Тема

Категории словаря

Тема (от греч. tema, букв. — то, что положено в основу) — музыкальное построение, служащее основой музыкального произведения или его части. Ведущее положение темы в произведении утверждается благодаря значительности музыкального образа, способности к развитию составляющих тему мотивов, а также благодаря повторениям (точным или варьированным). Тема — основа музыкального развития, стержень становления формы музыкального произведения. В ряде случаев темы не подвергается развитию (эпизодические темы; темы, представляющие собой целое произведение).

Соотношение тематич. и нетематич. материала в произв. может быть различным: от значит. количества тематически нейтральных построений (напр., эпизодич. мотивы в разработочных разделах) до полного подчинения Т. всех элементов целого. Произв. может быть однотемным и многотемным, причём Т. вступают между собой в разнообразные отношения: от очень близкого родства до яркого конфликта. Весь комплекс тематич. явлений в сочинении образует его тематизм.

Характер и строение Т. находятся в тесной зависимости от жанра и формы произв. в целом (или его части, основой к-рой служит данная Т.). Существенно отличаются, напр., законы построения Т. фуги, Т. гл. партии сонатного allegro, T. медленной части сонатно-симф. цикла и т. д. Т. гомофонно-гармонич. склада излагается в форме периода, а также в виде предложения, в простой 2- или 3-частной форме. В нек-рых случаях Т. не имеет определ. замкнутой формы.

Понятие «темы» претерпевало значит. изменения в ходе историч. развития. Термин впервые встречается в 16 в., заимствован из риторики и в это время часто совпадал по смыслу с др. понятиями: cantus firmus, soggetto, tenor и др. X. Глареан («Dodecachordon», 1547) называет Т. осн. голос (tenor) или голос, к-рому поручается ведущая мелодия (cantus firmus), Дж. Царлино («Istitutioni harmoniche», III, 1558) называет T., или passagio, мелодич. линию, в к-рой в изменённом виде проводится cantus firmus (в отличие от soggetto — голоса, проводящего cantus firmus без изменений). Др. теоретики 16 в. закрепляют это различие, применяя также термин inventio наряду с термином tema и subjectum наряду с soggetto. В 17 в. различие между указанными понятиями стирается, они становятся синонимами; так, subject как синоним Т. сохранился в зап.-европ. музыковедч. лит-ре вплоть до 20 в. Во 2-й пол. 17 — 1-й пол. 18 вв. термином «тема» обозначали прежде всего главную муз. мысль фуги. Выдвинутые в теории музыки классич. принципы построения Т. фуги основаны гл. обр. на анализе темообразования в фугах И. С. Баха. Полифонич. Т. обычно одноголосна, она непосредственно вливается в последующее музыкальное развитие.

Во 2-й пол. 18 в. сформировавшееся в творчестве венских классиков и др. композиторов этого времени гомофонное мышление изменяет характер Т. В их произв. Т. — целый мелодико-гармонич. комплекс; появляется чёткое разграничение между Т. и развитием (Г. Кох ввёл понятие «тематическая работа» — в кн. «Musikalisches Lexikon», TI 2, Fr./M., 1802). Понятие «тема» применяется практически ко всем гомофонным формам. Гомофонная Т., в отличие от полифонической, имеет более определ. границы и чёткое внутр. членение, часто бульшую протяжённость и законченность. Такая Т. — обособленная в той или иной степени часть муз. произв., к-рая «заключает в себе его главный характер» (Г. Кох), что отражено в немецком термине Hauptsatz, употреблявшемся со 2-й пол. 18 в. наряду с термином «тема» (Hauptsatz означает также Т. гл. партии в сонатном allegro).

Композиторы-романтики 19 в., опираясь в целом на законы построения и использования Т., выработанные в творчестве венских классиков, существенно расширили рамки тематизма. Более важную и самостоят. роль стали играть мотивы, составляющие Т. (напр., в соч. Ф. Листа, Р. Вагнера). Усилилось стремление к тематич. единству всего произв., вызвавшее появление монотематизма (см. также Лейтмотив). Индивидуализация тематизма проявилась в повышении значения фактурно-ритмич. и тембровых характеристик.

В 20 в. использование нек-рых закономерностей тематизма 19 в. соединяется с новыми явлениями: обращением к элементам полифонич. тематизма (Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, П. Хиндемит, А. Онеггер и др.), сжатием Т. до кратчайших мотивных построений — иногда двух- или трёхзвуковых (И. Ф. Стравинский, К. Орф, последние произв. Д. Д. Шостаковича). Вместе с тем значение интонац. тематизма в творчестве ряда композиторов падает. Появляются такие принципы формообразования, по отношению к-рым применение прежнего понятия Т. стало не вполне обоснованным.

В ряде случаев предельная интенсивность развития делает невозможным использование оформленной, чётко выделенной Т. (т. н. атематическая музыка): изложение исходного материала совмещается с его развитием. Однако сохраняются элементы, играющие роль основы развития и близкие по функции к Т. Это те или иные интервалы, скрепляющие всю муз. ткань (Б. Барток, В. Лютославский), серия и общий тип мотивных элементов (напр., в додекафонии), фактурно-ритмич., тембровые характеристики (К. Пендерецкий, В. Лютославский, Д. Лигети). Для анализа подобных явлений ряд теоретиков музыки использует понятие «рассредоточенный тематизм».

Литература: Mазель Л., Строение музыкальных произведений, М., 1960; Мазель Л., Цуккерман В., Анализ музыкальных произведений, (ч. 1), Элементы музыки и методика анализа малых форм, М., 1967; Способин И., Музыкальная форма, М., 1967; Ручьевская Е., Функция музыкальной темы, Л., 1977; Бобровский В., Функциональные основы музыкальной формы, М., 1978; Валькова В., К вопросу о понятии «музыкальная тема», в кн.: Музыкальное искусство и наука, вып. 3, М., 1978; Riemann H., Grosse Kompositionslehre, Bd 1, В.-Stuttg., 1902; Halm A., Zur Phanomenologie der Thematik, в его кн.: Von Grenzen und Landern der Musik, Munch, 1916; Кurth E., Grundlagen des linearen Kontrapunkts. Bachs melodische Polyphonie, Bern, 1917, 1956 (рус. пер. — Курт Э., Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония Баха, М., 1931); Вahle T., Eingebung und Tat im musikalischen Schaffen, Lpz., 1939; Reti R., The thematic process in music, N. Y., 1951; Form in der Neuen Musik, Mainz, 1966, S. 9–21; Dibelius TJ., Moderne Musik, 1945–1965, Munch., 1966.

В. Б. Валькова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Молдавский балет Балет и танец
Ballo, балло Балет и танец

рекомендуем

смотрите также

Мелос Термины и понятия
Хор Термины и понятия
Вампука Опера, вокал, пение
Контрабас Музыкальные инструменты
Кампанелла Музыкальные жанры и формы
Chasse, шассе Балет и танец
Якутская музыка Национальные культуры
Финалис Теория музыки
Этнография музыкальная Термины и понятия
Обертоны Теория музыки

Реклама