Стършепов Б., Стоянов П., Българска музика, С., 1966; Стайнов П., За българската музикална култура, С., 1967; Народни песни от Югозападна България. Пирински край, т. 1, С., 1967; Българските музикални дейци и пролемът за националния музикален стил, С., 1968.

В. Крыстев

реклама

вам может быть интересно

Церковная музыка Музыкальные жанры
Клавесин Музыкальные инструменты

Главы из книг

рекомендуем

смотрите также

Думка Музыкальные жанры
Пуантилизм Термины и понятия
Аранжировка Термины и понятия
Гимн Музыкальные жанры
Стилизация Термины и понятия
Джаз-банд Музыкальные инструменты
Горн Музыкальные инструменты
Магнификат Церковная музыка
Тональность Термины и понятия

Реклама