Хореография

Категории словаря

Хореография (от греч. choreia — пляска и grapho — пишу).

1) Запись танца (первоначальное значение).

2) Танц. искусство в целом, во всех его разновидностях (значение термина «хореография» с конца 19 в.). Искусство Х. основано на музыкально-организованных, условных, образно-выразительных движениях человеческого тела. Зачатки образной выразительности свойственны человеческой пластике и в реальной жизни. В том, как человек движется, жестикулирует и пластически реагирует на действия других, выражаются особенности его характера, строй чувств, своеобразие личности.

Такие «говорящие» характерно-выразительные элементы, рождённые в реальной жизни, принято называть пластич. интонациями или мотивами. В них коренятся истоки образной природы Х. Она основана на том, что характерно-выразительные пластич. мотивы, опираясь на музыку, отбираются из множества реальных жизненных движений, обобщаются и организуются по законам ритма и симметрии, орнаментального узора, декоративного целого.

Хореография — искусство изначально синтетическое, ибо вне музыки, усиливающей выразительность танц. пластики, дающей ей эмоциональную и ритмич. основу, оно не может существовать. Ритм ударных инструментов, сопровождающий танцы некоторых вост. и афр. народов, — это уже разновидность музыки. Вместе с тем хореография — зрелищное искусство, где существенное значение приобретает не только временнбя, но и пространственная композиция танца, зримый облик танцующих (отсюда — роль костюма, декоративного оформления и др.). Высшая форма хореографии — балет, который одновременно является и разновидностью муз. театра.

Искусство хореографии зародилось в глубокой древности. Уже в первобытную эпоху возник танец как непосредственное выражение радости людей по поводу успешного завершения их трудовой или военной деятельности. Он был основан на воспроизведении соответствующих движений, имел первоначально религиозно-магич. значение, был неотделим от обрядов. В классовом обществе произошло разделение танца на нар. и профессиональный. Нар. танец долгое время сохранял связь с трудовыми процессами, языческими и бытовыми обрядами (танц. пантомимы в Др. Китае и Др. Индии, древнегреческие дионисийские игры, русские масленичные игры и др.). В нём находили выражение чувства народа, особенности нац. характера, отражались разл. стороны его жизни.

Постепенно отделяясь от прямой связи с трудом и обрядами, танец приобрёл значение искусства, воплощающего красоту тела, разл. состояния человеческого духа. Уже в античности существовал проф. танец в качестве зрелища, аналогичного театральному. С кон. 16 в. начал формироваться балет, сначала существовавший в виде интермедий и дивертисментов в оперных и драматич. представлениях мифологич. характера, а в 18 в. выделившийся в самостоят. искусство. На протяжении всей своей истории проф. искусство Х. опиралось на нар. танец, заимствовало и претворяло многие его элементы.

В современной хореографии различается танец бытовой (народный и бальный) и сценический (эстрадный и балет). В балете Х. является центром синтеза искусства, органически объединяя в себе музыку и театр. См. также Танец, Балет.

Литература: Карп П., О балете, М., 1967; Ванслов В. В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., М., 1971; его же, Статьи о балете, Л., 1980; Добровольская Г., Танец. Пантомима. Балет, Л., 1975.

В. В. Ванслов
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.


Хореография (от греч. xoreia — пляска и grapo — пишу).

1) Запись танца с помощью определённой системы условных знаков. В кон. 15–16 вв. были предприняты первые попытки осуществить такую запись, но только в 17–18 вв. группа франц. балетмейстеров и учителей танцев (П. Бошан, Р. Фёйе, П. Рамо) положила начало записи танцев как системе. Термин «хореография» введён Р. Фёйе.

2) Искусство сочинения танцев и танцевальных (балетных) спектаклей.

3) Искусство танца. В этом понимании термин «хореография» получил применение в русской искусствоведческой литературе в кон. 19 — нач. 20 вв. См. также Балет, Танец.

Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Симметричные лады Теория музыки
Таджикский балет Балет и танец

рекомендуем

смотрите также

Ballo, балло Балет и танец
Натурализм Балет и танец
Аккордеон Музыкальные инструменты
Субмотив Теория музыки
Виолончель Музыкальные инструменты
Вокал оперный Опера, вокал, пение
Домбра Национальные культуры
Резонаторное отверстие Музыкальные инструменты
Народные консерватории Термины и понятия
Марсельеза Музыкальные жанры и формы

Реклама