Ирландская музыка

В древних ирл. сагах упоминаются хор. пение и многоголосие, бытовавшие у кельтских племён, что находит подтверждение в историч. свидетельствах о раннем развитии у кельтов полифонии. Так, в лат. трактате философа Иоанна Скота Эриугены "О разделении природы" ("De divisione naturae", 9 в.) впервые говорится о практике раннего многоголосия у европейских народов. Известно, что ирл. монахи были одними из первых пропагандистов григорианского пения и ещё в 9 в. основали в Санкт-Галлене (Швейцария) монастырь, ставший ведущим центром ср.-век. культовой музыки. В 12 в. Гиральд Камбрийский упоминает об иск-ве ирл. арфистов и о влиянии, оказанном ими на шотл. и уэльсскую музыку, указывая на то, что в эпоху раннего средневековья в Ирландии уже существовала развитая проф. муз. культура. Однако её рост на мн. века затормозило покорение страны в 12 в. англ. завоевателями. Сохранившиеся образцы ирл. нар. музыки одноголосны. Они осн. на 7-ступенных диатонич. ладах с отчётливым выделением пентатоники, а ритмич. специфика их метросистемы обусловлена особенностями, присущими ирл. нар. песенному творчеству. Его наиболее древние пласты связаны с ассонансными формами стихосложения. Среди крестьянских песен - любовные, колыбельные, шуточные, обрядовые, застольные, трудовые и др. Для них типичны гл. обр. 3-дольный размер, симметричная структура, значит. мелодич. объём. Сохранились песни и с иными ритмич. построениями, также связанными с определёнными поэтич. формами, как напр., росг (rosg) - напевы этого типа напоминают рус. протяжные песни, а в их 5- и 7-дольном оригин. размере слышны отзвуки древних муз. сказов, или лаои (laoi) с их хоралообразными напевами и др. Если ритмич. сторона И. м. связана с акцентированным ассонансным стихом, то её муз. структура во многом определяется звукорядом арфы и волынки - инструментов, распространённых в народе. Хотя археологич. раскопки и показали, что в древности на территории Ирландии бытовали также др. инструменты (смычковые и духовые), но они не оставили заметных следов в И. м. У ирландцев издавна существовало неск. разновидностей древней 5- и 6-струнной квадратной арфы, а позднее - большой треугольной, применявшейся только для аккомпанирования пению. В дальнейшем ирл. музыканты пользовались более совершенной многострунной арфой (в Дублине хранится экземпляр 30-струнной арфы). Сравнительно примитивная волынка, на к-рой можно исполнять лишь несложные мелодии, бытовала гл. обр. в крестьянской среде. Странствующие арфисты и певцы-поэты (сказители) - барды в течение мн. веков были единств. носителями и хранителями нар. муз. культуры. Обычно они были не только исполнителями, но и авторами текстов и мелодий песен. Громадной популярностью пользовались ставшие традиционными в ср. века празднества-состязания арфистов, устраивавшиеся в сельских местностях, на гор. ярмарках. Проф. поэтич. школы бардов начали складываться в конце ср. веков. В их поэзии с 14 в. зазвучала патриотич. тема, отражавшая усиливавшуюся освободит. борьбу ирл. народа против англ. угнетателей. Позднее были созданы революц. песни сопротивления, сопутствовавшие многовек. освободит. борьбе ирландцев. Первые сведения о танцах относятся к сер. 14 в. Позднее распространились ирл. разновидности жига, рила, хорнпайпа, сетданса. В эпоху феодализма начинает развиваться церк. музыка, принесённая из Англии (сохранились книги церк. песнопений 13-14 вв.). К концу 16 в. в крупнейших гор. соборах устанавливаются органы, что сказалось на развитии хор. полифонии. В этот период формировалось и светское придв. муз. иск-во. Мн. барды, ставшие проф. певцами-поэтами, уже не только странствовали, но и жили при дворах феодалов, к-рых они воспевали в изысканных стихах. Для муз.-поэтич. творчества ирл. бардов типично скандирование или чтение стихов нараспев под арфу (в собств. сопровождении или с аккомпанементом арфиста). Характерная особенность ирл. придв. песенной культуры - преобладание роли стиха и второстепенное значение муз. сопровождения (сохранилась и в 20 в). Обычно ирландцы обращаются к певцу с просьбой "рассказать", а не "спеть" песню; заключит, строфы песни, как правило, исполнители говорят, а не поют. Из среды придв. бардов и арфистов вышли первые известные ирл. проф. композиторы Рора Долл О'Катайн (ок. 1550-1600), арфист Кэролл О Дейли (ок. 1600) - автор романтич. любовных песен-баллад, Т. и У. Конелланы (2-я пол. 17 в.), создавшие первые мелодии для арфы, любовные песни. Одним из последних поэтов-бардов был популярный певец Т. О'Кэролен (1670-1738) - автор мн. танц. мелодий. Со 2-й пол. 17 в., после подавления Кромвелем ирл. восстаний и с усилением гнёта англичан, иск-во бардов и арфистов претерпевает глубокие изменения. В новых условиях, когда феод. верхушка Ирландии стала ориентироваться на муз. практику англ. двора и аристократии, придв. иск-во ирл. бардов и арфистов теряет своё значение. Они отходят от изысканных и сложных форм и начинают обращаться к традициям нар. поэзии и музыки. С ростом гор. муз. культуры и её распространением в более широких кругах населения (этот процесс - результат известной демократизации муз. иск-ва) складываются гильдии гор. цеховых музыкантов- инструменталистов. При всё большем распространении англ. музыки, осн. на европ. мажоро-минорной системе, и усилении её влияния творчество арфистов, опиравшихся на старинную ладовую основу нар. И. м., начинает восприниматься как архаичное. Устаревает и исполнит. манера арфистов. Ирл. нац. муз. культура постепенно приходит в упадок. Нац. специфику сохраняет лишь крестьянская песня. Вместе с тем с конца 18 в. самобытность И. м. начинает привлекать внимание европ. музыкантов. Яркая и разнообразная по сюжету, нередко романтически-балладная ирл. нар. песня приобретает европ. популярность. Её художеств. обр. создаёт Л. Бетховен. Усилившееся смешение с англ. населением, переселение ирландцев в Шотландию и Англию способствовали проникновению в И. м. шотл. и англ. баллад. В новых ирл. песнях на англ. яз. наблюдается отход от традиций ирл. ассонансного стиха и ритмич. структуры. Разнообразные по содержанию (любовные, рекрутские, песни о расставании с родиной и др.), ирл. песни на англ. яз. отразили длит. процесс ассимиляции ирландцами англо-шотл. культуры. Однако мн. новые песни тесно связаны по духу с оригинальными ирл. мелодиями; они получили распространение среди бродячих певцов - исполнителей баллад, пришедших на смену странствующим арфистам. В Ирландии до сих пор жива традиция уличного исп. песенных баллад. Англичане Дж. и У. Нил в 1721 впервые издали сб. сочинений О'Кэролена, а в 1726 - "Собрание наиболее знаменитых ирландских мелодий" ("Collection of the most celebrated Irish tunes"). Хотя эти публикации и не отличаются точностью записей, они сыграли важную роль в истории англ. музыки, послужив источником, из к-рого англ. композиторы 18 в. (Ч. Коффи, У. Шилд и др.) черпали муз. материал для своих балладных опер. Последующие издания - И. и Дж. Ли "Ирландские мелодии" ("Irish tunes", 1774 и 1780), Уокера, Дж. Томсона - отличаются большей систематизацией материала и точностью записи. Лучшие работы в этой области - труды ирл. фольклориста Э. Бантинга, заложившего основы ирл. муз. фольклористики. Популяризации ирл. песен и баллад способствовало муз.-поэтич. творчество англ. поэта и композитора-песенника Т. Мура. С конца 18 в. начинают выдвигаться ирл. музыканты: комп. и арфист Д. Мёрфи, концертировавший в европ. странах; певец и композитор М. Келли (друг В. А. Моцарта, первый исполнитель партий в его опере "Свадьба Фигаро"); пианист и композитор Дж. Филд, создатель популярного жанра фп. музыки - ноктюрна (35 лет его творч. деятельности были связаны с Россией); М. Балф, автор популярных в своё время опер, известный также как певец; оперный певец Мак-Кормак (сначала прославившийся в Лондоне как исполнитель баллад); композиторы-ирландцы Ч. Станфорд и А. Бакс (их творчество, связанное с Англией, относится уже к истории англ. музыки). Среди совр. ирл. композиторов: В. Беккет, Б. Бойдел, Р. О'Двиер, А. Дуфф, Н. М. Ларшет, Ф. Ней, Э. Дж. Моран, Г. Нельсон, А. Флейшман. Однако нац. композиторская школа в Ирландии ещё не сформировалась. Ирл. музыканты получают образование на родине - в Ирландской академии музыки (быв. Корол. ирл. академия музыки, осн. в 1856 в Дублине). Работают оперные театры, симф. оркестры, ок. 50 хор. объединений, муз. об-ва, Ирландская фольклорная комиссия. Муз. центры - Дублин и Корк. В 1963 в Дублине создана Ирл. нац. оперная труппа.

Литература: Bunting E., Ancient music of Ireland, Dublin, 1840; Grattan-Flood W. H., A history of Irish music, Dublin, 1895, 1913; Macdonald D. В., Irish music and Irish scales, Lpz., 1910; Graham H., The early Irish monastic schools, L., 1925; Hannagan M. and Clandillon S., Songs of the Irish Gaels with the music and English metrical translation, v. 1-3, L., 1927; O'Sullivan D. J., Folk music and songs, v. 1-4, L., 1927-39, Dublin, (1956); его же, Songs of the Irish, L., 1960; Henebry R., A handbook of Irish music, Dublin, 1928, L., 1928; Hayward R., The story of the Irish harpe, Belfast, 1954; Hogan I. M., Anglo-Irish music. 1780-1830, Cork, 1966.

И. M. Ямпольский

реклама

вам может быть интересно

Древнеегипетская музыка Национальные культуры
Латиноамериканская музыка Национальные культуры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Армянская музыка Национальные культуры
Грузинская музыка Национальные культуры
Компримарио Опера, вокал, пение
Смычок Музыкальные инструменты
Battu, баттю Балет и танец
Глас Церковная музыка
Французская музыка Национальные культуры
Double, дубль Балет и танец
Думка Музыкальные жанры

Реклама



Категории словаря

национальные культуры

просмотры: 8129
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть