Чилийский балет

В стране издавна были распространены танцы коренного населения (индейцев племени арауканов и др.). В 16 в. появились танцы и музыкально-танц. представления (тонадильи и др.), привезённые из Испании и постепенно вытеснившие индейские (особенно в городах). В результате взаимодействия культур возникли новые формы нац. танцев: напр., самакуэка (или куэка) и др. После установления независимости Чили (1818) был создан оперный театр. Во 2-й пол. 19 в. в страну приезжали иностр. труппы с балетными спектаклями: в 1850 труппа М. Понсо, в 1856 труппа Руссе, показавшая "Жизель". В 1857 в Сантьяго был открыт "Театро мунисипаль", для которого с кон. 19 в. чилийские композиторы, используя нац. и фольклорную тематику, стали создавать муз. произв., в т. ч. насыщенные танцами сарсуэлы, а позднее и балеты. Х. Ренхифо написал оперу-балет "Солнце и фиалка" (1902), Э. Мело Горигойтия - балет "Весенние видения" (1916), П. Гарридо - "Ковбои" (1926), П. Бискерт Прадо - оперу-балет "Сайеда" (1929), Р. Асеведо Рапосо - балеты "Три Паскуалы" (1933) и "Рапа Нуи" (1947), Х. Уррутия Блондель - балет "Гитана дьявола" (1941), К. Исамит - "Золотой колодец" (1942) и др. В 1917-18 в Чили выступала труппа А. П. Павловой. Артист этой труппы Я. Кавесский в 1921 открыл в Сантьяго первую балетную школу, существовавшую до 1938, где преподавали Д. Янг и Л. Кларк (ранее учившиеся в Великобритании). В годы 2-й мировой войны в Чили гастролировало неск. европ. танц. коллективов, в т. ч. "Орижиналь балле рюс" де Базиля и труппа К. Йосса. Влияние последней из них было особенно велико; артисты этой труппы Э. Утхофф и Л. Ботка организовали в 1941 школу при Институте распространения музыки Чилийского университета в Сантьяго. Школа вскоре переросла в проф. труппу (с 1945, после постановки Утхоффом "Коппелии", начались регулярные выступления). До 1957 труппа называлась Балет Чилийского университета, затем Чилийский Национальный балет. Труппа ориентировалась на школу нем. экспрессионистич. танц. театра, в её репертуаре были балеты Йосса и Утхоффа, который возглавлял труппу до 1965; ставились балеты композиторов Чили и др. стран Лат. Америки, среди них "Порог сна" Оррего Саласа (1951, балетм. М. Солари). В труппе работали балетм. Солари, Х. Балдрич, Ч. Диксон и Д. Кэри; в репертуар включались постановки Б. Кульберг, Дж. Батлера, Г. Контрерас. С 1967 коллектив возглавлял П. Бунстер, который пост. "Калаукан" Чавеса (1959), "Сурасо" Хинастеры (1962), "Пустой стул" Фальябельи (1968) и др. При труппе имеется школа, где преподаётся классический танец (в 1950-73 работала быв. артистка Мариинского театра Е. Д. Полякова, в 1964 Т. Лескова, в 1969-72 неск. раз приезжал сов. педагог Е. П. Валукин). Однако в репертуаре труппы нет балетов классич. наследия, сохраняется связь с экспрессионистич. направлением Йосса - Утхоффа, чьи традиции развивает Бунстер. В 1949 в Сантьяго рус. балетм. В. Сулима и Н. Гривцова организовали при "Театро мунисипаль" (Муниципальном театре) школу классического танца и труппу. Сулима пост. здесь балеты: "Бахчисарайский фонтан"; "Маскарад" на муз. Хачатуряна, "Три Паскуалы" Асеведо. В 1959 при "Театро мунисипаль" О. Чинтолези организовал труппу Балет совр. искусства (с 1965 наз. Муниципальный балет; см. Чилийский Муниципальный балет). В основе деятельности труппы - ориентация на классич. и совр. европ. репертуар. В труппе работали Ч. Диксон, Б. Эрмансен, Н. Диксон, сов. специалисты А. Р. Томский, А. А. Прокофьев (1972-73). В репертуаре: "Коппелия", "Тщетная предосторожность", "Жизель", "Шопениана", "Чудесный мандарин", отрывки из балетов классич. наследия, работы местных хореографов. Среди др. балетных коллективов: Мастерская танца (1968, в предместье Лас-Кондес), Балет Министерства просвещения (1969, рук. Х. Балдрич и М. Солари; в 1969-72 имелась школа). Неоднократно возникали коллективы нац. танца: Чилийская фольклорная группа (1962), Экспериментальный фольклорный балет (1966) и др. Среди артистов 1950-70: В. Ронкаль, О. Чинтолези, И. Милован, М. Солари, Х. Полл, Х. Балдрич, К. Жаркова, Э. Харли, Э. Ларрагибель, М. Э. Аранхис, М. Сомоса, Р. Ормаэче, Р. Льянсоль. К нач. 70-х гг. выдвинулась молодёжь: танцовщик Э. Латес и танцовщицы, учившиеся у сов. педагогов, П. Монтеро и Н. Веласко. Артистов готовят в Нац. хореографич. школе (при факультете танца Чилийского университета), функционирует школа Муниципального балета (с 1959). В 1970 создан Нац. фольклорный балет (рук. Р. Рейс). Балетные труппы возникли в городах: Арика, Вальдивия, Консепсьон, Вальпараисо и др. В разные годы работали частные школы: Д. Янг, Е. Д. Поляковой, Э. Корредо, М. Э. Лорка и др. В 1965 при "Театро мунисипаль" организован балетный центр, в который входит Танцевальный архив им. Поляковой, возглавляемый критиком и исследователем танца К. Робилан. После военно-фаш. переворота мн. прогрессивные деятели балета покинули страну.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Псалтирь Церковная музыка
Рог Музыкальные инструменты

рекомендуем

смотрите также

Фидель Музыкальные инструменты
Пипа Музыкальные инструменты
Осетинская музыка Национальные культуры
Строчное пение Церковная музыка
Серийная музыка Термины и понятия
Арабеска Музыкальные жанры
Интродукция Термины и понятия
Обратимый контрапункт Термины и понятия
Маски Музыкальные жанры
Этнография музыкальная Термины и понятия

Реклама