Фонизм

Категории словаря

Фонизм (от греч. ponn — звук) — краска (или характер) звучания аккорда самого по себе, независимо от его тонально-функционального значения (коррелятивное к фонизму понятие — функциональность). Например, аккорд f-as-с в C-dur имеет две стороны — функциональную (это тональный неустой, причём звук пониженной VI ступени лада имеет динамическое значение обострения тонального тяготения) и фоническую (это аккорд минорной окраски, спокойно-консонирующего звучания, причём звук минорной терции фокусирует в себе колористические свойства сумрачности, затенённости, некоторой «инертности» созвучия).

Фонизм может быть свойствен и сочетанию аккордовых звуков с неаккордовыми. Если функциональность определяется ролью данного созвучия по отношению к тональному центру, то фонизм — структурой созвучия, его интерваликой, расположением, звуковым составом, удвоением тонов, регистром, длительностью звучания, порядком последования аккордов, инструментовкой и т. п. факторами. Напр., «смена мажорного трезвучия одноименным минорным… создает яркий фонический контраст» при полном отсутствии контраста функционального (Ю. Н. Тюлин, 1976, 0.10; см. оборот IV–IV > при словах «их сладкий аромат туманит мне сознанье» в романсе С. В. Рахманинова «У моего окна»).

Фонические свойства гармонии автономизировались начиная гл. обр. с эпохи романтизма (напр., применение в разл. значениях звучности малого септаккорда во вступлении к опере «Тристан и Изольда»). В музыке кон. 19 — нач. 20 вв. постепенно высвобождающийся от связи со своим коррелятом Ф. превращается в два типичных для гармонии 20 в. явления: 1) повышение конструктивной значимости определённого созвучия (напр., уже H. A. Римский-Корсаков в последней сцене «Снегурочки» сознательно применил одни только мажорные трезвучия и доминантовые секундаккорды с целью придать хору «Свет и сила бог Ярила» особенно светлый и солнечный колорит) вплоть до построения целого произведения на основе одного аккорда (симф. поэма «Прометей» Скрябина); 2) в сонорный принцип гармонии (тембровую гармонию), напр. No 38 («Полночь») из балета «Золушка» Прокофьева. Термин «фонизм» введён Тюлиным.

Литература: Тюлин Ю. Н., Учение о гармонии, Л., 1937, М., 1966; его же, Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации, (кн. 1), Музыкальная фактура, М., 1976; Mазель Л. A., Проблемы классической гармонии, М., 1972; Бершадская Т. С., Лекции по гармонии, Л., 1978.

Ю. Н. Холопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Компьютерная музыка Термины и понятия
Октоих Церковная музыка

рекомендуем

смотрите также

Скерцо Музыкальные жанры и формы
Полька Музыкальные жанры и формы
Уменьшённый лад Теория музыки
Мелос Термины и понятия
Дутар Национальные культуры
Полиладовость Теория музыки
Молдавский балет Балет и танец
Компримарио Термины и понятия
Тональность Теория музыки
Реализм (музыка) Термины и понятия

Реклама