
Фисгармония (нем. Fisharmonium, от греч. pusa — мехи, дутьё и armonia — гармония) — клавишный пневматический музыкальный инструмент. Имеет свободно проскакивающие металлические язычки, которые приводятся в колебательное движение воздушной струёй, нагнетаемой мехами. Для этого исполнитель попеременно нажимает 2 широкие педали в нижней части фисгармонии.
Органный мастер Ф. Киршник, чех по национальности, работавший в Петербурге с 1784, в том же году впервые применил этот способ звукоизвлечения в изготовленном им инструменте. Киршником же был создан механизм espressivo — приспособление для усиления и ослабления звука в зависимости от глубины нажатия клавиши («двойной нажим»), к-рый был использован в России В. Ф. Одоевским в 1849 для кабинетного органа «Себастианон». В 1790 Ракниц (ученик Киршника) в Варшаве ввёл проскакивающие язычки в оркестрионе Г. И. Фоглера, к-рый гастролировал со своим инструментом в разных странах, исполняя на нём разл. произв. После концертов он демонстрировал оркестрион, объясняя его устройство. Вслед за ним подобные инструменты, действие к-рых основано на воздухонагнетательном принципе, создали Н. Мельцель в Вене (1804), Л. Зауэр в Праге (1805). Создателем Ф. считается Г. Ж. Гренье, сконструировавший в 1810 т. н. орган с выражением (orgue expressif, Expressivorgel), в к-ром применён набор планок с металлич. голосами. Позднее его усовершенствовали И. Д. Бушман в Берлине (1816) и А. Хекль в Вене (1818); последнему и принадлежит назв. «Ф.». В 1848 А. Ф. Дебен изготовил Ф. в форме пианино (меньшего размера), к-рую сохраняют и современные Ф.
Фисгармония «с двойной выразительностью» («double expression») запатентована в 1854 парижским мастером В. Мюстелем (1815–90). Ф. имеет 1–2 мануала, 6–20 регистров, включаемых посредством выдвижных деревянных рычажков либо путём нажатия соответствующих кнопок. Клавиатура делится на левую (Ct — е1) и правую (f1 — с4), т. е. внутри находятся 2 самостоятельно действующих «набора» планок, имеющих свои регистры. На протяжении 19 в. в конструкцию Ф. были введены разл. усовершенствования, в т. ч.: perkussion — устройство, дающее возможность чёткой атаки звука, вплоть до staccato; prolongement — механизм, продлевающий звук, и др.
Нем. и англ. мастера получали динамич. оттенки на Ф. с помощью спец. створок, положение к-рых исполнитель менял движениями колен.
Среди родственных Ф. инструментов — аэолина, эолодикон (изготавливались в 1820-30-х гг. в Петербурге мастером К. Виртом), гармониум (патент получил А. Ф. Дебен в 1840 в Париже), аэрофон, мелофон, мелодиум (впервые инструменты под этим назв. начал выпускать с 1829 парижский мастер Ж. Александр) и др. В 1856 возникла амер. фирма «Эстей», в 1861 — амер. фирмы «Мазон» и «Хемлин». В амер. Ф. использовался противоположный способ — воздуховсасывающая система; звучание амер. Ф. мягче, нежнее. В европ. Ф., с их несколько более напряжённой колористич. палитрой, мастера Ф. пытались в большей или меньшей степени имитировать специфич. технич. и звуковые возможности органа. Регистры больших Ф.- 16', 8', 4', 2'; реальный объём — до 5 октав.
В кон. 19 — нач. 20 вв. Ф. получила распространение в домашнем быту любителей музыки. В устной речи я в прессе (немузыкальной) её называли в этот период «органом». Оснований для этого нет, т. к. орган — духовой трубчатый инструмент, а Ф. — язычковый. Наличие 2 клавиатур и ножной клавиатуры (редко; при игре на таком типе Ф. необходим помощник — т. н. калькант, накачивающий воздух в мехи ручным способом) делало Ф. полезным инструментом для домашних упражнений специалистов-органистов в период черновой работы над координацией движений рук и ног. В Германии в 19 в. Ф. в качестве орг. регистра включали в диспозицию одного из побочных мануалов (16', 8'); под назв. аэолина такой регистр существовал в старом органе Малого зала Моск. консерватории (1885–1959, нем. фирма «Ф. Ладегаст»).
Количество пьес, сочинённых для Ф., довольно значительно (сюда входят школы игры на Ф., соч. т. н. салонных композиторов и др.), однако оригинальной художественно ценной лит-ры для этого инструмента не создано; любители исполняли на Ф. певучие мелодии спокойного, сосредоточенного характера (хорошо звучал аккомпанемент в выдержанных гармониях) — гл. обр. транскрипции разл. вок., орк., а также клавирных, орг. и др. инстр. соч. Со 2-й трети 20 в. популярность Ф. падает; ныне выпускаются в небольшом кол-ве.
Литература: Ройзман Л., Орган в истории русской музыкальной культуры, М., 1979; Promberger I., Theoretischpraktische Anleitung zur Kenntnis und Behandlung der Physharmonika, W., 1830; Alexandre J., Notice sur les orgues melodium d’Alexandre et fils inventeurs, P., 1844, 1848; Lederle K., Das Harmonium, seine Geschichte, Konstruktion, Disposition und Benutzung, В., 1884; Eiehm W., Das Harmonium, sein Bau und seine Behandlung, Basel — Ludwigsburg, 1868, 1897; Allihn M., Wegweiser durch die Harmoniummusik, В., 1894; Mustel A., L’orgue expressif ou l’Harmonium, v. 1–2, P., 1903; Frotscher G., Die Orgel, Lpz., 1927.
Л. И. Ройзман
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.