Экспромт (от лат. expromptus — готовый) — инструментальная пьеса импровизационного характера. Экспромт как самостоятельный музыкальный жанр, главным образом фортепианной пьесы, распространился в 19 в. (до этого существовал в литературе) в период становления романтического направления в музыке, в связи с особым значением, придаваемым импровизационности, непосредственности лирического высказывания в эстетике этого направления.
Среди первых произв. в жанре экспромта — фп. экспромты Я. В. Воржишека ор. 7 (1822); к жанру экспромта обращался также Г. А. Маршнер (ор. 22, 23). Классич. образцы жанра — экспромты ор. 90 и ор. 142 Шуберта (1827, назв. дано издателем), наряду с его же «Музыкальными моментами» оказавшие большое влияние на дальнейшее развитие романтич. фп. миниатюры. В экспромтах Шуберта наметились особенности будущих монотематич. поэмных форм с чертами сонатности (ор. 90 No 1) и собственно миниатюры, своего рода «песни без слов» (ор. 90 No 3); вместе с тем в них ощутимы и генетич. связи с жанрами и формами, сложившимися в музыке венской классич. школы (сонатная форма в экспромте ор. 142 No 1; напоминающий менуэт с трио экспромт ор. 142 No 2).
В творчестве Ф. Шопена закрепилась трактовка экспромта как более крупной по форме (напр., по сравнению с его «Прелюдиями») пьесы; в его экспромтах использована преим. сложная 3-частная форма с ярко выраженным контрастом между фигурационными («этюдными» или «прелюдийными») крайними частями и кантиленной средней («Фантазия-экспромт» ор. 66, экспромты ор. 29 и 51; ср. с экспромтами Шуберта ор. 90 No 2 и No 4), представляющими два осн. типа романтич. пианизма. Однако само назв. «экспромт», не несущее в себе точного, конкретного определения типа соч. и его структуры, допускает свободную трактовку жанра и формы. Так, связь импровизационности и варьирования проявилась в экспромте ор. 39 Шопена и в экспромте ор. 5 Шумана. Жанровые связи, проникновение в произв. песенности или танцевальности иногда фиксируются и в его названии (напр., «Вальс-экспромт» Листа, Экспромт в форме мазурки Скрябина).
В русской музыке экспромт, как правило, восходят к шопеновскому типу, оказавшемуся наиболее устойчивым (П. И. Чайковский, А. С. Аренский, А. К. Лядов, А. Н. Скрябин). Пьесы в жанре экспромта созданы также Э. Григом, Г. Форе, Ф. Пуленком и др.
Литература: Kahl W., Das lyrische Klavierstuck Schuberts und seiner Vorganger seit 1810, «AfMw», 1921, Jahrg. 3, H. 1–2; его же, Aus der Fruhjahrszeit des lyrischen Klavierstucks, «ZfM», 1922, Jahrg. 89.
E. M. Царёва
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.