Фонизм

Категории словаря

Фонизм (от греч. ponn — звук) — краска (или характер) звучания аккорда самого по себе, независимо от его тонально-функционального значения (коррелятивное к фонизму понятие — функциональность). Например, аккорд f-as-с в C-dur имеет две стороны — функциональную (это тональный неустой, причём звук пониженной VI ступени лада имеет динамическое значение обострения тонального тяготения) и фоническую (это аккорд минорной окраски, спокойно-консонирующего звучания, причём звук минорной терции фокусирует в себе колористические свойства сумрачности, затенённости, некоторой «инертности» созвучия).

Фонизм может быть свойствен и сочетанию аккордовых звуков с неаккордовыми. Если функциональность определяется ролью данного созвучия по отношению к тональному центру, то фонизм — структурой созвучия, его интерваликой, расположением, звуковым составом, удвоением тонов, регистром, длительностью звучания, порядком последования аккордов, инструментовкой и т. п. факторами. Напр., «смена мажорного трезвучия одноименным минорным… создает яркий фонический контраст» при полном отсутствии контраста функционального (Ю. Н. Тюлин, 1976, 0.10; см. оборот IV–IV > при словах «их сладкий аромат туманит мне сознанье» в романсе С. В. Рахманинова «У моего окна»).

Фонические свойства гармонии автономизировались начиная гл. обр. с эпохи романтизма (напр., применение в разл. значениях звучности малого септаккорда во вступлении к опере «Тристан и Изольда»). В музыке кон. 19 — нач. 20 вв. постепенно высвобождающийся от связи со своим коррелятом Ф. превращается в два типичных для гармонии 20 в. явления: 1) повышение конструктивной значимости определённого созвучия (напр., уже H. A. Римский-Корсаков в последней сцене «Снегурочки» сознательно применил одни только мажорные трезвучия и доминантовые секундаккорды с целью придать хору «Свет и сила бог Ярила» особенно светлый и солнечный колорит) вплоть до построения целого произведения на основе одного аккорда (симф. поэма «Прометей» Скрябина); 2) в сонорный принцип гармонии (тембровую гармонию), напр. No 38 («Полночь») из балета «Золушка» Прокофьева. Термин «фонизм» введён Тюлиным.

Литература: Тюлин Ю. Н., Учение о гармонии, Л., 1937, М., 1966; его же, Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации, (кн. 1), Музыкальная фактура, М., 1976; Mазель Л. A., Проблемы классической гармонии, М., 1972; Бершадская Т. С., Лекции по гармонии, Л., 1978.

Ю. Н. Холопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Мюнхен музыкальный Национальные культуры
Полигармония Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Австралийская музыка Национальные культуры
Spiccato, спиккaто Теория музыки
Альт Теория музыки
Кампанелла Музыкальные жанры и формы
Буэнос-Айрес музыкальный Национальные культуры
Дастан Национальные культуры
Реля Музыкальные инструменты
Пентатоника Теория музыки
Спинет Музыкальные инструменты

Реклама