Lamento (ламeнто, итал. — жалоба, жалобная песнь) — обозначение музыки жалобного, скорбного, печального характера. Обычно lamento представляет собой законченное вокально-инструментальное произведение небольших масштабов, связанное с воплощением в музыке поэтической жалобы.
В 17–18 вв. Lamento в виде сольных арий или сцен часто включались в оперные сочинения, где располагались перед переломом действия. Наиболее ранний образец — lamento Ариадны из одноимённой оперы Монтеверди (1608). Большую известность в своё время приобрело lamento Дидоны из оперы «Дидона и Эней» Пёрселла (1691).
Можно говорить об определённых жанровых чертах таких Lamento. В их числе — нисходящее направление движения мелодии, повторяющийся как в пассакалье и чаконе бас (basso ostinato), зачастую в виде хроматич. нисхождения на кварту, определённые ритмич. формулы и инструментовка. Вок. lamento находили применение также в мадригале и кантате, особенно в 17 в. Назв. «lamento» встречается и в инстр. зап.-европ. музыке, где применяется кок равнозначное назв. «tombeau» (см. «Надгробие») и «plainte» (франц., букв. — жалоба), порой обозначает печальное инстр. вступление или антракт в опере.
Литература: Конен В., Театр и симфония, М., 1968, 1975; её же, Клаудио Монтеверди, М., 1971, с. 220–23; Epstein P., Dichtung und Musik in Montevcrdis «Lamento d’Arianna», «ZfMw», 1927–28, v. 10, No 4; Westrup J. A., Monteverdi’s «Lamento d’Arianna», «MR», 1940, v. I, No 2; Schneider M., Klagelieder des Volkes in der Kunstmusik der italienischen Ars nova, «AMl», 1961, v. 23; Laade W., Die Struktur der Korsischen Lamento-Melodik, в сб.: Sammlung Musikwissenschaftliches Abhandlungen 43, Stras.-Baden-Baden, 1962.
И. M. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.