Украинская музыка
Начальная стадия формирования украинской музыки неотделима от развития музыкальной культуры Киевской Руси. Найденные на территории Украины археологические памятники позднепалеолитического времени — флейты (стоянка Молодове Черновицкой обл.), резонаторные и безрезонаторные ударные (пос. Мезин Черниговской обл.) свидетельствуют о древней предыстории музыкальной культуры на этих землях. Изображения музыкантов, играющих на духовых, лютнеобразных инструментах, арфе, органе, тарелках, танцующих скоморохов на фресках Софийского собора в Киеве (11 в.) подтверждают жанровое многообразие древне-русского искусства, его народные основы. В кон. 13 — нач. 14 вв. украинская народная музыка определилась как самостоятельная ветвь восточнославянской музыки. В 13 в. Волынская летопись (1241) отметила имя галицкого «словутного певца» Митусы; в документах 14–15 вв. упоминаются украинские музыканты-лирники при польских дворах, бандурист Чурила (1500).
На протяжении многих веков украинская народная музыка развивалась и совершенствовалась как искусство одноголосного, а также многоголосно-подголосочного и начиная с 16 в. гармонических складов в вок., вок.-инстр. и инстр. формах. Среди нар. инструментов наиболее употребительны: струнно-щипковые — кобза, бандура; струнно-клавишные — лира; струнно-смычковые — скрипка, басоля; струнно-молоточковые — цимбалы; язычково-щипковые — дрымба; духовые — сопилка, трембита, волынка; ударные — барабан, бубен, тулумбас. Традиционный ансамбль народных инструментов — т. н. тpoпcтi музики (скрипка или сопилка, цимбалы и бубен).
Народно-песенное творчество укр. народа свидетельствует о его большой музыкальности. В муз. фольклоре нашли глубокое отражение темы труда, нац.-освободит. борьбы в эпоху феодализма и капитализма. Территориальное положение Украины между Востоком и Западом сказалось на песенном творчестве укр. народа. Самобытный нац. стиль наиболее полно представлен песнями центр. Приднепровья. Им свойственны мелодич. орнаментика, вокализация гласных, лады — эолийский, ионийский, дорийский (нередко хроматизированный), миксолидийский. Связи с белорус. и рус. фольклором особенно ярко выявляются в Полесье. Диалекты — гуцульский и лемковский — наиболее чётко выражены в Прикарпатье и Карпатах. Первый отличается архаическими чертами в мелосе и исполнит. манере (интонирование, приближённое к натуральному строю, ниспадающие глиссанди в окончаниях фраз, пение с выкриками, импровизац. мелизматика, силлабич. речитатив), взаимодействием вок. и инстр. начал, связями с молд. и рум. фольклором; лады — эолийский, ионийский, особо выделяется дорийский. Для лемковского диалекта характерны связи с польск., венг., словацкой песенностью, к-рые проявляются в остропульсирующем синкопированном ритме, преобладании мажора над минором, господстве силлабич. речитатива. В кон. 15 — нач. 16 вв. развивается укр. нар. эпос (историч. песни, баллады, думы, хроники), к-рый запечатлел героич. борьбу укр. народа с турецко-тат. захватчиками (невольничьи плачи, думы об отважных героях — защитниках родины — Самийле Кишке, Ивасе Коновченко и др.), освободит. борьбу против польско-шляхетского порабощения (дума «Богдан Хмельницкий и Барабаш», песни о Нечае, Морозенко, Довбуше), антикрепостнич. восстания.
Дума об Ивасе Коновченко. В сб.: «Украинские народные думы» (Москва, 1972).
С 17 в. сохранились первые записи укр. нар. песен — о воеводе Штефане (в чеш. грамматике Яна Благослава, прибл. 1550–70), думы о козаке Голоте (1684), песенные и инстр. произв. под назв. «украинские», «козацкие», «думы» — в польских и чеш. табулатурах. В это же время появляются нар.-проф. исполнители эпоса — кобзари и лирники, объединявшиеся в цеховые организации. Их творчество и исполнительство, тесно связанное с нац.-освободит. движением, насыщенное идеями гуманизма, отличающееся высокой экспрессией, существенно повлияло и на развитие проф. иск-ва. Наиболее известные исполнители нар. эпоса — Рихлиевский (17 в.), Г. Любисток (18 в.), А. Шут, О. Вересай, М. Кравченко, Г. Гончаренко, А. Скоба, И. Скубий (19 в.). Сложились традиции исполнения укр. эпоса — думы — правобережная, преим. лирницкая, идущая от др.-рус. скоморошьего иск-ва, и левобережная, преим. кобзарская, повлиявшая на формирование самобытного стиля нац. эпоса. Богата по своему жанровому составу укр. обрядовая, бытовая песня. Однострочные и двухстрочные формы со скупым речитативным мелосом наиболее
Колесса Ф. М., Дума об Азовских братьях. В сб.: «Мелодiи украинських народних дум» (Киев, 1965).
характерны для раннеобрядовых песен-колядок, ритуальных свадебных, обжиночных. Мелодич. разнообразие ярче всего проявилось в бытовой, социальной лирике — любовных песнях, песнях о женской доле, чумацких, казацких, рекрутских. Существует множество мелодич. вариантов тех же песен, что связано с территориальными исполнит. традициями. Отличит. чертой лирич. песен является широкий распев (от 2 до 12–13 звуков на один слог). В песнях зап.-укр. районов, где преобладает силлабич. принцип (звук соответствует слогу), довольно часты синкопы, пунктирные ритмы, разл. типа повторения фраз и частей песни. Богаты формы укр. нар. полифонии. 3-4-гол. песни начинаются партией запевалы, к-рую подхватывает хор. Многоголосие отличается ритмической, ладовой переменностью, сложными гармонич. сочетаниями, обусловленными импровизац. характером движения каждого голоса, его относит. самостоятельностью. Голоса нередко образуют параллельные октавы, квинты, трезвучия. Характерны окончания в октаву на пятой ступени звукоряда, фригийские кадансы. Наиболее часты в многоголосных подголосочных песнях лады эолийский, ионийский, дорийский, фригийский. Исполняются песни открытым грудным звуком, что указывает на традиции коллективного пения во время работ вне жилища.
В 18–19 вв. создаются социально-бытовые антикрепостнич. песни о героях нар. восстаний — Максиме Железняке, Устиме Кармелюке и др. Широкое развитие получили коломыйки — шуточно-сатирич. песни, близкие по функции к частушке. Танц. песни, тесно связанные с движением и инстр. музыкой, имели на Украине давние традиции, они сопровождали танцы (козак, гопак, коломыйки, гуцулки, аркан и др.). В основном в тех же формах развивалась инстр. музыка укр. народа. Нетанцевальная инстр. музыка существовала в виде импровизационных пастушьих наигрышей на сопилке, трембите, дрымбе, инстр. интерпретаций вок.-песенных форм на бандуре, цимбалах, скрипке.
Песня «Чий же то плужок». В сб.: Людкевич С., Раздольский Й., «Галицько-pycькi народт мелодiи», ч. I–II (Львов, 1906).
С появлением пролетариата и пролетарского революц. движения главенствующее место в укр. фольклоре заняли рабочая и революц. песни. Для этого времени характерно проникновение в народно-песенный репертуар революционных авторских песен. Популярными стали песни «Шалiйте, шалiйте, скаженi кати» («Беснуйтесь, тираны» на музыку из «Хора норманнов» А. К. Вахнянина), «Вiчний революнiонер» (сл. И. Я. Франко, музыка Н. В. Лысенко), «Заповiт» (сл. Т. Г. Шевченко, музыка Г. Гладкого).
В сов. время укр. нар. музыка обогатилась новыми произв., повествующими о социалистич. преобразованиях, о воссоединении укр. земель в единое гос-во, о героич. подвигах сов. народа в годы Великой Отечеств. войны 1941–45 (песни протеста против фаш. неволи, о партизанском движении, о С. А. Ковпаке), о мирном труде. Создано много песен о В. И. Ленине, среди к-рых дума-песня «Була зима з вiдлигою», исполняемая известными кобзарями ф. Кушнериком и Е. Мовчаном. Бытуют и развиваются историч. песни и баллады, семейно-бытовые, шуточные (особенно коломыечные) песни, а также разл. виды инстр. танц. музыки. Публикации укр. нар. песен начинаются с кон.18 в. Нек-рое количество укр. нар. песен вошло в сб. В. Трутовского («Собрание русских простых песен с нотами», ч. 1–4, 1776–95), в сб-ки Н. Львова и И. Прача («Собрание народных русских песен с их голосами», 1790), Вацлава Залеского и К. Липиньского («Piesni polskie i ruskie ludu galycyjskiego…», Lwуw, 1833), M. Максимовича (аранжировка А. А. Алябьева; «Голоса украинских песен», М., 1834). Становление укр. муз. фольклористики относится к последней четверти 19 в. и нач. 20 в. и связано с деятельностью Н. В. Лысенко, П. П. Сокальского, P. M. Колессы, К. В. Квитки, С. Ф. Людкевича. Центрами работы по собиранию фольклора были Юго-западное отделение Рус. Географич. об-ва и Этнографич. комиссия Науч. об-ва им. Т. Г. Шевченко.
В совр. народно-песенный фонд вошли и получили вариантную разработку авторские произв. П. И. Майбороды, Р. С. Савицкого, М. В. Машкина, В. М. Ивасюка и др. Развитие самодеят. иск-ва и средств массовой коммуникации содействовало распространению нар. музыки, увеличило число её исполнителей и слушателей, способствовало сближению нар. и проф. творчества. Большую роль в развитии совр. нар. творчества играют колхозные хоры — ланки, заводские хоры, самодеят. вок.-инстр. ансамбли. Нар. творчество и исполнительство обрели вторую жизнь на конц. сцене.
О проф. музыке вост.-слав. племён (от к-рых ведут начало рус., укр. и белорус. народы) имеются сведения со времён Киевской Руси. С принятием христианства (10 в.) появилось церк. пение, к-рое основывалось на византийской и южнослав. певч. традициях. С течением времени в обиходное пение проникали стилевые элементы из местной народно-песенной практики, что наряду с др. факторами обусловило возникновение самобытного киевского распева (17 в.). Мастера певч. иск-ва готовились в спец. школах при отд. монастырях; сохранились имена нек-рых певцов и песнетворцев (Стефан, Григорий, Г. Печерский — Киев; Дмитро — Перемышль). Напевы записывались крюками, или знамёнами, — знаками безлинейной нотации.
Светская проф. музыка (вок. и инстр.) бытовала при княжеском дворе (среди известных певцов — Боян, Митуса, Ор). Большую роль играла музыка в княжеском войске. Популярностью в народе пользовались скоморохи, к-рых церковь жестоко преследовала.
На протяжении ряда веков обиходное пение было одноголосным. В процессе эволюции появляются элементы многоголосия; окончательно оно утвердилось в церк. музыке сер. 17 в. под назв. партесное пение. Многоголосие стало одним из факторов, помогавших православной церкви в её борьбе против навязывания укр. народу католичества, особенно усилившегося после Люблинской унии 1569. Начиная с 15 в. значит. роль в развитии хор. иск-ва играли школы при православных «братствах» (Львов, Киев, Луцк, Острог и др. города). Среди наиболее известных мастеров партесной музыки — Бышовский, Гавалевич, Е. Завадовский, Замаревич, Зюска, И. Календа, Колядчин, С. Пекалицкий, К. Коновский, А. Лешковский, Мазурок, Шаваровский, Яжевский. Теоретич. основы партесного пения обобщены композитором и учёным Н. П. Дилецким («Грамматика мусикийская», 1677).
В 1632 в Киеве был основан Коллегиум (с 1701 — Академия для наук свободных) — первое на вост.-слав. землях высшее уч. заведение. Здесь наряду с др. предметами изучались нотная грамота, хор. пение, а позже — инстр. музыка. Воспитанниками академии в 17–18 вв. были комп. А. Л. Ведель, И. Загвойский, В. Пикулицкий (Пикулинский), Г. А. Рачинский, Ф. Тернопольский, Д. С. Туптало (Дм. Ростовский), философ, поэт и комп. Г. С. Сковорода, комп. М. С. Березовский, внёсший вместе с Д. С. Бортнянским большой вклад в развитие рус. и укр. муз. культуры. При академии функционировали хор и симф. оркестр, давались спектакли школьного т-ра, в к-рых значит. роль играла музыка. Воспитанники академии популяризировали по всей Украине кукольный театр, т. н. вертеп, распространённый в 18 в., представления к-рого также сопровождались музыкой. Велико значение академии в распространении духовных псалмов и кантов (среди авторов — Л. Баранович, П. Могила, Д. С. Туптало).
Светская музыка развивалась в городах (музыкантские цехи, при магистратах — оркестры, т. н. капеллы; при Киевской капелле существовала муз. школа), а также в крупных помещичьих имениях (симф. оркестры, оперные и балетные труппы, как правило, крепостные). Известность получили оркестры М. Корсака, Д. П. Апостола, И. М. Брюховецкого, П. А. Румянцева-Задунайского, последнего гетмана Украины К. Г. Разумовского во главе с композитором и регентом А. А. Рачинским. Нек-рые помещики (П. Потоцкий и др.) устраивали при оркестрах муз. школы. В 1738 в Глухове была открыта муз. школа, готовившая певцов для Петерб. придв.-певч. капеллы, в ней обучали также игре на инструментах. Муз. воспитание (в основном в области хор. пения) получали ученики Переяславского, Черниговского и Харьковского коллегиумов. С 1773 при т. н. Новом харьковском уч-ще были учреждены спец. муз. классы (вок. и инстр.; руководитель — комп. М. Концевич, позже — А. Л. Ведель). Многие укр. музыканты 18 в. внесли значит. вклад в развитие рус. музыки (Т. Белоградский, П. Бережанский, С. И. Давыдов, М. Колюшкевич, Г. Любисток, М. Ф. Полторацкий, Г. А. Рачинский, В. Ф. Трутовский и др.). На основе народно-песенных и кантовых традиций зарождается и широко распространяется песня-романс лит. происхождения. Одним из первых авторов был Сковорода («Всякому городу нрав и права», «Ой ты, птичко желтобоко», «Стоит явор над горою»). Большой популярностью пользовались песни-романсы «Iхав козак за Дунай» (слова и музыка С. Климовского), «Дивлюсь я на небо» (сл. М. Н. Петренко, музыка Л. Александровой), «Гуде вітер вельми в полі», «Не щебечи, соловейку» (сл. В. Н. Забилы, музыка М. И. Глинки), «Стоїть гора високая» (сл. Л. И. Глибова). Большое количество песен создано на слова Т. Г. Шевченко («Заповіт», «Реве та стогне Дніпр широкий», «По діброві вітер виє», «Думи мої, думи», «Зоре моя, вечірняя» и др.). Многие из них стали подлинно народными.
В кон. 18 — нач. 19 вв. появляются симф. и камерно-инстр. соч. И. Витковского, А. Галенковского, Данилевского, Лепехи, И. И. и А. И. Лизогубов, И. Лозинского, Г. Рачинского, П. Селецкого и др. Значит. воздействие на муз. жизнь оказывали Харьковский, Киевский, Львовский ун-ты, Нежинский лицей, духовные уч-ща, в к-рых существовали орк. коллективы, хоры, любительские т-ры. В 1810 в Одессе организован первый на Украине гор. т-р, где выступала итал. оперная труппа. На его сцене ставились также оперы местных авторов («Антонио Фоскарини» Катакузеноса, «Марино Фальеро» и «Пьер Калабрийский» Юрьевича). Пьесы, насыщенные музыкой («Наталка Полтавка» и «Солдат-чародей» Котляревского, «Сватанье на Гончаровке» Квитки-Основьяненко и др.), ставились в Харькове, Полтаве и др. городах. Большую роль в муз. жизни Харькова играли композиторы Витковский, Лозинский, Ф. Шульц, О. Шуман, композитор и теоретик Г. Гесс де Кальве. В пьесах Котляревского, Квитки-Основьяненко, Шевченко, Я. Кухаренко и др. нар. песни и танцы составляли важнейший компонент. Под непосредственным влиянием этих пьес зарождается укр. нац. опера, её выдающийся образец — «Запорожец за Дунаем» С. С. Гулак-Артемовского (1863), ученика М. И. Глинки. На зап.-укр. землях выдвигается ряд композиторов, работавших в области муз. т-ра, хор. и инстр. музыки. Среди них — М. М. Вербицкий (пьесы с музыкой типа зингшпиля — «Подгоряне», «Сельские уполномоченные», «Гриць Мазница», «Верховинцы», 11 увертюр для симф. оркестра, хоры на сл. Шевченко, М. Шашкевича, песни), И. Лавровский (музыка к драм. пьесам, хоры, песни, церк. сочинения), И. И. Воробкевич (пьесы с музыкой — «Гнат Приблуда», «Золотой мопс», «Янош Иштенгази», «Убогая Марта», хоры, песни, инстр. пьесы), А. К. Вахнянин (опера «Купало», хоры), В. Матюк (мелодрамы «Капрал Тимко», «Инвалид», хоры) и др. В 1867 начала работать постоянная рус. опера в Киеве, в 1880 — Харькове, в 1887 — Одессе. Большой вклад в муз. т-р внёс М. Л. Кропивницкий, организатор первой укр. проф. труппы, драматург, режиссёр, актёр и композитор. Конц. и муз.-просвет. деятельность проводили отделения РМО, открывшиеся в Киеве (1863), Харькове (1871), Одессе (1884). На базе муз. уч-щ РМО в Киеве и Одессе основаны первые на Украине консерватории (1913). Значит. вклад в развитие укр. музыки внёс композитор, фольклорист и муз.-обществ. деятель П. П. Сокальский — автор опер «Мазепа» (1859), «Майская ночь» (1876), «Осада Дубно» (1884), кантат «Пир Петра Великого» (1859) и «Слушай» (1864), хоров, песен и романсов, инстр. соч., исследования «Русская народная музыка великорусская и малорусская…» (1888). Большое влияние на творчество Сокальского оказали поэзия Шевченко, соч. рус. революционеров-демократов, произв. передовых деятелей рус. муз. культуры (в т. ч. П. И. Чайковского, представителей «Могучей кучки»).
Качественно новым этапом в развитии укр. музыки явилось творчество Н. В. Лысенко, сформировавшееся под воздействием произв. Т. Г. Шевченко и передовой рус. обществ. и эстетич. мысли. В его композиторской и муз.-обществ. деятельности наиболее полно выявились демократич. тенденции. Лысенко создал ряд опер («Черноморцы», 1872; «Рождественская ночь», 1883; «Утопленница», 1883; «Наталка Полтавка», 1889, и др.), кантат, хоров, романсов и песен, множество сольных и хор. обработок нар. песен, орк. и камерно-инстр. сочинений. Особое место в укр. музыке занимают его историко-героич. опера «Тарас Бульба» (1890) и «Музыка к „Кобзарю“ Т. Г. Шевченко» (включает более 80 произв.). В 1904 по инициативе Лысенко в Киеве открыта муз.-драм. школа. В ней получили образование композиторы и дирижёры К. Г. Стеценко, А. А. Кошиц, В. Н. Верховинец, Л. Н. Ревуцкий, Ф. Н. Надененко, певец М. В. Микиша, скрипач М. Б. Полякин, музыковед А. К. Буцкой и др. Современниками и последователями Лысенко были М. М. Калачевский («Украинская симфония», 1876; камерно-инстр. и вок. произв.), В. И. Сокальский (симфония, 1882; детская опера «Репка», 1900; романсы), П. И. Нищинский (муз. картина «Посиделки», 1875; песни, хоры, обработки нар. песен), H. H. Аркас (опера «Катерина», 1899), Б. В. Подгорецкий (оперы «Купальна искра», 1901, «Бедная Лиза», 1916; хоры, романсы), И. И. Рачинский (симфония, 1915; камерно-инстр. и вок. соч.), Г. Л. Любомирский (оркестровые соч.), П. И. Сеница (оперы «Жизнь — это сон», «Батрачка»; 2 симфонии, 1905, 1911; хоры, романсы), Н. А. Тутковский (опера «Буйный ветер», симф. и фп. произв.), Г. А. Казаченко (опера «Пан Сотник», 1902).
На рубеже 19–20 вв. муз.-обществ. жизнь значительно активизируется. Большую роль сыграли поездки Лысенко по Украине с организованным им хором. Возникают хор. об-ва «Торбан» и «Боян» (1891), Высший муз. ин-т им. Лысенко во Львове (1903). Признание завоёвывают актриса и театр. деятель М. К. Заньковецкая, певцы И. А. Алчевский, С. А. Крушельницкая, М. Е. Менцинский, А. Ф. Мишуга, дирижёры Д. В. Ахшарумов, А. Н. Виноградский. Наиболее последовательными продолжателями традиций Лысенко были К. Г. Стеценко (детские оперы, хоры, романсы), Я. С. Степовой (камерно-инстр. и вок. произв.), О. И. Нижанковский (хоры, песни), Д. В. Сичинский (опера «Роксолана», 1909; симф. и вок. произв.), Г. Топольницкий (вок. соч.), Я. Лопатинский (опера «Эней в путешествии», 1906; романсы), С. Ф. Людкевич (симф., камерно-инстр., хор. произв.), В. А. Барвинский (симф., инстр. и вок. соч.). В период Революции 1905–07 появляются произв., связанные с революц. тематикой (хор-гимн «Вечный революционер», 1905; опера «Энеида» Лысенко, 1910; хоры «Прометей», «Сон» и кантата «Шевченко» Стеценко, кантата-симфония «Кавказ» Людкевича, 1902–13, обработки революц. песен Н. Д. Леонтовича, хоры и романсы Степового). Значителен вклад Леонтовича в развитие хор. музыки a cappella. Его произв., созданные на основе нар. песен, отмечены яркой стилевой самобытностью, блестящим композиторским мастерством.
Октябрьская революция 1917 открыла широкие возможности для развития украинской музыкальной культуры. Были созданы гос. муз. т-ры, оркестры, хоры, камерно-инстр. ансамбли в гос. масштабе, организовано воспитание нац. творческих кадров. В первые годы после Октября в строительстве сов. муз. культуры приняли активное участие Леонтович, Степовой, Стеценко. Они стали организаторами и руководителями исполнит. коллективов, работали в гос. учреждениях, вели педагогич. деятельность. В художеств. жизнь Укр. ССР внесли вклад видные рус. музыканты Р. М. Глиэр, Л. В. Собинов, Ф. М. Блуменфельд, Б. Л. Яворский. В 1919 в Киеве возникли Т-р муз. драмы — первый укр. проф. оперный т-р, симф. оркестр. Развитие получило хор. иск-во (хоры и капеллы «Думка», «Заря», «Рух» и др.), появились первые камерно-инстр. ансамбли — квартеты им. Вильома, им. Леонтовича, им. Бетховена; укр. т-ры оперы и балета — в Харькове (1925), Киеве и Одессе (1926), Полтаве (1928), Виннице (1929), Днепропетровске (1931), Донецке (1941). В 1922–28 большую творч. и муз.-просвет. работу проводило Всеукр. муз. об-во им. Леонтовича, отделения к-рого объединяли не только проф. музыкантов, но и участников художеств. самодеятельности. Об-во издавало муз. произв., выпускало журн. «Музика» (1923–27, перерыв в 1926). Затем были созданы недолго просуществовавшие Всеукраинское т-во революц. музыкантов (ВУТОРМ), Ассоциация революц. композиторов Украины (АРКУ). С 1923 функционировала Ассоциация пролетарских музыкантов Украины (АПМУ), являвшаяся респ. филиалом РАПМ (см. Российская ассоциация пролетарских музыкантов). К нач. 30-х гг. эта организация изжила себя. В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (от 23 апр. 1932) создан Союз композиторов УССР, объединивший всех творческих музыкальных работников.
Наряду с действовавшими консерваториями (Киев, Одесса, Харьков) в Киеве на базе школы им. Лысенко был основан Муз.-драм. ин-т им. Лысенко (1918–34), а в нек-рых городах созданы муз. школы. Прочным звеном, связавшим дооктябрьскую и сов. укр. музыку, явилось творчество Леонтовича, Степового, Стеценко. Они создали ряд выдающихся произв. на новые темы (хоры «Ледолом», «Летние тона» Леонтовича, «Первое мая», «Гайдамаки» Стеценко, «Каменщики», обработки революц. песен Степового). Начавшие свой творч. путь незадолго до Окт. революции Л. Н. Ревуцкий, Б. Н. Лятошинский, В. С. Косенко, P. E. Козицкий также явились создателями сов. укр. музыки. В области песни и хор. музыки активно работали Козицкий (циклы «8 прелюдов народных песен», 1922; «10 школьных хоров», 1922; «Васильки», 1926; диптихи «Красным путём», 1924; «Дивный флот», 1925), М. И. Вериковский («10 украинских народных песен», 1920; «На площади», 1921), Ревуцкий («Вперёд», 1924; «Зовите их», 1925). Ряд xoров посвящён памяти В. И. Ленина («Могучий орёл», «Памяти Ленина» Козицкого, «Красные зарницы», «Под траурным знаменем» Вериковского, «Памяти Ленина», «Навеки меж нами» В. Н. Верховинца, «Ленинский завет» В. Ступницкого и др.). Авторами многих песен на сов. тематику выступили К. Е. Богуславский, Г. Г. Верёвка, Вериковский, Верховинец, Ступицкий и др. Первые образцы укр. сов. симф. и вок.-симф. музыки связаны с именами Ревуцкого (1-я симфония, 1918; кантата «Платок», 1923), Лятошинского (1-я симфония, 1920), Вериковского (сюита «Веснянки», 1923; оратория «Дума о девушке-пленнице Марусе Богуславке», 1923). Ряд крупных произв. создан к 10-летию Окт. революции. Этапными стали 2-я симфония Ревуцкого и увертюра на 4 укр. темы Лятошинского. В. А. Фемелиди в своей «Юбилейной симфонии» использовал темы революц. песен. Появляется ряд муз.-сценич. произв., среди к-рых — соч. Б. К. Яновского (оперы «Взрыв», 1927; «Дума черноморская», 1928; балет «Ференджи», 1930), О. А. Чишко (опера «В плену у яблонь», 1931), Фемелиди (опера «Разлом», 1928; балет «Карманьола», 1930), Вериковского (балет «Пан Каневский», 1930), К. Ф. Данькевича (опера «Трагедийная ночь», 1934). Выдающимся явлением, свидетельствующим о больших достижениях нац. оперного иск-ва, была муз. драма «Золотой обруч» Лятошинского (1929).
Первые успехи укр. сов. камерной музыки связаны с творчеством Косенко (романсы, особенно цикл на сл. П. Тычины; соната для виолончели и фп., 1923; «Классическое трио», 1927; 3 сонаты для фп.; соната для скрипки и фп., 1927), Лятошинского (2-й и 3-й струн. квартеты, 1922, 1928; 1-е струн. трио, 1922; сонаты для скрипки и фп., для фп.), Ревуцкого (произв. для фп.), Козицкого (вариации для струн. квартета на тему купальской нар. песни, 1925, романсы).
Советская тема постепенно утверждается в самых разл. жанрах муз. творчества. Большое развитие получила массовая песня, откликавшаяся на все важные события жизни сов. народа («Партизанская» и «По путям проторённым» Ревуцкого, «Партизанская» и «Красные казаки» Н. Т. Коляды, «Винтовочка» и «На страже семи республик» В. Т. Борисова, «Почему, земля, ты молодою стала» и «Как всё стало зелено» Верёвки, «Хорошо среди степи широкой» Богуславского, «Греми, могучая песня» Верховинца, «Наш союз молодой» Козицкого и др.). Массовая песня оказала воздействие на др. жанры. Были созданы произв. на сов. тему в муз.-сценич. (опера «Поэма про сталь» В. Я. Иориша, 1932; массовое действо «На страже Днепростроя» Борисова, 1932), вок.-симф. и симф. жанрах. Появляются «Героическая увертюра» (1932) и «Молдавская поэма» Косенко (1937), 1-я симфония Данькевича (1937), симф. поэма «Поход» А. Я. Штогаренко (1936), «Траурно-героическая поэма» Борисова (1940), «Комсомольская героическая увертюра» М. Д. Тица (1932), поэма «Штурм Тракторного партизанами» Коляды (1932), кантаты — «Октябрьская» Вериковского (1936), «Торжественная кантата» Лятошинского (1939) и «Молдавия» H. H. Вилинского (1939). Программный симфонизм представлен произв., созданными на темы из классич. лит-ры (поэмы «Медный всадник» В. А. Барабашова, 1937; «Лилея» Г. И. Майбороды, 1939; «Тарас Шевченко» Данькевича, 1939). Сочинением, свидетельствующим о зрелости нац. симфонизма, явилась 2-я симфония (1936) Лятошинского. Первые укр. концерты для инструментов с оркестром написаны Ревуцким (для фп., 1934), Косенко (для фп., 1938), М. А. Скорульским (для фп., 1937), Г. Л. Жуковским (для фп., 1937), П. Т. Глушковым (для скрипки, 1937), Д. Л. Клебановым (для скрипки, 1939), Г. П. Тарановым (для флейты, англ. рожка и фагота, 1937). В камерно-инстр. жанре работали Тиц, Клебанов, А. Д. Филиппенко, Барвинский. Расширилась тематика камерно-вок. творчества, наряду с классич. текстами композиторы стали использовать стихотворения сов. поэтов (M. P. Рыльского, П. Г. Тычины, В. Н. Сосюры, А. С. Малышко и др.). В вок. лирику внесли вклад Косенко, Лятошинский, Ю. С. Мейтус, Надененко, Штогаренко.
Заметным явлением советской украинской музыки стали оперы «Щорс» Лятошинского, «Щорс» С. С. Жданова, «Перекоп» Мейтуса, В. П. Рыбальченко и Тица (все — 1938), «Батрачка» Вериковского (пост. 1943), балеты «Мещанин из Тосканы» В. Н. Нахабина (1936), «Лилея» Данькевича (1940), «Лесная песня» Скорульского (пост. 1946). С появлением звукового кино в области киномузыки начали работать И. Ф. Бэлза, А. Ф. Зноско-Боровский, Козицкий, Косенко, Лятошинский, Мейтус, Ревуцкий и др. В 1939 зап.-укр. земли были воссоединены с Сов. Украиной. В семью сов. композиторов вошли композиторы Барвинский, Людкевич, Е. Т. Козак, Н. Ф. Колесса, А. И. Кос-Анатольский, Р. А. Симович, А. М. Солтыс, фольклорист Ф. М. Колесса и др.
В годы Великой Отечеств. войны 1941–45 многие украинские композиторы и музыковеды находились в рядах Советской Армии. В связи с оккупацией территории республики фашистами прекратили деятельность муз. т-ры, художеств. коллективы, конц. организации, уч. заведения. Мн. композиторы и исполнители эвакуировались в разл. районы СССР, где продолжали свою работу. Осн. темами муз. творчества становятся защита Родины от вражеского нашествия, бессмертный ратный подвиг сов. народа. В песенном жанре, занявшем одно из ведущих мест в творчестве композиторов, работали Верёвка («Клятва»), Вериковский («Зашумела калина», «В селе под Лозовой»), И. А. Виленский («Моя Украина»), Данькевич («Песня о Зое Космодемьянской»), Козицкий («Песня про Киев»), Ревуцкий («Песня танкистов»), Штогаренко («Собирались в лесу партизаны»). Борьбе с фаш. захватчиками посв. кантаты «Гнев славян» Вериковского (1941), «Клятва» (1941), 4-я сюита (1942) Мейтуса, симф. «Поэма о Родине» Борисова (1943), 1-я симфония Клебанова (1945), 2-я симфония Нахабина (1945), 2-я симфония Данькевича (1945). Симф. поэма «Пётр Конашевич-Сагайдачный» Вериковского (1944), опера «Ледовое побоище» Таранова (1942) отразили героику борьбы за свободу Родины. К лучшим произв. этого периода принадлежат кантата-симфония «Украина моя» Штогаренко и монументальный фп. «Украинский квинтет» Лятошинского (оба — 1942). Находясь в эвакуации, укр. композиторы писали произв. на темы из жизни братских народов на основе их нац. фольклора. Козицкий создал башк. оперу «За Родину» (1942), ряд песен и инстр. пьес; Мейтус — туркм. оперы «Абадан» (совм. с А. Кулиевым, 1943) и «Лейли и Меджнун» (совм. с Д. Овезовым, 1946), первую туркм. симфонию (1946); Зноско-Боровский — первый туркм. балет «Акпамык» (совм. с В. Мухатовым, 1945); Скорульский — квинтет на темы Абая Кунанбаева (1943) и симф. «Степную поэму», посв. памяти Амангельды Иманова (1944); Борисов — «Дагестанскую сюиту» (1942) для симф. оркестра; К. Я. Доминчен — «Осетинскую сюиту» для симф. оркестра (1943).
В послевоенные годы создаётся мн. произв., посв. беспримерному подвигу сов. народа: оперы «Честь» Жуковского (1947), «Молодая гвардия» Мейтуса (1-я ред. 1947, 2-я — 1950), «Милана» Г. И. Майбороды (1957), симф. поэмы «Путями славы» Мейтуса (1945), «Освобождение Украины» Рыбальченко (1947), песни П. И. Майбороды («Расстилалися туманы», «О Вершигоре», «О Ляле Убийвовк»), Козицкого («О Гуле Королёвой»), Верёвки («Комсомольцы, вперёд»), Виленского («Песня про Ковпака»). Эта же тема находит отражение в кантате «Дружба народов» Г. И. Майбороды (1947), вок.-симф. поэме «Славься, Отчизна моя» Жуковского (1949). Легендарному партизанскому командиру С. А. Ковпаку посвятил свой 2-й квартет А. Д. Филиппенко (1948). После освобождения Украины от нем.-фаш. оккупантов восстанавливается деятельность муз. т-ров, оркестров, хоров, уч. заведений, создаются новые художеств. коллективы (Укр. нар. хор, 1943, ныне — им. Верёвки).
Во 2-й пол. 40-х — 50-е гг. расцветает песенный жанр. Появляются песни-портреты Героев Социалистич. Труда («Про Миколу Лукичева» Верёвки, «Про Марию Лысенко», «Про Марка Озерного», «Про Олену Хобту» П. И. Майбороды). Ряд песен, получивших всенародное признание, написали А. Д. Филиппенко («Песня мира и дружбы», «Радуйтесь, Карпаты», «Песня о комсомольской бригаде»), Кос-Анатольский («На горах Карпатах», «От Москвы до Карпат»), Штогаренко («Мы, солдаты мира», «Песня о заводе „Большевик“»), М. М. Жербин («Донбасс боевой»), Глушков («Застольная колхозная»), Цегляр («В нашем Киеве зелёном», «Песня о берёзе»). Создано много лирич. песен, ставших известными за пределами республики («Колхозный вальс», «Белые каштаны», «Киевский вальс» П. И. Майбороды, «Не шуми, калинушка», «Звёзды ясные над Днепром», «Киев родной» И. Н. Шамо). Самобытностью отмечены песни Верёвки, в к-рых своеобразно претворены принципы нар. многоголосия («Девушки из Донбасса», «Урожайная-хороводная», «Мы славим партию»).
Песня «Гей у лісі». В сб.: Демуцький П., «Українські народні пісні» (Киев, 1954).
Патриотич. песни создал А. Д. Филиппенко («Коммунистической партии хвала», «Славлю мою Советскую Отчизну», «С именем Ленина»).
Хор. музыка обогатилась произв. Лятошинского (циклы на стихи А. С. Пушкина и Т. Г. Шевченко), Козицкого (кантата для хора без сопровождения «Памяти большевика»), Штогаренко (цикл «Женские портреты»), Козака (свободные обработки нар. песен). Среди лучших вок.-симф. соч. — «Песня о партии» (1949) и «Ода песне» (1957) Ревуцкого, кантаты «Дружба народов» (1949), «Клятва молодёжи мира» (1954), «Октябрьские новеллы» (1957) Жуковского, «Мир и труд» Доминчена (1958), поэма «В Карпатах» Симовича (1949), оратория «Октябрь» Данькевича (1957), «Четыре украинские песни» Л. А. Грабовского (1959). Одно из этапных произв. в жанре оперы — «Богдан Хмельницкий» Данькевича (1953, посв. борьбе укр. народа против польской шляхты и за воссоединение с Россией). Крупным достижением явились также оперы «Лесная песня» Кирейко (1958, по одноим. драме Леси Украинки), «Арсенал» (1960) и «Тарас Шевченко» (1964) Г. И. Майбороды, «Украденное счастье» Мейтуса (1960, по произв. И. Я. Франко), «Первая весна» Жуковского (1960). Прочное место на сценах муз. т-ров заняли балеты «Маруся Богуславка» А. Г. Свечникова (1951), «Ростислава» Жуковского (1955), «Данко» (1948) и «Таврия» (1958) Нахабина, «Платок Довбуша» (1951) и «Сойкино крыло» (1957) Кос-Анатольского, «Кот в сапогах» (1959) и «Чёрное золото» (1960) В. Б. Гомоляки, «Тени забытых предков» Кирейко (1960). Много произв. разных жанров и форм появилось к 10-летию воссоединения зап.-укр. земель с Сов. Украиной (для симф. оркестра: «Поэма воссоединения» Лятошинского, «Гуцульская рапсодия» Г. И. Майбороды, «Закарпатские эскизы» Гомоляки, «Праздничная увертюра» Доминчена, «Украинское каприччио» Нахабина). В этих лроизв. впервые широко претворён муз. фольклор зап. областей Украины. В связи с 300-летием воссоединения Украины с Россией был создан ряд произв. на эту тему (вок.-симф. поэма «Запорожцы» Г. И. Майбороды, увертюры Мейтуса, Кирейко, сюита Борисова, сюита для струн. квартета Шамо, песни и хоры П. Д. Гайдамаки, Жуковского, Козака, П. И. Майбороды, Ревуцкого). В них широко претворены интонации укр. и рус. нар. песен.
Начиная с 1950-х гг. в симф. творчестве на первый план выдвинулся жанр симфонии, что свидетельствовало о зрелости укр. проф. музыки. Наивысшие достижения в этом жанре связаны с творчеством Лятошинского. Его 3-я (1951–55), 4-я (1963) и 5-я («Славянская», 1966) симфонии — образцы подлинно драматического, остроконфликтного симфонизма. Они оказали большое воздействие на дальнейшее развитие этого жанра в республике. Мастером эпического и картинного симфонизма проявил себя Штогаренко («Симфония-сказка» — 1946; 2-я — 1966; 3-я, «Киевская», — 1966; 4-я, «Молодёжная», — 1975). Тип лирико-драм. симфонизма представлен 2-й и 3-й симфониями Г. И. Майбороды (1952, 1976). Среди композиторов, работавших в этом жанре, — В. С. Бибик (3 симфонии — 1966, 1969, 1970), Борисов (2 симфонии — 1957, 1963), Б. Н. Буевский (2 симфонии — 1965, 1976), В. С. Губаренко (3 симфонии — 1962, 1965, 1975), Л. В. Дычко (1 симфония — 1970), В. М. Золотухин (1 симфония — 1970), Ю. Я. Ищенко (4 симфонии — 1964, 1968, 1972, 1976), И. Ф. Карабиц (2 симфонии — 1975, 1977), Кирейко (6 симфоний — 1952, 1964, 1968, 1970, 1975, 1979), Клебанов (4 симфонии — 1945, 1952, 1958, 1959), Колесса (2 симфонии — 1950, 1966), Л. Н. Колодуб (2 симфонии — 1958, 1964), Людкевич (1 симфония — 1952), Г. И. Ляшенко (2 симфонии — 1970, 1977), Н. Г. Полоз (5 симфоний — 1962, 1965, 1968, 1972, 1975), В. В. Сильвестров (1 симфония — 1963), Симович (6 симфоний — 1945, 1947, 1951, 1954, 1955, 1965), E. P. Станкович (4 симфонии — 1972, 1975, 1976, 1977), Таранов (9 симфоний — 1947, 1952, 1957, 2 в 1964, 1967, 1969, 1974, 1978), Шамо (3 симфонии — 1964, 1967, 1975), Б. Л. Яровинский (3 симфонии — 1950, 1960, 1964).
К достижениям укр. симфонизма относятся также сюиты Лятошинского («Тарас Шевченко», 1952; «Ромео и Джульетта», 1955; «Польская», 1963; «Славянская», 1967), Штогаренко («Памяти Леси Украинки», 1951), Таранова («Алтайская», 1955), Г. И. Майбороды («Король Лир», 1959). К жанру симф. поэмы обращались Гомоляка, Губаренко, Доминчен, Н. В. Дремлюга, В. М. Золотухин, Е. Н. Зубцов, Лапинский, Лятошинский, Симович, М. М. Скорик, Таранов, Цицалюк, Штогаренко. На основе фольклорного материала созданы «Славянская увертюра» Лятошинского (1964), «Гуцульский триптих» (1965), «Карпатский концерт» (1972) Скорика, 1-я (1960) и 2-я (1975) укр. карпатские рапсодии Колодуба, «Веснянки» Дычко (1969), «Весёлая увертюра» Рыбальченко (1964). Значит. развитие получил жанр концерта для инструмента с оркестром в творчестве Лятошинского («Славянский концерт» для фп., 1953), Штогаренко («Партизанские картины» для фп., 1959; концерт для скрипки, 1969), Губаренко (для виолончели, 1963), Скорика (для скрипки, 1969), Г. И. Майбороды (для скрипки, 1977) и др.
Важные гражданские темы воплощены в крупных вок.-симфонических соч.: ораториях «Дифирамб Севастополю» И. Б. Драго (1970), «Звёздная юность» Зубцова (1977), «Ленин» Дремлюги (1970), «Солдаты Ильича» Ковача (1970), «Путями Октября» Штогаренко (1967); кантатах «Дума о Довбуше» Бибика (1972), «Красная калина» (1969), «Ленин» (1970) Дычко, «Мать-Отчизна» Ляшенко (1975), «Весна» (1960), «Человек» (1964) Скорика, «Дума про бессмертного Кобзаря» (1960), «Прославим слово Ленина» (1967) А. Д. Филиппенко, «Бессмертному Кобзарю» Цегляра (1970); хор. концерте «Григорий Сковорода» (1971) и оратории «Заклинание огня» (1978) Карабица.
В оперном творчестве видное место заняли произв., в основу к-рых положены историко-революц. темы и социальные сюжеты. Наряду с традиц. формами композиторы используют в них приёмы ораториального и симф. письма. Нац. звучание музыки в большой мере зависит от глубокого претворения фольклорных стилевых основ. Ряд опер получил признание за пределами Украины. Среди них: «Гибель эскадры» (1967), «Мамай» (1970), «Возвращённый май» (1974), «Сквозь пламя» (1976) Губаренко, «Десять дней, которые потрясли мир» (1970), «Иркутская история» (1977) Карминского, «Коммунист» Клебанова (1967), «Братья Ульяновы» (1970), «Рихард Зорге» (1974) Мейтуса. Историко-патриотич. сюжеты легли в основу опер «Гайдамаки» Билаша (1971), «Ярослав Мудрый» Мейтуса (1972), «Ярослав Мудрый» Г. И. Майбороды (1975). Появились первые укр. монооперы: «Баллада войны» Билаша (1971), «Волжская баллада» Жуковского (1967), «Нежность» («Письма любви») Губаренко (1972). Темы общественно значимого содержания преобладают и в балетном творчестве: «Оксана» Гомоляки (1964), «Предрассветные огни» Дычко (1967), «Ведьма» Кирейко (1967), «Орися» Кос-Анатольского (1967), «Каменяры» Скорика (1967), «Поэма о Марине» Яровинского (1967), «Каменный властелин» Губаренко (1969).
Ещё в 1930-е гг. были созданы первые сов. укр. оперетты, завоевавшие любовь слушателя, — «Сорочинская ярмарка» (1936) и «Свадьба в Малиновке» (1938) A. П. Рябова. В послевоенные годы им созданы оперетты «Чудесный край» (1950), «Красная калина» (1954). Успешно работают в области оперетты Билаш («Чистый родник», 1976), Гомоляка («Алёнушка», 1959), Данькевич («Золотые ключи», 1947), И. В. Ильин («Товарищ Любовь», 1977; «Город на заре», 1978), Клебанов («Любит — не любит», 1971), Колодуб («Я люблю тебя», 1975), Красотов («Пропала девушка», 1966), В. А. Лукашов («Владимирская горка», 1959; «Домой вернулись моряки», 1964; «Бравый солдат Швейк», 1968), П. А. Поляков («Кого я люблю», 1959), B. П. Рождественский («За двумя зайцами», 1954; «Пламенное сердце», 1957), О. А. Сандлер («Дарите любимым тюльпаны», 1958; «На рассвете», 1964; «Четверо с улицы Жанны», 1966; «Каштаны Киева», 1972), А. Д. Филиппенко («Голый президент», 1967; «Сто первая жена султана», 1972), Цегляр («Желаем счастья», 1957; «Девушка и море», 1965; «Весь мир и даже больше», 1967).
Возникновение в кон. 50-х — нач. 60-х гг. ряда камерных оркестров стимулировало работу композиторов над произв. для коллективов этого типа. Среди них: 6 пьес Бибика (1975), «Маленькая камерная музыка» (No 1 — 1966, No 2 — 1972) Грабовского, Камерная симфония для скрипки и оркестра Губаренко (1967), Концертино Карабица (1972), симфониетта Кирейко (1971), сюита Клебанова (1971), симфония Сильвестрова (1965), партиты Скорика (1966, 1970, 1973), 6-я симфония Таранова (1964), 1-я симфония В. А. Филиппенко (1975), 2-я симфония (1966), дивертисмент для флейты, челесты и струнных (1967) Штогаренко. Камерно-инстр. жанр пополнился соч. Бибика, Борисова, Грабовского, Губаренко, Дычко, Ищенко, Карабица, Клебанова, Ляшенко, Полевого, Сильвестрова, Скорика, Станковича, А. Д. Филиппенко, Шамо, Штогаренко.
В области хор. музыки активно работали Бибик («Триптих», 1970), Дычко (кантаты для хора без сопровождения: «Четыре времени года», «Карпатская», хор. симфония «Ветер революции» — все в 1973), Жуковский (цикл «Братство», 1954), Лятошинский (циклы на сл. А. А. Фета, M. P. Рыльского, «Из прошлого»), Г. И. Майборода (циклы — 5 прелюдий на сл. Рыльского, 1964; 8 прелюдий на сл. Сосюры, 1967), С. Д. Орфеев (хоры на сл. А. Н. Майкова, И. Я. Франко, Рыльского, А. С. Малышко), Шамо (циклы: 4 хора на сл. Франко, 1958; «Летят журавли», 1963; «Карпатская сюита», 1964), Штогаренко («Шевченкиана», 1963; сюита «Дружба народов», 1964). Достижения в песенном жанре связаны с именами Билаша, В. И. Ильина, Карабица, Кос-Анатольского, Красотова, П. И. Майбороды, И. Д. Поклада. Романсовое творчество основывается на текстах поэтов-классиков и сов. поэтов. Наряду с лирич. текстами широко используются лирико-философские и гражданские. Усилился интерес к созданиюЗ вок. циклов. Эта тенденция проявилась в творчестве Гайдамаки, Грабовского, Губаренко, Дычко, Дремлюги, Ищенко, Г. И. Майбороды, Мейтуса, Надененко, Сильвестрова, Скорика.
Создана обширная муз. лит-ра для детей: пьесы: для разных инструментов, песни и хоры (Б. В. Алексеенко, Дычко, М. С. Завалишина, О. Ф. Кива, Ж. Е. Колодуб, А. И. Муха, К. А. Мясков, Ю. Г. Рожавская, Сильванский, А. Д. Филиппенко, В. А. Филиппенко, Б. М. Фильц); оперы — «Марийка-Растеряйла» Алексеенко (1971), «Терем-теремок» Драго (1950), «Когда есть друзья» Завалишиной (1966), «Терем-теремок» И. С. Польского (1950), «Сказка о потерянном времени"З Рожавской (1968), «В зелёном саду» А. Д. Филиппенко; инстр. концерты (Ищенко, Сильванский, Штогаренко); кантаты — «Солнечный круг» Дычко (1975), «Счастливое детство» (1949) и «Здравствуй, весна» (1952) Козицкого.
Развитие дореволюц. муз.-науч. мысли на Украине связано с именами Гесс де Кальве, Лысенко, П. П. Сокальского, В. И. Сокальского, И. И. Рачинского, Ф. М. Колессы, Степового, Стеценко, Подгорецкого, Людкевича. Однако широкие масштабы работа в области музыковедения получила только после Окт. революции. Видные представители укр. сов. музыковедения — Н. А. Гринченко, В. А. Дьяченко, К. В. Квитка, Г. Л. Любомирский, Д. Н. Ревуцкий. Осн. центры музыковедческой работы — секция музыковедения и критики CK Украины, отдел музыкознания Ин-та искусствоведения, фольклора и этнографии им. M. P. Рыльского АН УССР, спец. кафедры консерваторий, Харьковского ин-та иск-в, Донецкого муз.-пед. ин-та. В области истории музыки работают Л. Б. Архимович, Т. П. Булат, Н. М. Гордейчук, В. Д. Довженко, Л. П. Ефремова, М. П. Загайкевич, Ю. В. Малышев, С. С. Павлишин, Л. А. Пархоменко, М. Р. Черкашина-Губаренко, Т. В. Шеффер, А. Я. Шреер-Ткаченко; в области теории музыки — Н. А. Герасимова-Персидская, Н. А. Горюхина, В. В. Задерацкий, В. Н. Золочевский. Вопросами муз. эстетики занимаются А. Г. Костюк, И. Ф. Ляшенко; фольклор изучаютЗ З. И. Василенко, С. И. Грица, А. И. Гуменюк, Е. И. Мурзина, А. А. Правдюк. В разработку вопросов истории и теории музыки внесли вклад композиторы Козицкий, Людкевич, Ляшенко, А. И. Муха, Скорик, Таранов, Тиц, Фильц.
Среди исполнителей: певцы — нар. арт. СССР Н. Д. Ворвулев, З. М. Гайдай, Б. Р. Гмыря, Д. М. Гнатюк, Ю. А. Гуляев, П. П. Кармалюк, Н. К. Кондратюк, М. И. Литвиненко-Вольгемут, Е. С. Мирошниченко, А. Ю. Мокренко, И. С. Паторжинский, Д. И. Петриненко, Б. А. Руденко, Л. А. Руденко, А. Б. Соловьяненко, нар. арт. УССР М. И. Донец, Ю. С. Кипоренко-Даманский, О. А. Петрусенко; дирижёры и хор. дирижёры — нар. арт. СССР Л. Н. Венедиктов, А. З. Миньковский, Н. Г. Рахлин, К. А. Симеонов, С. В. Турчак, нар. арт. УССР Г. Г. Верёвка, А. Т. Авдиевский, М. М. Кречко, Н. Ф. Колесса, П. И. Муравский, А. Н. Сорока, В. С. Тольба; пианисты — Г. Н. Беклемишев, А. О. Лысенко, К. Н. Михайлов, Е. А. Ржанов, В. В. Сечкин, Н. П. Сук; скрипачи — А. М. Винокуров, А. Н. Горохов, Б. А. Которович, О. В. Крыса, А. В. Мельников, О. М. Пархоменко, Л. Шутко; виолончелисты — М. К. Чайковская, В. С. Червов.
В УССР работают (1980): т-ры оперы и балета — в Одессе, Киеве, Харькове, Львове, Донецке, Днепропетровске; оперные студии — при консерваториях, Харьковском ин-те иск-в; т-ры оперетты — в Харькове (1929), Киеве (1934), Одессе (1946; в 1947–54 — во Львове); филармонии во всех обл. центрах республики; муз. коллективы — капеллы «Думка» (1920), «Трембита» (1939), бандуристов (1918), Укр. нар. хор им. Г. Г. Верёвки (1943), Закарпатский нар. хор (1946), Черкасский нар. хор (1957), Киевский камерный хор (1964), струн. квартет им. Н. В. Лысенко (1951), Гос. симф. оркестр УССР (Киев, 1937), Симф. оркестр телевидения и радио (1929), симф. оркестры Одесской, Харьковской, Донецкой, Ворошиловградской, Крымской, Львовской, Днепропетровской, Запорожской филармоний, Киевский камерный оркестр (1964), Киевский оркестр укр. нар. инструментов (1970); Союз композиторов УССР (1932); высшие спец. уч. заведения — Киевская (1913), Одесская (1913), Львовская (1939) консерватории, Харьковский ин-т иск-в (1917), Донецкий муз.-пед. ин-т (1968); в ряде пед. ин-тов республики имеются муз.-пед. ф-ты; 33 муз. уч-ща, 28 культ.-просвет. уч-щ, св. 900 детских муз. школ. Работает муз. издательство «Музична Україна». С 1923 издаётся журн. «Музика» (в разные годы выходил под названиями: «Музика масам», «Радянська музика»; с 1970 — совр. название).
Литература: Лысенко H., Характеристика музыкальных особенностей малорусских дум и песен, исполняемых кобзарем Вересаем, в кн.: Кобзарь Остап Вересай, К., 1874 (переиздание на укр. яз., Київ, 1955); Сокальский П., Русская народная музыка, великорусская и малорусская в ее строении мелодическом и ритмическом и отличия ее от основ современной гармонической музыки, Хар., 1888, переизд. на укр. яз., Київ, 1959; Колесса Ф., Ритміка українських народних пісень, Львів, 1907 (переизд. в кн.: Колесса Ф., Музикознавчі праці, Київ, 1970); его же, Мелодії українських народних дум, в кн.: Матеріали до української етнології, т. 13, Львів, 1910, т. 14, Львів, 1913 (переизд., Київ, 1969); Грінченко М. О., Iсторія української музики, Київ, 1922; его же, Вибране. (Зб. статей), Київ, 1959; Довженко В., Нариси з історії української радянської музики, ч. 1–2, Київ, 1957, 1967; Aрхимович Л. Б., Українська класична опера, Київ, 1957; её же, Шляхи розвитку української радянської опери, Київ, 1970; Гордійчук М. М., Українська радянська музика, Київ, 1957; его же, Українська радянська симфонічна музика, Київ, 1969; Архимович Л., Карышева Т., Шеффер Т., Шреер-Ткаченко A., Музыкальная культура Украины, M., 1961; Гуменюк А., Українські народні музичні інструменти, Київ, 1967; Грица С. Й., Дей О. I., Принципи класифікації і наукового видання української словесно-музичної народної творчості на сучасному этапі, Київ, 1968; Бoровик M. K., Український радянський камерно-інструментальний ансамбль, Київ, 1968; Iсторія українскої дожовтневої музики, Київ, 1969; Загайкевич М. П., Українська балетна музика, Київ, 1969; История музыки народов СССР, т. 1–5, M., 1970–74; Гошовский В., У истоков народной музыки славян, М., 1971; Квитка К., Избранные труды, т. 1–2, М., 1971–73; Грица С., Музыкальные особенности украинских народных дум, в сб.: Украинские народные думы, М., 1972; Герасимова-Персидська Н., Хоровий концерт на Україні в XVII–XVIII ст., Київ, 1978; Музыкальная культура Украинской ССР, М., 1979; Пархоменко Л. О., Українська хорова п’єса, К., 1979; Булат Т. П., Український романс, Київ, 1979.
Н. M. Гордейчук, С. И. Грица
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.